Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Геополитический кризис на крови

Геополитический кризис на крови

Категорія: Суспільство, Культура
Геополитический кризис на крови Глобальный мировой порядок находится на расстоянии вытянутой руки от серьезных потрясений. Сегодня на Земле насчитывается порядка четырех десятков локальных войн, в которых принимают участие 28 государств, почти половина – это затянувшиеся конфликты, длящиеся более 10 лет. Всего, начиная с 1946-го года, в мире было зафиксировано более 250 войн. И если ранее большинство составляли межгосударственные и колониальные, то сегодня они зачастую происходят внутри одного государства.
 

Украина тоже входит в печальный список стран, охваченных боевыми действиями. И мы эти события, безусловно, принимаем к сердцу ближе всего. Но одновременно нужно быть в курсе происходящего за пределами родного государства, чтобы понимать, в каком направлении сейчас движется мировая геополитика. К сожалению, на Земле, в разных ее уголках (кроме Австралии и Антарктиды) очень неспокойно. Давайте рассмотрим ситуацию на материках и в отдельных регионах поближе.

 

Ближний Восток

Почти семь лет назад его потрясла так называемая «арабская весна», приведшая к свержению диктаторских режимов в некоторых странах. С того момента регион превратился в одну сплошную горячую точку.

 

В Сирии «арабская весна» спровоцировала гражданскую войну, в ходе которой уже погибли около 600 тысяч человек. Здесь воюют сирийская оппозиция вместе с международной коалицией под руководством США и курдами, которые рассчитывают после победы над президентом Асадом создать на территории Сирии свое государство. Во второй лагерь входят войска Асада и коалиция России, Ирака, Ирана и Ливана. В третий – террористы во главе с «Исламским государством». В общем, заварушка в Сирии – самая жесткая в регионе.

 

С 2003 года, после свержения режима Саддама Хусейна, лихорадит Ирак, где погибли, по меньшей мере, миллион человек. Гражданская война, религиозные противостояния, затем захват части территории страны «Исламским государством», многочисленные теракты – все это реалии современного Ирака.

 

В Ливии война также началась с «арабской весны», революции и убийства лидера страны Муаммара Каддафи. В 2014 году здесь фактическое двоевластие: на востоке в Тобруке заседает избранный народом парламент, а на западе в Триполи правит сформированное при поддержке ООН и Европы правительство национального согласия. Кроме того, ливийская национальная армия воюет с боевиками «Исламского государства» и другими радикальными группировками.

 

В Йемене в 2014 году вспыхнула гражданская война между шиитскими повстанцами и суннитским правительством. Президента Аль-Хади поддержала Саудовская Аравия, которая совместно с другими суннитскими монархиями и с согласия США организовала коалицию и помогает как наземными операциями, так и ударами с воздуха. ООН в Йемене объявил гуманитарную катастрофу: восемь миллионов человек находятся на грани голода и свыше трех миллионов оказались вынужденными переселенцами.

 

Террористические атаки – бич Синайского полуострова. Вооруженный конфликт между правительством Египта и исламистами начался после военного переворота в 2011 году. Большинство терактов и столкновений происходят на северо-востоке провинции Северный Синай, реже – в других районах полуострова и на приграничных территориях сектора Газа и Израиля.

 

Не прекращаются боевые действия между Израилеми Палестиной, с 1984 года продолжается конфликт между турками и курдами, неспокойно в Ливане – там воюют «старые знакомые» сунниты и шииты. Ближний Восток рассматривается экспертами как территория военных действий с высокой степенью интенсивности.

 

Азия и Тихоокеанский регион

Уже 40 лет идет война в Афганистане, причем кто бы ни вводил туда контингент – США или НАТО, остановить боевые действия никак не выходит. Не помогло и свержение режима талибов: на их место пришли «Исламское государство» и «Аль-Каида».

 

В 1947 году на территории бывшей Британской Индии были образованы Индия и Пакистан. Раздел произошел по религиозному принципу: провинции с мусульманским населением отошли Пакистану, а с индуистским – Индии. Камнем преткновения стал Кашмир, регион с мусульманским населением, доставшийся Индии. Три индо-пакистанских войны, мелкие конфликты за 70 лет унесли около 50 тысяч жизней. В апреле 2017 года Институт ООН по исследованию проблем разоружения опубликовал доклад, где кашмирский конфликт упоминался как один из могущих спровоцировать применение ядерного оружия. Ведь и Индия, и Пакистан входят в «клуб ядерных держав».

 

В Мьянме обострился религиозно-этнический конфликт между жителями штата Ракхайн – араканцами-буддистами и мусульманами-рохинджа. Сотни тысяч рохинджа бежали в Бангладеш, что привело к гуманитарному кризису. Радикальные исламские организации выступают за независимость южных провинций Яла, Паттани и Наратхиват от Таиланда и требуют либо создания независимого мусульманского государства, либо вхождения провинций в состав Малайзии. За 13 лет конфликта в нем погибли более 6 тысяч человек.

 

Уже более четырех десятилетий на Филиппинахпродолжается конфликт между Манилой и вооруженными группами мусульманских сепаратистов на юге, которые выступают за создание независимого исламского государства. Синьцзян-Уйгурскийавтономный район на северо-западе Китая занимает шестую часть территории всей страны, и большинство его жителей составляют уйгуры-мусульмане. Они также борются за независимость с помощью терроризма и религиозного экстремизма.

 

Северная и Южная Америка

В 2016 году Мексика заняла второе место по числу погибших в списке государств, где продолжаются вооруженные столкновения, уступив только Сирии. Однако официально боевых действий на территории Мексики нет: идет война между властью и наркокартелями (их годовой доход исчисляется сотней миллиардов долларов). Всего с 2006 года жертвами «нарковойны» стали более 100 тысяч человек.

 

Противостояние колумбийских властей и левоэкстремистских Революционных вооруженных сил Колумбии продолжалось более 50 лет. За эти годы погибли около 220 тысяч человек, около 7 миллионов лишились крова. В 2016 году между властями Колумбии и революционерами было подписано мирное соглашение. А в Венесуэле массовые волнения в 2017 году усилили экономический кризис и привели к провалу надежд на политическое решение конфликта между президентом и оппозицией.

 

Африка

Более двадцати лет трясет Сомали: здесь царит полная анархия, пиратство стало самым прибыльным бизнесом, и никакие миротворцы не могут остановить разгул преступности в государственных масштабах. Исламисты не дают покоя жителям Нигерии, устраивая теракты. Против радикалов воюют местная армия и военные из соседних Камеруна, Чада и Нигера. Во главе угла – не только религиозный экстремизм, но и нефтеносные месторождения.

 

Конфликт в Мали между правительственными войсками, туарегами, группировками сепаратистов и радикальными исламистами разгорелся в начале 2012 года. Отправной точкой событий стал военный переворот, в результате которого свергли главу государства Амаду Туре. Для поддержания порядка в стране находятся миротворцы ООН и французский контингент, но теракты не прекращаются.

 

На востоке Демократической Республики Конго исламистские и христианские группировки, местные племена и банды десятилетиями воюют за установление контроля над запасами полезных ископаемых: золота, алмазов, тантала, вольфрама, более половины мировых разведанных запасов урана. В Центральноафриканской Республике в 2013 году мусульманские радикалы свергли христианского президента, после чего в стране начались межрелигиозные распри.

 

В Судане (регион Дарфур на западе) с 2003 года продолжается межэтнический конфликт между правительством, арабскими вооруженными отрядами и местными повстанцами. В результате погибли до 400 тысяч человек, 2,5 млн стали беженцами. В самом молодом признанном государстве мира – Южном Судане – гражданская война началась спустя два года после обретения независимости, в 2013-м. Она идет между представителями доминирующей народности динка (к ней относится президент Салва Киир) и племени нуэр, из которого происходит вице-президент Риек Машар.

 

Ось США – КНДР

Наконец, последним в списке стоит пока еще не разгоревшийся конфликт между США и Северной Кореей. Пхеньян постоянно грозит Вашингтону ядерными боеголовками и производит испытания этого оружия. ООН ввела жесткие экономические санкции против КНДР, чтобы заставить ее отказаться от реализации ядерной программы, а Пхеньян даже столкнулся с давлением со стороны Китая – своего крупнейшего торгового партнера и самого важного союзника. Эксперты обеспокоены, что в 2018 году может начаться полноценная ядерная война. Специалисты предупреждают, что она способна унести миллионы жизней уже в первые дни...

 

В любом случае, в мире наблюдается возрастающая конфронтация – как на политической почве, так и на религиозной. Украина, увы, в этом отношении также далека от мирного урегулирования ситуации, как и остальные страны-участницы вооруженных конфликтов. А станет ли 2018 год переломным для мировой геополитики – покажет время.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция