Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » День света, радости и добра

День света, радости и добра

Категорія: Суспільство, Регіон, Культура

День света, радости и добраПожалуй, это один из немногих церковных праздников, который органично стал частью наших будней и воспринимается как нечто от природы, как глубоко традиционно-национальное, элементарно-культурологическое. Его недаром называют Великим днем. Отмечали этот праздник наши прадеды, отмечаем мы, будут отмечать и потомки

 

Клубятся над полями белые весенние облака-«помолодки», а вслед за ними над воскресшим миром плывет колокольный звон. Не умолкают пасхальные колокола, по городам и весям возвещая о победе света и добра. Накануне Светлого воскресенья к храму отовсюду спешат люди. Раздастся первый благовест большого колокола, и толпа радостно всколыхнется. И дальше колокольный звон будет сопровождать все пасхальные действа. Когда начнется чтение Евангелия, после каждого стиха будет звучать мелодичный перебор во все колокола. Исполняют его, как правило, лучшие звонари. В старину эти церковные служители ценились особо. Ловкие, с отменным музыкальным слухом они упражнялись красным звоном, «распетливались» по рукам и ногам, качались на зыбке и звонили согласно в дюжину колоколов. «Играет на колоколах», – говорили о таких мастерах.

 

После пасхальной заутрени колокола часто не умолкают целый день. Это, пожалуй, единственное воскресенье в году, когда подняться на звонницу и дернуть за веревку мог каждый желающий. «В светлую седмицу, кто не звонарь!» – утверждали в народе. На Великдень каждый селянин старался хотя бы пару раз ударить в колокол, так как, по народным поверьям, это приносило счастье, способствовало урожаю.

Благую весть несут пасхальные колокола, и летит она над солнечной цветущей землей, веселя сердца и обновляя души.

 

В здоровом теле – здоровый дух

Тот, кто чист телом, чист и душой. Именно такая чистая обновленная душа могла достойно встретить Великий день. Одним из самых распространенных и древних обычаев на Пасху было очищение водой – умывание, обливание купание. Водные очистительные процедуры приурочивались, как правило, к Чистому четвергу. Воду для омовения надо было брать рано утром, до восхода солнца. Широко бытовало поверье, что в этот день утром ворон купает в реке своих детей, и нужно было торопиться набрать воды, пока ворон детей не купал. До первого луча солнца умывались и обливались проточной водой из ручья. Некоторые смельчаки даже купались в реке. В Украине следующий после Пасхи день назывался «обливаним понеділком». В этот день парубки на рассвете ходили по хатам – и девушек, не успевших прибраться к их приходу, обливали водой. Считалось, что обливание даст здоровье, принесет богатство.

 

Свеча горела на столе…

Рождение огня было окружено в народе такой же тайной, как и рождение светила. Вот почему одним из символов Пасхи стал трепетный огонек свечи. Пасхальные свечи готовили заранее. В Чистый четверг часто специально выливали страстные свечи «до двух аршин длиною и до фунта весом». Такими свечами пользовались несколько лет. Возвращаясь из церкви, прихожане стремились донести домой страстную свечу так, чтобы огонь не погас. Для этого делали специальные фонарики из цветной бумаги или стекла. Пламенем страстной свечи нередко выжигали кресты на сволоке (главная балка под крышей, поддерживающая стену – ред.), воротах. Страстная свеча ставилась на стол после заутрени, горела под образами. Ее давали в руки тем, кто помирал, пасечники обкуривали ею ульи. Когда летом вдруг надвигалось грозовое облако, суеверные люди спешили зажечь страстную свечу, чтоб «гром хату не побил». Отсюда еще одно название страстной свечи – «громничная».

 

И ясным днем, и поздним вечером живой трепетный огонек пасхальной свечи согревал сердца страждущих, дарил радость и надежду, указывал обновленную тропу заблудшим...

 

Паска, кулич – к столу клич!

Нельзя представить Великдень без пасхального хлеба. В Украине его называют паской или бабой. Паски пекутся разных размеров, имеют высокую круглую форму, его украшают глазурью. Продукты для выпечки паски готовят заранее. Даже в самые голодные годы люди стремились оставить для праздника лучшей муки,накопить достаточное количество яиц, масла, сахара. Форма для выпечки кулича заполняется тестом лишь наполовину от ее объема, может быть,чуть больше. Готовность хлеба можно проверить, проколов его тонкой деревянной палочкой или спицей. Если тесто к ним не прилипает, значит хлеб готов.

 

Выпечка кулича,как и приготовление других обрядовых блюд,раньше было делом очень ответственным и поручалось опытным стряпухам. При выпечке соблюдались некоторые правила. На Закарпатье паску нужно было печь обязательно в рукавицах. На Харьковщине паски в печи накрывали платочком, который потом хранился для подкуривания от рожи. После освящения куличей в церкви наперегонки неслись домой. Верили, что у того, кто быстро бегает, так же быстро будет расти хлеб, работа всегда будет спориться, и дочери быстрее выйдут замуж. С паски обычно начиналось разговление. Хозяин разрезал ее на части и раздавал присутствующим, которые стоя принимали ломти. В некоторых местах раньше кулича съедали по кусочку освященного черного хлеба.

 

Рецепт кулича «Украинский». 4 стакана муки, 50 г дрожжей, 1/2 стакана растопленного сливочного масла, 1 стакан молока, 1 стакан сахара, 10 желтков, 1 ст. ложка миндаля, соль – по вкусу. Тестом заполняют форму до половины объема, оставляют в теплом месте, пока подымется, и выпекают в духовке около часа.

 

Дорого яичко к светлому дню

Жизнь, которая содержится в яйце, требует защиты от злых сил, поэтому и красят на Пасху хрупкую оболочку в разные цвета, покрывают магическими знаками-символами. В Украине, скажем, повсеместно такие яйца называются «писанками». Про статного парня или чернобровую красавицу обычно говорят: «Ну, прямо, как писанка». Кстати, в старых санскритских текстах слово «писита» означало «рисовать», «украшать», а слово «писага» – «красная», «красивая», «цветная». Пожалуй, нет более увлекательного занятия для детей и взрослых, чем роспись яиц перед Пасхой. Раньше для их окраски использовали отвары различных растений. Желтая и оранжевая краски получались из коры дикой яблони, шелухи лука, гречневой половы, почек осины, горицвета, зверобоя, ромашки. Синий цвет давали мальвы, сон-трава, для сизо-пепельного – использовались ягоды бузины, коричневую окраску скорлупа приобретала от почек ольхи, черная краска получалась из корней крапивы, ольховой коры. Яйца окрашивались, если их обкладывали разноцветными лоскутками и нитками, что линяют, завертывали в тряпочку, крепко заматывали и минут двадцать варили в воде, в которую добавляли немного уксуса. Для крепости к краскам примешивали хлебный или свекольный квас.

 

Узоры на яйца наносились следующим образом: на скорлупе горячим воском наводились места, которые хотели оставить белыми, и яйцо опускалось, скажем, в зеленую краску. Потом покрывались воском участки, которые мастер хотел видеть зелеными, и яйцо окуналось в другую краску. Таким образом можно добиться самого разнообразного сочетания цветов и узоров. В конце яйца пеклись и воск сходил.

Крашеные яйца – непременный атрибут всех пасхальных трапез. Детвора с необыкновенным удовольствием (и сожалением!) облупывала разноцветные яички и аккуратно вычищала ложечками каждый скорлупочный осколок. Яйцами раньше обменивались при христосовании, ими одаривали нищих, а после праздников, надбив о могильные кресты, отдавали бедным.

 

Любимыми развлечениями детей в старину были самые различные игры с яйцами. «Дорого яичко к светлому дню», – утверждали старики. И во время пасхальных празднеств, и в остальные дни детвора всех возрастов проявляла необыкновенную изобретательность, придумывая все новые и новые забавы с «яйцами-райцами».

 

«Битки». Играющие стукаются носками яиц. Чье яйцо разбивается, тот считается проигравшим, и отдает свое яйцо. «Крепак» (моцак) – очень крепкое яйцо, об которое разбиваются другие яйца. «Мармулком» в некоторых местностях называли яйцо, сделанное из дерева, которое хитрецы выдавали за настоящее; «запека» (запусканка) – через дырочку из яйца выливали содержимое, внутрь просовывали трубочки воска, который в яйце, положенном в горячий пепел, расплавлялся, скрепляя скорлупу.

 

«Котючки». Яйца катают с бугорков или по специальным лоткам, стараясь разбить чужое яйцо.

 

В «кидка». Два яйца кладутся так, чтобы между ними не могло пройти третье. Играющий бросает между яйцами свое яйцо, стремясь попасть и разбить сразу два яйца.

 

Где едят вкусно и просто…

Пасхального завтрака с нетерпением ждут и взрослые, и дети. Еще бы! Ведь застолье в этот день – настоящий праздник желудка, пир изголодавшейся после поста души! Непременным пасхальным блюдом у украинцев был поросенок. Его обычно готовили целиком и клали на блюдо ногами вверх, втыкая в рот кусочек хрена. Хватало места на столе и для колбас, и для холодца, и для жаркого. Не обходилось и без аппетитного бело-розового куска сала. Его, как правило, вместе с куличами и яйцами освячивали в церкви.

 

У степняков существовал обычай до завтрака обмазать этим салом лоб и щеки, чтоб летом они не трескались от солнца и ветра. Особый почет (и лучшие куски!) за пасхальным столом резчикам. Один раз в жизни свинья небо видит и случается это чаще всего на Великдень. Принято было забивать откормленного хряка накануне в Чистый четверг – засоленное в этот день сало, по утверждению знатоков, долго оставалось белым и чистым. В другие четверги резать свинью не рекомендовалось: в сале и мясе могли завестись черви. Салом на Пасху разговлялись, его хранили про запас, выкладывая на стол в будни и праздники. Старая добрая традиция, простая надежная закуска. А где едят здорово и просто, там живут лет по сто.

 

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора

 

Источник Позиция