Двигатели ГП «Ивченко-Прогресс»: перспективы и возможности Полный
цикл создания авиационного двигателя (от чертежей до действующего образца) – это
задача, которая по силам лишь нескольким государствам мира.
Полный цикл создания авиационного двигателя (от чертежей до действующего образца) – это задача, которая по силам лишь нескольким государствам мира.
Тем не менее, несмотря на экономические трудности, в Украине сегодня сохранились предприятия, которые способны конкурировать в сфере высоких технологий с ведущими западными фирмами. В числе продолжающих свое развитие – государственное предприятие «Ивченко-Прогресс».
Над какими проектами сегодня трудятся в этом известном далеко за пределами Украины коллективе? Какое место их продукция способна занять на внутреннем и международном рынках? И есть ли будущее у авиации в этих непростых экономических условиях?
Наш собеседник– первый заместитель директора, главный конструктор тематического направления «Новые авиационные двигатели» ГП «Ивченко-Прогресс» Меркулов Вячеслав Михайлович:
–Наше предприятие в настоящее время ведет работы по следующим направлениям: прежде всего это двигатели для транспортных и пассажирских самолетов, также двигатели для учебно-тренировочных самолетов, двигатели для вертолетов различных классов и двигатели для авиации общего назначения. Тематика очень обширная и она отражает широкий сегмент нашей деятельности по созданию новых авиационных двигателей. Если коротко об основных направлениях или основных двигателях, над которыми мы активно сегодня работаем на предприятии, то в первую очередь следует отметить двигатель Д-18Т серии 3М, двигатель Д-436-148ФМ, новые малоразмерные двигатели для вертолетов и самолетов, и наш новый двигатель, над которым мы достаточно активно работаем, – АИ-28.
Особое место в ряду наших новинок занимает двигатель АИ-28 для двух- и четырехдвигательных самолетов. Он предназначен для новых транспортных и пассажирских самолетов грузоподъемностью 18–40 тонн на 80–130 мест, а также для модернизируемых самолетов, которым необходимо повышать потребительские характеристики, в том числе для Ан-148-100, Ан-158, Ан-178. АИ-28 является двигателем нового поколения со сверхвысокой степенью двухконтурности. Это двигатель в классе тяг 8–10 тонн. И при определенных изменениях его тяга может доходить до 12 тонн.
Высокие показатели термодинамического цикла и прогрессивная конструкция этого двигателя обеспечивают удельный расход топлива на 15–20%, ниже, чем у тех, что сейчас находятся в широкой эксплуатации для данного класса тяги. У него существенно улучшены экологические характеристики и снижен уровень шума. Это современный двигатель, отвечающий мировым требованиям.
Основными ключевыми задачами при его производстве являются, прежде всего, создание высокоэффективного газогенератора и разработка малошумного бесполочного вентилятора с редукторным приводом. В настоящее время мы по этому двигателю закончили основные проектные работы.
Для обеспечения начала доводки двигателя выпущена рабочая конструкторская документация на газогенератор и сегодня мы начали технологическую подготовку производства для его изготовления в кооперации с АО «МОТОР СИЧ». Это наша перспектива, потому что АИ-28 на многие годы будет определять производственную судьбу развития нашего предприятия.
–Можно ли отнести к числу перспективных направлений ближайшего будущего так называемые малоразмерные двигатели? – Мы продолжаем активно работать с нашими потребителями, число которых постоянно растет. Одним из перспективных направлений работы ГП «Ивченко-Прогресс» является развитие семейства авиационных двигателей на базе газотурбинного турбовального двигателя АИ-450. Как подтверждение эффективности этих работ – успешная сертификация пяти модификаций турбовального двигателя АИ-450М для вертолета Ми-2МСБ, производимого на АО «МОТОР СИЧ», и других вертолетов типа Ми-2, а также трех модификаций турбовинтового двигателя AI-450C для легких самолетов авиации общего назначения, таких как DA-50JP7и DART-450 разработки фирмы DIAMOND Aircraft Industries (Австрия). В конце октября ГП «Ивченко-Прогресс» сделало очередной шаг в создании новых современных турбовинтовых двигателей для легких самолетов и вертолетов – 27 октября успешно начались стендовые испытания газогенератора турбовинтового двигателя AI-450C-2, который станет основой для целого ряда новых авиационных двигателей с мощностью от 630 до 800 л.с.
Двигатель AI-450C-2 создается для легких самолетов общего назначения, разрабатываемых фирмой DIAMOND Aircraft Industries. Разработка этого двигателя ведется с использованием опыта участия ГП «Ивченко-Прогресс» в международном европейском проекте ESPOSA, в тесном сотрудничестве с партнерами из Чехии – предприятием UNIS, разработавшим систему автоматического управления газогенератором. Это двигатель, с целью обеспечения необходимой мощности, имеет увеличенную размерность газогенератора по сравнению с двигателем АИ‑450С-2. Спрос на АИ-450С и АИ-450М достаточно широк, у нас заключен ряд контрактов на поставку этих двигателей для самолетов и вертолетов и мы уже сейчас активно работаем по ним.
Реализация программы создания двигателя AI-450C-2 обеспечит конкурентное преимущество отечественных двигателей на рынке авиации общего назначения и значительно расширит возможности международного сотрудничества.
У нас очень много проектов, но я остановился на основных, которые сегодня определяют достаточно большие объемы конструкторских и производственных работ. Это позволяет нам маневрировать на широком потребительском рынке, но наши возможности, к сожалению, ограничены в этой части.
– Вячеслав Михайлович, проекты, над которыми работают на предприятии, уже нашли своего потребителя или еще в поиске? – Часть нашла, а часть – в поиске. В частности – упомянутый двигатель АИ-28. Мы с нашими коллегами из ГП «Антонов» сегодня работаем над модернизацией линейки своих самолетов, где в будущем будет установлен как вариант двигатель АИ-28. Его улучшенные характеристики позволят ремотозированным самолетам успешно эксплуатироваться многие десятилетия и быть конкурентоспособными на рынке транспортной и пассажирской авиации. Что касается АИ-450С-2, то у нас есть контракт на поставку двигателей для самолета компании DIAMOND Aircraft Industries. Это тоже пример того, как можно улучшить его характеристики.
– Занимается ли сейчас предприятие модернизацией двигателя Д18Т, который уже долгие годы является одним из основных источников пополнения средств для жизнедеятельности предприятия? Как сейчас обстоят дела по сотрудничеству с ГП «Антонов»?
– Сейчас мы начали активно работать с компанией «Антонов» по созданию самолета Ан-124-100 с двигателями Д-18Т серии 3М. Это позволит снять ряд ограничений, касающиеся эксплуатации самолета, которые возникают, в большинстве случаев, по экологии, пилотированию и связаны они с тем, что двигатель не обладал характеристиками, необходимыми в современном мире. В настоящее время продолжается доводка этого двигателя, идет его подготовка к испытаниям на самолете для исследования лопаток вентилятора. Ну, а дальше будут проводиться работы по его сертификации.
– Наша беседа проходит под конец года, и мы ожидаем, что наступающий 2018-й даст надежду на лучшее. Предприятие входит в новый год с оптимизмом? – Я думаю, что все наши сотрудники, работники нашего предприятия должны встречать новый 2018 год с оптимизмом. Потому, что у нас достаточно широкий спектр новой востребованной авиационной техники, есть возможность создавать новые проекты, которые в дальнейшем обеспечат процветание нашей фирмы. Мы будем делать все возможное для ее дальнейшего развития на благо авиации Украины. Мой оптимизм подтверждается наличием на следующий год контрактов. А это значит, что прогрессовцы будут обеспечены работой и достойной заработной платой. За 72 года со дня основания коллективом государственного предприятия «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко» создано более 60 типов и модификаций авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов гражданского и военного назначения и более 20 типов и модификаций газотурбинных двигателей для наземного применения. Они серийно выпускаются предприятиями Украины и стран СНГ и эксплуатируются более чем в ста странах мира. Общая наработка в эксплуатации газотурбинных двигателей составляет свыше 300 млн часов.
В течение 2016–2017 гг. на предприятии активно велись работы по разработке перспективного турбореактивного двухконтурного двигателя АИ-28 (в настоящее время заканчивается выпуск конструкторской документации на его газогенератор); по созданиюмодифицированного двигателя Д-18Т серии ЗМ для модификации самолета Ан-124 «Руслан»; по сопровождению, эксплуатации и ремонту двигателей Д-18Т серии 3. Обеспечено конструкторское сопровождение изготовления и эксплуатации двигателей Д-436-148 на 44 самолетах Ан-148 и Ан-158. Выполнялись экспериментальные летные испытания двигателей Д-436-148ФМ на транспортном самолете Ан-178. Подана заявка на сертификацию двигателя Д-436-148ФМ по европейским нормам, и начаты соответствующие работы.
Успешно завершены испытания двигателя АИ-222К-25Ф в термобарокамере.
Для модернизированного вертолета Ми-2МСБ получены дополнения к сертификатам типа на двигатель АИ-450 по введению новой модели АИ-450М-Б. Завершен комплекс сертификационных испытаний двигателя АИ-450С для моделей АИ-450С, АИ-450СМ, AI/I-450CD. Разработана конструкторская документация на модифицированный двигатель АИ-450СР для пилотажного самолета. Обеспечены летные испытания двух самолетов DART-450 с двигателями АИ-450С на фирме DIAMOND AIRCRAFT (Австрия) и проведена успешная их демонстрация на международных авиационных выставках.
В рамках договора с АО «МОТОР СИЧ» на испытательном стенде предприятия выполнены работы по определению характеристик турбовального двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В серии 5 для установки на модернизируемые средние многоцелевые вертолеты.
Для гражданских тяжелых вертолетов, эксплуатирующихся в жарких климатических условиях, разработан модифицированный двигатель АИ-136Т с повышенными высотно-климатическими характеристиками.
Все проекты ГП «Ивченко-Прогресс» успешно реализуются в тесной кооперации с серийным заводом АО «МОТОР СИЧ». Предприятие динамично развивается и имеет позитивные технико-экономические показатели. Проводится модернизация и реконструкция действующего производства, активно внедряются энергосберегающие технологии, идет обновление производственных корпусов. Продолжаются работы по созданию оптимальных условий для высокопродуктивной работы, быта и отдыха прогрессовцев.
Подписи под фото: 1) Первый заместитель директора, главный конструктор тематического направления «Новые авиационные двигатели» ГП «Ивченко-Прогресс» Меркулов Вячеслав Михайлович 2)Директор ГП «Ивченко-Прогресс», генеральный конструктор Кравченко И.Ф. и Чрезвычайный и Полномочный Посол Австрии Гермина Поппеллер в сборочном цехе 3)СамолетDART-450cзапорожскими двигателями 4)В сборочном цехе ГП «Ивченко-Прогресс» 5)Газогенератор турбовинтового двигателя AI-450C-2 на стендовых испытаниях
Ольга КОРНИЕНКО
Источник Позиция
|
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
10660
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
9864
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
9717
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
9962
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
10154
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
9689
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
9789
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
10529
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
9782
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
|