Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Игорь БИРЮКОВ: «С развитием громад райсоветы стали атавизмом»

Игорь БИРЮКОВ: «С развитием громад райсоветы стали атавизмом»

Категорія: Регіон, Реформи
Игорь БИРЮКОВ: «С развитием громад райсоветы стали атавизмом» В прошлом году вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко анонсировал, что процесс формирования объединенных территориальных громад (ОТГ) Украина может завершить за пять лет, то есть уже в 2019 году. И добавил, что это будет отличный результат, ведь соседняя Польша шла к этому 12 лет, а Швеция – все 20.
 

По большому счету, ход реформы не останавливается ни на минуту, а ОТГ постепенно покрывают карту нашей страны. Разумеется, в разных областях это покрытие неравномерное, но в целом в правительстве удовлетворены ходом формирования громад. Как с этим обстоят дела в Запорожской области, мы расспросили исполнительного директора Запорожского регионального отделения Ассоциации городов Украины Игоря Бирюкова.

 

– Игорь Алексеевич, в чем, на ваш взгляд, должна заключаться территориально-административная реформа? Только в образовании громад вместо районных советов или вопрос стоит шире?

– Образование громад – это не самоцель. Некоторые крупные сельские советы, которые есть на территории Запорожской области и где проживает по 8–10 тысяч населения, это уже фактически громада, потому что они объединяют несколько населенных пунктов. На мой взгляд, конечный смысл реформы состоит именно в децентрализации власти: финансовой, земельной, административной и т.д. А завершиться она должна полной передачей власти на места, то есть все вопросы от «А» до «Я» будут решать сами громады.

 

– И насколько успешно сегодня идет реформа местного самоуправления?

– Если говорить конкретно о Запорожской области, мы находимся в тройке лидеров по Украине в плане ее внедрения. Выполнили задачу примерно на 50% – создано уже 46 громад, буквально через несколько месяцев эта цифра увеличится. Единственное, есть один спорный показатель – индикатор громад, которые насчитывают менее пяти тысяч человек населения. Дело в том, что теоретики высчитали: ОТГ может быть самодостаточной только в том случае, если там проживает не менее пяти тысяч человек. В Запорожской области таких громад практически половина.

 

Но факты говорят о другом: первые шаги громад в Запорожской области показывают, что небольшие объединения работают зачастую куда эффективнее, чем крупные. Нужно смотреть не на количество населения, а на бюджетную составляющую и экономику каждого отдельного ОТГ. Есть ведь такие громады, где проживает больше пяти тысяч человек, а бюджетообразующих предприятий там или отродясь не было, или уже нет, или «прописаны» они в другом районе или области, где и платят налоги. Либо, к примеру, есть в Запорожской области Каменско-Днепровский и Приазовский районы: там земельные пайщики очень часто регистрируются как единоличники. Они не платят налоги в положенном объеме, фактически укрываясь от них, а страдает от этого территория в целом.

 

Опять же, посмотрите, кто живет на селе – в основном это пенсионеры и глубокие старики, молодежь давно уехала и продолжает уезжать в более крупные населенные пункты. Туда, где есть работа. То есть на местах везде свои нюансы, и с ними нужно считаться. Еще один факт: всего в двух громадах Запорожской области делают изъятия из бюджета – Смирновской (около 600 тысяч гривен) и Воздвиженской (чуть более миллиона). Иными словами, налоговые поступления от физических лиц там превышают установленные Министерством финансов нормативы. Такую практику нужно отменить, потому что это противоречит самой сути реформы – самостоятельности громад. Они должны выводить производителей из тени, собирать налоги, давать рабочие места людям, заниматься социальными программами и на выходе получать то, что создали за свой счет.

 

– Что нужно предпринимать, чтобы ход реформы не замедлялся?

– Первое и самое главное – не менять ежегодно правила игры, особенно финансовые. То в Киеве принимаются непонятные и неожиданные решения по акцизным сборам, то в правительстве освобождают от налогообложения определенные объекты инфраструктуры – например, железную дорогу, а бюджет-то громады уже «сверстан»! И как такой ОТГ потом залатывать дырки в сотни тысяч гривен?

 

В прошлом году состоялось общее собрание Ассоциации городов Украины, на котором присутствовали народные депутаты и премьер-министр Владимир Гройсман. Там мы проголосовали за дюжину серьезных законопроектов, которые нужны громадам, как воздух. Глава правительства пообещал, что они будут приняты, но пока воз и ныне там. Еще один ключевой момент – внесение изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации. Как только это будет сделано, правила игры ежегодно меняться не будут. Также, к сожалению, сейчас не принимаются конкретные решения по грядущей административной реформе.

 

– Районные советы и вновь образованные ОТГ – насколько их организационные функции и вопросы финансирования сегодня пересекаются?

– У нас в области восемь районов полностью покрыли свои территории громадами, но районные советы там все равно еще остаются. Хотя они уже стали атавизмом, громады в этих субъектах власти не нуждаются. Льготы и субсидии на места также пока заходят через бюджеты районов. Примечательно, что на некоторых территориях Запорожской области руководители райсоветов делают все, чтобы хоть небольшой кусочек района оставался не вовлечен в ОТГ, поскольку это позволяет получать государственное финансирование и продлить существование райсовета.

 

А города областного подчинения? Там, где население 100–150 тысяч – им что, организовывать выборы, чтобы присоединить не охваченный объединением сельский совет с тысячей человек населения? Давно уже зарегистрирован законопроект, которым предусмотрено такого рода процедуру по упрощенной системе.

 

Не принимаются изменения в выборное законодательство. На сегодня существуют две системы выборов. Там, где громада объединяется с центром в маленьком городке – партийная, в сельских и поселковых громадах – мажоритарная. В первом случае большинство депутатов, избранных по спискам, представляют именно райцентр и, соответственно, будут отстаивать его интересы.

 

– Какой следующий этап реформы должен быть после образования громад повсеместно по Украине?

– Территории, которые в плане создания ОТГ переходят рубеж в 50–60% «покрытия», до конца года должны завершить процесс объединения. Пока есть возможность сделать это в добровольном порядке, далее же центральная власть использует рычаги принуждения. Допустим, взять Розовский район Запорожской области: неохваченными громадами здесь остались всего один или два сельсовета. Нужно договариваться и не дожидаться принудительного «загона» в ОТГ.

 

Ну, а следующий этап – укрупнение уже существующих районов запорожского региона. Кто-то говорит, что их будет пять, кто-то утверждает, что семь. Но главное, что четкая концепция такого слияния еще не выработана. Можно выстроить систему или на привязке к пяти городам областного значения, имеющимся в области, или к медицинским округам – варианты обсуждаются разные. Надеюсь, что до конца года ситуация разрешится если не по всем направлениям реформы, то хотя бы по основным ее аспектам.

 

 

Источник Позиция