Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Этнос. Крупнейшее из несуществующих

Этнос. Крупнейшее из несуществующих

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Этнос. Крупнейшее из несуществующихПОЗИЦИЯ продолжает свой экскурс по современной борьбе различных этносов за свою независимость. В прошлом номере мы рассказали о европейском «параде независимостей», который может спровоцировать ситуация в Каталонии. Сегодня же мы перенесемся на Ближний Восток. Ведь именно там находится крупнейшая народность из тех, что борются сейчас за свой суверенитет и государственность. Это курды, чья общая численность составляет по меньшей мере 40 млн человек!

 

Курды – очень древний этнос, населяющий территорию на востоке Турции (до Кавказа), на севере Сирии и Ирака, и на западе Ирана. Эти земли называют Курдистаном, хотя такого государства в полном смысле этого слова курдам не удается создать уже более столетия. Несмотря на общую большую численность курды, будучи разделенными государственными границами, всегда оказываются в меньшинстве и, как правило, под репрессиями правительства.

 

В начале XX века курды получили свое государство (и дальше мы увидим несколько параллелей с историей украинской государственности). Но независимый Курдистан появился лишь на бумаге: в одном из мирных соглашений по итогам Первой мировой войны. Уже очень скоро турки с помощью военной силы «обнулили» этот договор, жестоко подавив свободолюбивые выступления. После этого началось бессрочное противостояние курдов с властью четырех соседствующих государств. После Второй мировой эта борьба особенно активизировалась. Самой популярной силой стала Рабочая партия Курдистана (РПК), с 1984-го по 1999-й оказывавшая серьезное сопротивление турецким военным.

 

Против всех

Примечательно, что независимый Курдистан мог бы стать стабилизирующим ядром на Ближнем Востоке. Во-первых, это территория с очень высокой долей курдов в населении (например, на западе Ирана их часть достигает 98%), что снижает риски межэтнических конфликтов. К тому же курды в течение многих десятилетий доказывали свое дружелюбное отношение к другим народам на своей территории. Даже христиане внутри этого исламского этноса чувствуют себя в безопасности. Во-вторых, несмотря на преимущественную приверженность разным направлениям ислама курды – достаточно светское, особенно в сравнении с соседями, общество. В-третьих, у курдов – давние традиции реальной демократии.

 

Государства, «поглотившие» Курдистан, по понятным причинам не могли бы одобрить такой сценарий. Так как получили бы сильного соседа, еще и на нефтеносных землях.

 

Поэтому внешняя поддержка борьбы курдов за независимость – это история надежд и предательств. Власти ближневосточных государств с удовольствием разыгрывали курдскую карту друг против друга, но при смене политической конъюнктуры сворачивали помощь Курдистану. Например, в 60-х Иран поддерживал восстание курдов против Ирака, по после заключения мира между двумя государствами повстанцев оставили один на один с правительственными войсками.

 

Союз (не)рушимый

В глобальной политике курдов изначально больше всего поддерживал СССР. Мустафа Барзани, лидер курдов с 30-х до своей смерти в 1979-м, в 1947 году нашел в Советском Союзе убежище и базу подготовки для нескольких сотен своих соратников. Союз встретил борцов за независимость со специфическим гостеприимством: сначала пропустив через лагерь и расселение в Средней Азии, потом – через лагеря, но уже тренировочные военные. В конце 50-х Барзани при поддержке Москвы поднял восстание в Ираке.

 

Однако ненамного реже курды сближались и с Западом. Так, когда Ирак превратился из врага СССР в союзника, Курдистан получил поддержку Вашингтона. Впрочем, тоже лишь временную.

 

После отказа РПК от активной партизанской борьбы в Турции в 1999 году, тема обретения курдами независимости сошла с первых полос. Но внимание к курдам возобновилось после начала гражданской войны в Сирии и возникновении ИГИЛ.

 

Правительственные сирийские войска, как и вооруженные силы так называемой «умеренной оппозиции», оказались способны бороться только друг с другом. Противостоять исламистам были неспособны ни одни, ни другие. Зато курды на севере Сирии (на границе с Турцией) показали себя отличными бойцами: поставили под свой контроль Сирийский Курдистан и успешно противостоят ИГИЛ. США, безрезультатно поддерживавшие «оппозиционеров», в 2015-м сделали курдов своими главными союзниками в борьбе с исламскими радикалами и, судя по всему, своими союзниками по контролю над регионом в будущем.

 

Россия сирийских курдов напрямую не поддержала, но осталась нейтральной: ее бомбардировке подвергается только армия «оппозиционеров» и ИГИЛ.

Если союз со Штатами не развалится, как это бывало с десятками других «курдских» союзов, то с высокой долей вероятности на примерно 20% территории нынешней Сирии будет создан независимый или автономный Курдистан, сейчас – самопровозглашенная «Федерация Северной Сирии».

 

В Багдаде неспокойно

А тем временем свое место под солнцем отвоевывает Иракский Курдистан. Этот регион несколько десятилетий то получал автономию, то стоял на пороге геноцида со стороны центрального правительства.

 

Как и в случае с Сирией, вторжение армии США в Ирак, последовавшая гражданская война в стране и возникновение ИГИЛ сыграли на руку курдам, которые отвоевали для себя широкую автономию, вплоть до возможности самостоятельной международной торговли.В конце сентября в Иракском Курдистане прошел референдум о независимости, на котором подавляющее большинство голосовавших поддержало создание отдельного государства. Центральное правительство ответило на это оккупацией, военной и финансовой блокадой региона.Как видим, центробежные процессы не даются курдам легко. Но поток событий в современности настолько быстр, что уже в следующем году мы можем увидеть на карте Ближнего Востока новую страну.

 

Игорь ОВДИЕНКО

 

 

Источник Позиция