Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Бюджет-2018. Непростые аспекты децентрализации

Бюджет-2018. Непростые аспекты децентрализации

Категорія: Економіка, Регіон
Бюджет-2018. Непростые аспекты децентрализации Киев предлагает увеличить полномочия регионов. И в Украине уже второй год правительство демонстрирует новое качество бюджетного процесса. Проект госбюджета на 2018 год и пакет законодательных изменений представлены в парламент вовремя. С 15 сентября началась широкая и открытая дискуссия вокруг его основных параметров.
 

Блок местного самоуправления не является в проекте бюджета исключением, ведь децентрализация задекларирована как один из приоритетов. Вместе с тем системный анализ предполагаемых изменений дает возможность выделить ряд значительных рисков для местного самоуправления.

 

В программе «Сфера интересов» с Натальей Федоровой на ТРК «Алекс» тему бюджета обсуждали депутаты Запорожского областного совета Василий Хвостак и Сергей Знаменский. Напомним, что Василий Хвостак является секретарем постоянной комиссии по вопросам бюджета, а Сергей Знаменский – председатель постоянной комиссии по вопросам социальной политики и труда.

 

– Сегодня эксперты утверждают, что бюджет-2018, проект которого сейчас рассматривают, несет в себе определенные риски для местного самоуправления. На ваш взгляд, это так?

 

Василий Хвостак:

– Эти риски закладывались, когда еще начался процесс децентрализации. Нужно отдать должное, все было сделано «очень профессионально». Сначала на местный уровень сбросили все расходы… Я имею в виду содержание, например, ПТУ и других учебных заведений среднего уровня. А теперь, уже вторым шагом, урезается на них финансирование. Я думаю, это был плановый шаг для того, чтобы переложить расходы и проблемы на местный уровень.

 

Бюджет-2018. Непростые аспекты децентрализацииСергей Знаменский: – Мы уже второй год занимаемся проблемами ПТУ – важнейшего звена образовательного процесса. Сейчас финансирование и обеспечение работы училищ – это забота областного совета. Вместе с тем на следующий год запланирована передача колледжей на областной уровень. Это означает, что предполагается выделить примерно 220 млн грн из областного бюджета на их финансирование. Речь идет о выемке этих денег из бюджета развития, которого и так не хватает.

 

– ПТУ – это секторальная реформа образования. Главная идея реформы децентрализации заключалась в передаче бюджетов на местный уровень и предоставление самостоятельности территориям. Как я понимаю, сегодня нагрузка ложится именно в части затрат?

Василий Хвостак:

– Расходы в виде вышеназванных объектов уже переданы. Значит, можно заняться доходной частью. Сейчас обсуждается бюджет следующего года. К сожалению, многие важные программы не будут профинансированы. Это вызывает определенный резонанс и дефицит местных бюджетов.

 

Сергей Знаменский:

– Сегодня мы уже видим, что государство постепенно избавляется от функции обеспечения даже минимумом прожиточных условий. Это касается сферы медицины, образования и других социальных аспектов. В Западной Европе происходят аналогичные процессы. Многие слышали, что в Италии две провинции с центрами в Венеции и Милане провели референдум местного значения, чтобы увеличить полномочия управленческих структур (по-нашему – громад) в части распоряжения экологическими средствами, водными ресурсами и.т.д. Сегодня Украина ускоренными темпами идет по этому же пути.

 

– Если вернуться в Украину, то бюджетным пакетом предлагается изменить существующий мотивационный механизм горизонтального выравнивания путем увеличения с 50 до 80% объема изъятия средств из местных бюджетов в государственный. Речь идет о реверсной дотации. Это приведет к необоснованному уменьшению финансового ресурса местных бюджетов. Именно в этом предложении заложен наибольший риск для дальнейшего продвижения реформы децентрализации. Это какой-то диссонанс: денег меньше, а расходов больше.

 

Василий Хвостак:

– Многие считают, что государство, у которого есть деньги, все за нас решит и профинансирует. Но откуда берутся эти деньги? Они берутся из тех налогов, которые платим мы и работающие предприятия. Самая большая статья, наполняющая областной бюджет, – это налоги на доходы физических лиц. Это не много и не мало – около 967 млн грн в год и составляет 57–58% от поступлений.

 

Давайте разберемся, что такое реверсное возвращение в государственный бюджет и как рассчитывается этот показатель. Допустим, в Запорожской области работают 100 человек и получают по 1000 гривен, причем из них только 80 официально трудоустроены и платят подоходный налог. В другой области из 100 работают «по белому» только 50 человек. И средний показатель отчислений с дохода на человека у них будет меньше, чем у нас. Потому что налоги платят только официально устроенные работники, работающие на территории этой областной громады, а суммы дохода пусть будут равные.

Для расчета реверсного возврата берется средний показатель между областями. Если в Запорожской области количество людей честно работают и платят налоги больше чем средний показатель по Украине, то и сумма с которой рассчитывается возврат в государственный бюджет выше.

 

Выходит, парламентарии говорят: из того, что выше среднего, пожалуйста, верните нам 50%. А теперь предлагают 80% отдать в центр! В нынешнем году мы реинвестировали в центральный бюджет примерно 86 млн грн. Многие люди, например, в Запорожье официально трудоустроены и платят налоги, поэтому из городского бюджета пришлось отдать «наверх» примерно 250 млн грн. Выходит, что государственный подход, формула изъятия денег стимулирует, чтобы люди работали «по-черному»?

 

Сергей Знаменский:

– Главное, что в сложившейся ситуации государство не стимулирует производство и лиц, занятых различными формами деятельности, которые отчисляют деньги в бюджет. Чем больше будешь работать, тем больше придется отдать денег. Так сложилось исторически, что сегодня базовые (дотационные) бюджеты остались в Западной Украине: Львовская, Ровненская, Тернопольская области.

 

Сегодня мы видим, что государство не справляется со своими функциями и приходится возвращаться к ручному управлению. Увеличение с 50 до 80% – это и есть пример ручного управления, когда изымаются деньги у тех, кто может зарабатывать. Это не путь к децентрализации! Это возвращение к старым методам управления государством.

 

– Территории планируют свое экономическое развитие, готовят инвестиционные планы и инвестпаспорта, создаются ОТГ. А что в целом будет с регионом? Есть ли в области план экономического развития?

Сергей Знаменский:

– Ежегодно областной совет принимает планы социально-экономичного и культурного развития региона на следующий год. Рассмотрев детально этот вопрос, мы увидели, что бюджет, который верстается, никаким образом не коррелируется с планами развития. Несмотря на то, что бОльшая часть статей являются защищенными, то есть априори наперед профинансированными, а также имеется ряд основных программ, базовых для региона, но есть немалая сумма – 15–20% с бюджета развития, которую можно регулировать.

 

Люди нам доверили представлять их интересы в облсовете, поэтому мы, депутаты, сами должны определить, что является для развития области первоочередным. То ли инфраструктура, медицинские услуги, которые все хуже и хуже реализуются в нашей области, образование или социальная сфера.

 

Василий Хвостак:

– Есть выражение: пусть плохенький план, приблизительный, чем когда планов и приоритетов вообще нет, и решение принимается без нацеливания на результат, в режиме ручного управления.

 

– Сейчас в Киеве идет формирование главного бюджета страны. Имеют ли депутаты на уровне области возможность как-то влиять на этот процесс?

 

Василий Хвостак:

– Согласно реформе, подоходные налоги с физических лиц остаются в области. А из чего формируется центральный бюджет? Обычно он состоит из двух основных источников: налоги с предприятий, в основном крупных, и субвенции Международного валютного фонда. Государственные субвенции местным советам – это те же налоги, собранные с территорий. Если мы идем к децентрализации, то может эти деньги нужно оставлять на местах, удовлетворить все потребности а остальное направлять в центр?

 

– Вместе с тем увеличивают в десятки раз расходы на Администрацию президента Украины, зарплату работникам бюджетных предприятий...

Сергей Знаменский:

– Как воздействовать? Как говорится step by step. Такие вопросы решаются эволюционным путем. Может, правительство двигается в правильном направлении, передавая нам училища и колледжи, однако сам процесс до конца не доводится. Наверное, правильно, чтобы на местах планировали, по каким специальностям, востребованным в регионе, нужно обучать молодежь. И со временем сокращать набор или увеличивать. Колледжи и училища находятся как в Запорожье, так и в городах областного значения: Мелитополе, Бердянске и других населенных пунктах.

 

Новообразованные громады и облсоветы, по нашему глубокому убеждению, имеют право решать, насколько им необходимо то или иное учебное заведение, и кто его будет финансировать. И главную роль должно играть руководство областного совета, как структура, права которой делегировали жители области.

 

Василий Хвостак:

– Что касается налоговой системы, то считаю, ее нужно упрощать. Приведу пример. Бухгалтер в Англии на подготовку отчетов тратит около восьми часов своего рабочего времени в год. У нас – все 200 а то и 300 часов! Эту систему сбора налогов надо упрощать. И нужно учесть, какая в целом должна быть норма изъятия налогов из работающего предприятия. Известно, что она не должна превышать 37,7% . Если больше, то производство уходит в «тень». Экономика развивается, когда налоговое давление маленькое.

 

Мы с нашими налогами не являемся конкурентами остальным производителям, которые импортируют товары в Украину. И чтобы защитить украинских производителей, нужно сделать простую и доступную систему налогообложения.

 

Самое большое наполнение – 58% поступлений в бюджет идет за счет подоходного налога. Наверное, стоит оставить всего 3–4 налога, а сейчас их намного больше.

 

– Когда-то Запорожская область входила в пятерку развитых и экономически состоятельных территорий. Дайте оценку нашего сегодняшнего потенциала.

 

Сергей Знаменский:

– Трудно сказать, я думаю, мы остаемся в этой пятерке, учитывая проблемы, существующие в Луганской и Донецкой областях. Наше производство, благодаря многим разумным руководителям Запорожской области регулярно пополняет бюджет. И поддерживается достойный уровень жизни в регионе. Заметьте, у нас нет социальных волнений, руководители удерживают политическую ситуацию стабильной. Считаю, что перспективы у областного совета с нынешним руководством и составом неплохие. Нужно двигаться вперед, шаг за шагом, не революционно, а эволюционно.

 

– Спасибо за интересное интервью на очень сложную тему. Надеемся, что бюджет Запорожской области-2018 будет сформирован с учетом интересов всей запорожской громады.

 

Василий Хвостак:

– Мы для этого приложим все усилия!

 

Источник Позиция