Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Бюджет-2018. Непростые аспекты децентрализации

Бюджет-2018. Непростые аспекты децентрализации

Категория: Экономика, Регион
Бюджет-2018. Непростые аспекты децентрализации Киев предлагает увеличить полномочия регионов. И в Украине уже второй год правительство демонстрирует новое качество бюджетного процесса. Проект госбюджета на 2018 год и пакет законодательных изменений представлены в парламент вовремя. С 15 сентября началась широкая и открытая дискуссия вокруг его основных параметров.
 

Блок местного самоуправления не является в проекте бюджета исключением, ведь децентрализация задекларирована как один из приоритетов. Вместе с тем системный анализ предполагаемых изменений дает возможность выделить ряд значительных рисков для местного самоуправления.

 

В программе «Сфера интересов» с Натальей Федоровой на ТРК «Алекс» тему бюджета обсуждали депутаты Запорожского областного совета Василий Хвостак и Сергей Знаменский. Напомним, что Василий Хвостак является секретарем постоянной комиссии по вопросам бюджета, а Сергей Знаменский – председатель постоянной комиссии по вопросам социальной политики и труда.

 

– Сегодня эксперты утверждают, что бюджет-2018, проект которого сейчас рассматривают, несет в себе определенные риски для местного самоуправления. На ваш взгляд, это так?

 

Василий Хвостак:

– Эти риски закладывались, когда еще начался процесс децентрализации. Нужно отдать должное, все было сделано «очень профессионально». Сначала на местный уровень сбросили все расходы… Я имею в виду содержание, например, ПТУ и других учебных заведений среднего уровня. А теперь, уже вторым шагом, урезается на них финансирование. Я думаю, это был плановый шаг для того, чтобы переложить расходы и проблемы на местный уровень.

 

Бюджет-2018. Непростые аспекты децентрализацииСергей Знаменский: – Мы уже второй год занимаемся проблемами ПТУ – важнейшего звена образовательного процесса. Сейчас финансирование и обеспечение работы училищ – это забота областного совета. Вместе с тем на следующий год запланирована передача колледжей на областной уровень. Это означает, что предполагается выделить примерно 220 млн грн из областного бюджета на их финансирование. Речь идет о выемке этих денег из бюджета развития, которого и так не хватает.

 

– ПТУ – это секторальная реформа образования. Главная идея реформы децентрализации заключалась в передаче бюджетов на местный уровень и предоставление самостоятельности территориям. Как я понимаю, сегодня нагрузка ложится именно в части затрат?

Василий Хвостак:

– Расходы в виде вышеназванных объектов уже переданы. Значит, можно заняться доходной частью. Сейчас обсуждается бюджет следующего года. К сожалению, многие важные программы не будут профинансированы. Это вызывает определенный резонанс и дефицит местных бюджетов.

 

Сергей Знаменский:

– Сегодня мы уже видим, что государство постепенно избавляется от функции обеспечения даже минимумом прожиточных условий. Это касается сферы медицины, образования и других социальных аспектов. В Западной Европе происходят аналогичные процессы. Многие слышали, что в Италии две провинции с центрами в Венеции и Милане провели референдум местного значения, чтобы увеличить полномочия управленческих структур (по-нашему – громад) в части распоряжения экологическими средствами, водными ресурсами и.т.д. Сегодня Украина ускоренными темпами идет по этому же пути.

 

– Если вернуться в Украину, то бюджетным пакетом предлагается изменить существующий мотивационный механизм горизонтального выравнивания путем увеличения с 50 до 80% объема изъятия средств из местных бюджетов в государственный. Речь идет о реверсной дотации. Это приведет к необоснованному уменьшению финансового ресурса местных бюджетов. Именно в этом предложении заложен наибольший риск для дальнейшего продвижения реформы децентрализации. Это какой-то диссонанс: денег меньше, а расходов больше.

 

Василий Хвостак:

– Многие считают, что государство, у которого есть деньги, все за нас решит и профинансирует. Но откуда берутся эти деньги? Они берутся из тех налогов, которые платим мы и работающие предприятия. Самая большая статья, наполняющая областной бюджет, – это налоги на доходы физических лиц. Это не много и не мало – около 967 млн грн в год и составляет 57–58% от поступлений.

 

Давайте разберемся, что такое реверсное возвращение в государственный бюджет и как рассчитывается этот показатель. Допустим, в Запорожской области работают 100 человек и получают по 1000 гривен, причем из них только 80 официально трудоустроены и платят подоходный налог. В другой области из 100 работают «по белому» только 50 человек. И средний показатель отчислений с дохода на человека у них будет меньше, чем у нас. Потому что налоги платят только официально устроенные работники, работающие на территории этой областной громады, а суммы дохода пусть будут равные.

Для расчета реверсного возврата берется средний показатель между областями. Если в Запорожской области количество людей честно работают и платят налоги больше чем средний показатель по Украине, то и сумма с которой рассчитывается возврат в государственный бюджет выше.

 

Выходит, парламентарии говорят: из того, что выше среднего, пожалуйста, верните нам 50%. А теперь предлагают 80% отдать в центр! В нынешнем году мы реинвестировали в центральный бюджет примерно 86 млн грн. Многие люди, например, в Запорожье официально трудоустроены и платят налоги, поэтому из городского бюджета пришлось отдать «наверх» примерно 250 млн грн. Выходит, что государственный подход, формула изъятия денег стимулирует, чтобы люди работали «по-черному»?

 

Сергей Знаменский:

– Главное, что в сложившейся ситуации государство не стимулирует производство и лиц, занятых различными формами деятельности, которые отчисляют деньги в бюджет. Чем больше будешь работать, тем больше придется отдать денег. Так сложилось исторически, что сегодня базовые (дотационные) бюджеты остались в Западной Украине: Львовская, Ровненская, Тернопольская области.

 

Сегодня мы видим, что государство не справляется со своими функциями и приходится возвращаться к ручному управлению. Увеличение с 50 до 80% – это и есть пример ручного управления, когда изымаются деньги у тех, кто может зарабатывать. Это не путь к децентрализации! Это возвращение к старым методам управления государством.

 

– Территории планируют свое экономическое развитие, готовят инвестиционные планы и инвестпаспорта, создаются ОТГ. А что в целом будет с регионом? Есть ли в области план экономического развития?

Сергей Знаменский:

– Ежегодно областной совет принимает планы социально-экономичного и культурного развития региона на следующий год. Рассмотрев детально этот вопрос, мы увидели, что бюджет, который верстается, никаким образом не коррелируется с планами развития. Несмотря на то, что бОльшая часть статей являются защищенными, то есть априори наперед профинансированными, а также имеется ряд основных программ, базовых для региона, но есть немалая сумма – 15–20% с бюджета развития, которую можно регулировать.

 

Люди нам доверили представлять их интересы в облсовете, поэтому мы, депутаты, сами должны определить, что является для развития области первоочередным. То ли инфраструктура, медицинские услуги, которые все хуже и хуже реализуются в нашей области, образование или социальная сфера.

 

Василий Хвостак:

– Есть выражение: пусть плохенький план, приблизительный, чем когда планов и приоритетов вообще нет, и решение принимается без нацеливания на результат, в режиме ручного управления.

 

– Сейчас в Киеве идет формирование главного бюджета страны. Имеют ли депутаты на уровне области возможность как-то влиять на этот процесс?

 

Василий Хвостак:

– Согласно реформе, подоходные налоги с физических лиц остаются в области. А из чего формируется центральный бюджет? Обычно он состоит из двух основных источников: налоги с предприятий, в основном крупных, и субвенции Международного валютного фонда. Государственные субвенции местным советам – это те же налоги, собранные с территорий. Если мы идем к децентрализации, то может эти деньги нужно оставлять на местах, удовлетворить все потребности а остальное направлять в центр?

 

– Вместе с тем увеличивают в десятки раз расходы на Администрацию президента Украины, зарплату работникам бюджетных предприятий...

Сергей Знаменский:

– Как воздействовать? Как говорится step by step. Такие вопросы решаются эволюционным путем. Может, правительство двигается в правильном направлении, передавая нам училища и колледжи, однако сам процесс до конца не доводится. Наверное, правильно, чтобы на местах планировали, по каким специальностям, востребованным в регионе, нужно обучать молодежь. И со временем сокращать набор или увеличивать. Колледжи и училища находятся как в Запорожье, так и в городах областного значения: Мелитополе, Бердянске и других населенных пунктах.

 

Новообразованные громады и облсоветы, по нашему глубокому убеждению, имеют право решать, насколько им необходимо то или иное учебное заведение, и кто его будет финансировать. И главную роль должно играть руководство областного совета, как структура, права которой делегировали жители области.

 

Василий Хвостак:

– Что касается налоговой системы, то считаю, ее нужно упрощать. Приведу пример. Бухгалтер в Англии на подготовку отчетов тратит около восьми часов своего рабочего времени в год. У нас – все 200 а то и 300 часов! Эту систему сбора налогов надо упрощать. И нужно учесть, какая в целом должна быть норма изъятия налогов из работающего предприятия. Известно, что она не должна превышать 37,7% . Если больше, то производство уходит в «тень». Экономика развивается, когда налоговое давление маленькое.

 

Мы с нашими налогами не являемся конкурентами остальным производителям, которые импортируют товары в Украину. И чтобы защитить украинских производителей, нужно сделать простую и доступную систему налогообложения.

 

Самое большое наполнение – 58% поступлений в бюджет идет за счет подоходного налога. Наверное, стоит оставить всего 3–4 налога, а сейчас их намного больше.

 

– Когда-то Запорожская область входила в пятерку развитых и экономически состоятельных территорий. Дайте оценку нашего сегодняшнего потенциала.

 

Сергей Знаменский:

– Трудно сказать, я думаю, мы остаемся в этой пятерке, учитывая проблемы, существующие в Луганской и Донецкой областях. Наше производство, благодаря многим разумным руководителям Запорожской области регулярно пополняет бюджет. И поддерживается достойный уровень жизни в регионе. Заметьте, у нас нет социальных волнений, руководители удерживают политическую ситуацию стабильной. Считаю, что перспективы у областного совета с нынешним руководством и составом неплохие. Нужно двигаться вперед, шаг за шагом, не революционно, а эволюционно.

 

– Спасибо за интересное интервью на очень сложную тему. Надеемся, что бюджет Запорожской области-2018 будет сформирован с учетом интересов всей запорожской громады.

 

Василий Хвостак:

– Мы для этого приложим все усилия!

 

Источник Позиция

Loading...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: