Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Избирательное право

Избирательное право

Категория: Позиция » Cтатьи » Главная тема
Избирательное правоПозавчера в стенах Верховной Рады произошло событие, которое в корне может изменить избирательную систему в Украине. Парламент 226 голосами (из 368 присутствующих) поддержал в первом чтении «Проект Избирательного кодекса Украины» №3112-1. На рассмотрении в ВР находилось пять проектов, на голосование было вынесено два, в итоге одобрили тот, что подготовлен авторским коллективом во главе со спикером Андреем Парубием.
 

В принципе, все законопроекты особо друг от друга не отличались, все они предусматривали открытые списки на парламентских и местных выборах, отменяя действующую ныне мажоритарку (подробности в №40 ПОЗИЦИИ от 5 октября 2017 г.).

 

Принятый в первом чтении избирательный кодекс объединяет, в частности, положения о выборах президента, о выборах народных депутатов, о местных выборах. Рассмотрим вкратце каждое из них.

 

Прежде чем избрать президента, законотворцами предложено ввести норму о сборе в поддержку кандидата не менее 300 подписей людей с представительским мандатом. Похлопотать о будущем лидере государства должны нардепы, депутаты на местах. Не факт, конечно, что это преимущество будет у ныне действующего главы государства, потому что зачастую результаты таинства голосования наедине с бюллетенем показывают противоположную картину, нежели предвыборные рейтинги. В перспективе полномочия президента предусмотрено существенно урезать.

 

Касательно парламентских выборов: как известно, самовыдвиженцев уже не предусмотрено по причине упразднения мажоритарных округов. Только партиям будет дозволено выдвинуть своих кандидатов для начала по общегосударственному списку числом в 450 лиц. Затем страна делится на 27 избирательных регионов, и партия разбивает общегосударственный список на региональные. За каждым списком партии закрепляют не менее пяти кандидатов, куда должны войти как минимум 40% женщин. Конечно, избиратель может так и не узнать своего кандидата, зато олигарх-мажоритарщик тоже не будет ходить по округу гречку электорату отсыпать. Ну, так пока предполагается.

 

Чтобы принять участие в выборах, каждая партия внесет на счет ЦИКа залог в 2 млн грн, который вернут при условии, если за партию проголосуют не менее 2% украинцев.

 

Законопроект 3112-1 предлагает понизить проходной барьер до 4%. Грубо говоря, это более миллиона проголосовавших. То есть теоретически в парламент может попасть совсем небольшая партия, но уж очень полюбившаяся подавляющему большинству жителей, например, Запорожской области.

В избирательном бюллетене, как мы ранее отмечали, будут две пропозиции: «Поддерживаю избирательный список политической партии №...» и «Поддерживаю кандидата в нардепы Украины от этой политпартии №...».Третьего не дано. При таком раскладе победить может совсем не председатель партии, а кто-нибудь «-надцатый» в партийном списке.

 

Мы успели недавно выбрать депутатов сельских и поселковых советов по мажоритарной системе. В нынешнем законопроекте местные списки «открываются» при наличии до 90 тыс. избирателей для городского или областного совета. К слову, выборы мэра города должны пройти в два тура.

Ну а что делать тем, кто не хочет вступать ни в какие партии, но «баллотнуться» не прочь? Им предложено коллективом из не менее пяти и не более двенадцати кандидатов подать в ЦИК совместное заявление: так, мол, и так, намерены идти отдельным списком. Интересно, много ли желающих найдется вступить в «перегоны» с политическими партиями?

 

Чтобы одолеть всю эту ново-избирательную казуистику, проект кодекса предполагает обучение в специально аккредитованных ЦИК учреждениях. Теперь у нас появятся лицензированные профессиональные члены территориальных и окружных комиссий. Это вам не учительница в свободное от урочных часов время на участке посидела-посчитала. Так что кандидатам наверняка придется за свой счет готовить собственного представителя избиркома.

 

Это пока краткий анализ законопроекта, который, несомненно, между первым и вторым чтением претерпит множество правок. Но главное, чтобы они следовали вводным не только Венецианской комиссии, но и принципам политических предпочтений самих украинцев. Чтобы и мы, граждане, могли влиять на тех, кого избрали себе в слуги. Ведь, правда, мы этого хотим?

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция


 

Loading...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: