Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Избирательное право

Избирательное право

Категорія: Позиція » Статті » Головна тема
Избирательное правоПозавчера в стенах Верховной Рады произошло событие, которое в корне может изменить избирательную систему в Украине. Парламент 226 голосами (из 368 присутствующих) поддержал в первом чтении «Проект Избирательного кодекса Украины» №3112-1. На рассмотрении в ВР находилось пять проектов, на голосование было вынесено два, в итоге одобрили тот, что подготовлен авторским коллективом во главе со спикером Андреем Парубием.
 

В принципе, все законопроекты особо друг от друга не отличались, все они предусматривали открытые списки на парламентских и местных выборах, отменяя действующую ныне мажоритарку (подробности в №40 ПОЗИЦИИ от 5 октября 2017 г.).

 

Принятый в первом чтении избирательный кодекс объединяет, в частности, положения о выборах президента, о выборах народных депутатов, о местных выборах. Рассмотрим вкратце каждое из них.

 

Прежде чем избрать президента, законотворцами предложено ввести норму о сборе в поддержку кандидата не менее 300 подписей людей с представительским мандатом. Похлопотать о будущем лидере государства должны нардепы, депутаты на местах. Не факт, конечно, что это преимущество будет у ныне действующего главы государства, потому что зачастую результаты таинства голосования наедине с бюллетенем показывают противоположную картину, нежели предвыборные рейтинги. В перспективе полномочия президента предусмотрено существенно урезать.

 

Касательно парламентских выборов: как известно, самовыдвиженцев уже не предусмотрено по причине упразднения мажоритарных округов. Только партиям будет дозволено выдвинуть своих кандидатов для начала по общегосударственному списку числом в 450 лиц. Затем страна делится на 27 избирательных регионов, и партия разбивает общегосударственный список на региональные. За каждым списком партии закрепляют не менее пяти кандидатов, куда должны войти как минимум 40% женщин. Конечно, избиратель может так и не узнать своего кандидата, зато олигарх-мажоритарщик тоже не будет ходить по округу гречку электорату отсыпать. Ну, так пока предполагается.

 

Чтобы принять участие в выборах, каждая партия внесет на счет ЦИКа залог в 2 млн грн, который вернут при условии, если за партию проголосуют не менее 2% украинцев.

 

Законопроект 3112-1 предлагает понизить проходной барьер до 4%. Грубо говоря, это более миллиона проголосовавших. То есть теоретически в парламент может попасть совсем небольшая партия, но уж очень полюбившаяся подавляющему большинству жителей, например, Запорожской области.

В избирательном бюллетене, как мы ранее отмечали, будут две пропозиции: «Поддерживаю избирательный список политической партии №...» и «Поддерживаю кандидата в нардепы Украины от этой политпартии №...».Третьего не дано. При таком раскладе победить может совсем не председатель партии, а кто-нибудь «-надцатый» в партийном списке.

 

Мы успели недавно выбрать депутатов сельских и поселковых советов по мажоритарной системе. В нынешнем законопроекте местные списки «открываются» при наличии до 90 тыс. избирателей для городского или областного совета. К слову, выборы мэра города должны пройти в два тура.

Ну а что делать тем, кто не хочет вступать ни в какие партии, но «баллотнуться» не прочь? Им предложено коллективом из не менее пяти и не более двенадцати кандидатов подать в ЦИК совместное заявление: так, мол, и так, намерены идти отдельным списком. Интересно, много ли желающих найдется вступить в «перегоны» с политическими партиями?

 

Чтобы одолеть всю эту ново-избирательную казуистику, проект кодекса предполагает обучение в специально аккредитованных ЦИК учреждениях. Теперь у нас появятся лицензированные профессиональные члены территориальных и окружных комиссий. Это вам не учительница в свободное от урочных часов время на участке посидела-посчитала. Так что кандидатам наверняка придется за свой счет готовить собственного представителя избиркома.

 

Это пока краткий анализ законопроекта, который, несомненно, между первым и вторым чтением претерпит множество правок. Но главное, чтобы они следовали вводным не только Венецианской комиссии, но и принципам политических предпочтений самих украинцев. Чтобы и мы, граждане, могли влиять на тех, кого избрали себе в слуги. Ведь, правда, мы этого хотим?

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция