Регистрация    Войти
Авторизация

Осознавая себя

Категория: Позиция » Cтатьи » Колонка редактора
Осознавая себя  Когда у Дэн Сяопина спросили, как он относится к Великой французской революции (1789–1799), он ответил: «Прошло слишком мало времени, чтобы давать оценку этому событию». Между тем, к тому времени после той революции прошло уже более двухсот лет. Наверняка великий китаец считал, что те революционные события – достояние не только одной страны, но и мира в целом. Интересно было бы узнать его мнение о другой революции, более близкой нам по историческим вехам. Речь о тех событиях, которые произошли 100 лет назад в нашей с вами истории и наложили неизгладимый отпечаток на нашу жизнь.
 

Эту революцию, знаменовавшую собой смену общественно-политической формации и хотя бы потому, в отличие от французской, гораздо более фундаментальную и значимую, сегодня старательно замалчивают. Причина здесь вполне понятна – социалистический эксперимент, длившийся чуть более семидесяти лет, закончился откатом к капиталистическим устоям, но так напугал нынешних власть имущих, что забыть его приказано как страшный сон. В результате той революции впервые и единственный раз в истории человечества частное право на средства производства перешло в общественное. Основная идея той революции, идея равенства преподнесена теперь как банальная уравниловка, а главные реформы в сферах образования, здравоохранения и социальной политики приводятся по-быстрому, путем брутального слома, к стандартным западным стереотипам. По которым никакого равенства нет, есть лишь две разновеликие субстанции, не пересекающиеся друг с другом – власть и народ. Первая из них обладает капиталом, вторая – правом на труд. Именно в попытке подравнять всех в правах и состоит грех революции, свершившейся сто лет назад.

 

Не совсем согласен с великим китайцем, что о событиях такого масштаба судить слишком рано. Но, объективно говоря, оценить сейчас произошедшее сто лет назад практически невозможно – так уж сложилось, что капитал сегодня оказывает довлеющее влияние даже на попытки серьезных аналитиков трезво мыслить. Что толку всем размышлениям и выводам, если широко твои исследования обсуждаться не будут? Конъюнктура современного мироустройства поощряет лояльность, а не критическое мышление. Бытие определяет сознание.

 

Между тем вопросов, связанных со столетием этой революции, которые не имеют сегодня ответов, великое множество. Позволю себе озвучить только некоторые из них.

 

Действительно ли тогда в стране сложились объективные условия для революции, верхи не хотели, а низы не могли жить по-старому? Или революция произошла только сверху и это было лишь насилием над страной?

 

А что было бы, если бы те значимые преобразования пошли только эволюционным путем и все завершилось бы лишь Февральской революцией?

Были ли помыслы у ее организаторов так чисты, как на протяжении многих десятилетий нам рассказывали в учебниках? Если да, то они великие герои и мученики, если нет – то что меркантильное двигало ими?

 

Насколько важным фактором в том, что революция состоялась, была Первая мировая война?

 

Почему именно в этой стране организовалась такая мощная революционная структура, члены которой многие годы провели в тюрьмах и ссылках, страдая только за идею? Ведь великих мыслителей и борцов за права народа хватает и в передовых странах Европы.

 

Без ответов на эти и подобные им вопросы ту революцию не осознать. В Европе были свои Реформация и Возрождение, представленные родившимися в один год Лютером и Рафаэлем, ломавшие все старое, прежнее мироустройство и бывшие, как это ни парадоксально, абсолютно противоположными друг другу. Огромное число необъяснимых (с нашей точки зрения) бед и жертв принесла Французская революция, отождествляющаяся в нашем представлении с Маратом и Робеспьером. Нам эти события интересны лишь с точки зрения истории, по большей части из любопытства. Они так далеки от нас, у нас свои герои. Понять же, почему мы такие сегодня, что с нами происходит сейчас, могут дать только ответы на вопросы, поставленные историей у нас, нашей революцией. Кухаркины ли мы дети, потомки бескорыстных преобразователей истории, а в ком из нас течет голубая кровь «гнилой интеллигенции»? Ведь для того, чтобы смотреть в будущее, нужно как можно лучше понимать свое прошлое.

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

 
Источник Позиция 
Loading...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: