Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Игорь БИРЮКОВ: «С развитием громад райсоветы стали атавизмом»

Игорь БИРЮКОВ: «С развитием громад райсоветы стали атавизмом»

Категория: Регион, Реформы
Игорь БИРЮКОВ: «С развитием громад райсоветы стали атавизмом» В прошлом году вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко анонсировал, что процесс формирования объединенных территориальных громад (ОТГ) Украина может завершить за пять лет, то есть уже в 2019 году. И добавил, что это будет отличный результат, ведь соседняя Польша шла к этому 12 лет, а Швеция – все 20.
 

По большому счету, ход реформы не останавливается ни на минуту, а ОТГ постепенно покрывают карту нашей страны. Разумеется, в разных областях это покрытие неравномерное, но в целом в правительстве удовлетворены ходом формирования громад. Как с этим обстоят дела в Запорожской области, мы расспросили исполнительного директора Запорожского регионального отделения Ассоциации городов Украины Игоря Бирюкова.

 

– Игорь Алексеевич, в чем, на ваш взгляд, должна заключаться территориально-административная реформа? Только в образовании громад вместо районных советов или вопрос стоит шире?

– Образование громад – это не самоцель. Некоторые крупные сельские советы, которые есть на территории Запорожской области и где проживает по 8–10 тысяч населения, это уже фактически громада, потому что они объединяют несколько населенных пунктов. На мой взгляд, конечный смысл реформы состоит именно в децентрализации власти: финансовой, земельной, административной и т.д. А завершиться она должна полной передачей власти на места, то есть все вопросы от «А» до «Я» будут решать сами громады.

 

– И насколько успешно сегодня идет реформа местного самоуправления?

– Если говорить конкретно о Запорожской области, мы находимся в тройке лидеров по Украине в плане ее внедрения. Выполнили задачу примерно на 50% – создано уже 46 громад, буквально через несколько месяцев эта цифра увеличится. Единственное, есть один спорный показатель – индикатор громад, которые насчитывают менее пяти тысяч человек населения. Дело в том, что теоретики высчитали: ОТГ может быть самодостаточной только в том случае, если там проживает не менее пяти тысяч человек. В Запорожской области таких громад практически половина.

 

Но факты говорят о другом: первые шаги громад в Запорожской области показывают, что небольшие объединения работают зачастую куда эффективнее, чем крупные. Нужно смотреть не на количество населения, а на бюджетную составляющую и экономику каждого отдельного ОТГ. Есть ведь такие громады, где проживает больше пяти тысяч человек, а бюджетообразующих предприятий там или отродясь не было, или уже нет, или «прописаны» они в другом районе или области, где и платят налоги. Либо, к примеру, есть в Запорожской области Каменско-Днепровский и Приазовский районы: там земельные пайщики очень часто регистрируются как единоличники. Они не платят налоги в положенном объеме, фактически укрываясь от них, а страдает от этого территория в целом.

 

Опять же, посмотрите, кто живет на селе – в основном это пенсионеры и глубокие старики, молодежь давно уехала и продолжает уезжать в более крупные населенные пункты. Туда, где есть работа. То есть на местах везде свои нюансы, и с ними нужно считаться. Еще один факт: всего в двух громадах Запорожской области делают изъятия из бюджета – Смирновской (около 600 тысяч гривен) и Воздвиженской (чуть более миллиона). Иными словами, налоговые поступления от физических лиц там превышают установленные Министерством финансов нормативы. Такую практику нужно отменить, потому что это противоречит самой сути реформы – самостоятельности громад. Они должны выводить производителей из тени, собирать налоги, давать рабочие места людям, заниматься социальными программами и на выходе получать то, что создали за свой счет.

 

– Что нужно предпринимать, чтобы ход реформы не замедлялся?

– Первое и самое главное – не менять ежегодно правила игры, особенно финансовые. То в Киеве принимаются непонятные и неожиданные решения по акцизным сборам, то в правительстве освобождают от налогообложения определенные объекты инфраструктуры – например, железную дорогу, а бюджет-то громады уже «сверстан»! И как такой ОТГ потом залатывать дырки в сотни тысяч гривен?

 

В прошлом году состоялось общее собрание Ассоциации городов Украины, на котором присутствовали народные депутаты и премьер-министр Владимир Гройсман. Там мы проголосовали за дюжину серьезных законопроектов, которые нужны громадам, как воздух. Глава правительства пообещал, что они будут приняты, но пока воз и ныне там. Еще один ключевой момент – внесение изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации. Как только это будет сделано, правила игры ежегодно меняться не будут. Также, к сожалению, сейчас не принимаются конкретные решения по грядущей административной реформе.

 

– Районные советы и вновь образованные ОТГ – насколько их организационные функции и вопросы финансирования сегодня пересекаются?

– У нас в области восемь районов полностью покрыли свои территории громадами, но районные советы там все равно еще остаются. Хотя они уже стали атавизмом, громады в этих субъектах власти не нуждаются. Льготы и субсидии на места также пока заходят через бюджеты районов. Примечательно, что на некоторых территориях Запорожской области руководители райсоветов делают все, чтобы хоть небольшой кусочек района оставался не вовлечен в ОТГ, поскольку это позволяет получать государственное финансирование и продлить существование райсовета.

 

А города областного подчинения? Там, где население 100–150 тысяч – им что, организовывать выборы, чтобы присоединить не охваченный объединением сельский совет с тысячей человек населения? Давно уже зарегистрирован законопроект, которым предусмотрено такого рода процедуру по упрощенной системе.

 

Не принимаются изменения в выборное законодательство. На сегодня существуют две системы выборов. Там, где громада объединяется с центром в маленьком городке – партийная, в сельских и поселковых громадах – мажоритарная. В первом случае большинство депутатов, избранных по спискам, представляют именно райцентр и, соответственно, будут отстаивать его интересы.

 

– Какой следующий этап реформы должен быть после образования громад повсеместно по Украине?

– Территории, которые в плане создания ОТГ переходят рубеж в 50–60% «покрытия», до конца года должны завершить процесс объединения. Пока есть возможность сделать это в добровольном порядке, далее же центральная власть использует рычаги принуждения. Допустим, взять Розовский район Запорожской области: неохваченными громадами здесь остались всего один или два сельсовета. Нужно договариваться и не дожидаться принудительного «загона» в ОТГ.

 

Ну, а следующий этап – укрупнение уже существующих районов запорожского региона. Кто-то говорит, что их будет пять, кто-то утверждает, что семь. Но главное, что четкая концепция такого слияния еще не выработана. Можно выстроить систему или на привязке к пяти городам областного значения, имеющимся в области, или к медицинским округам – варианты обсуждаются разные. Надеюсь, что до конца года ситуация разрешится если не по всем направлениям реформы, то хотя бы по основным ее аспектам.

 

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: