Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Трехголовый «дракон» децентрализации

Трехголовый «дракон» децентрализации

Категория: Регион, Реформы

Трехголовый «дракон» децентрализацииВ конце прошлой недели в Запорожье состоялось заседание региональной платформы развития местного самоуправления «Реформирование административно-территориального устройства страны в аспекте децентрализации». В нем приняли участие представители городской и областной власти, руководители объединенных территориальных громад (ОТГ) нашего региона и народные депутаты Украины.

 

В ходе заседания было озвучено, что на территории Запорожской области на текущий момент создано 45 из 67 запланированных объединенных громад. При этом семь районов региона полностью покрыты ОТГ. По темпам децентрализации регион входит в пятерку лидеров по Украине. На сегодняшний день активно продолжаются процессы объединения громад в Розовском и Пологовском районах. Но одновременно очень медленно – в Мелитопольском, Новониколаевском и Токмакском. Поэтому местная власть ставит перед собой задачу до конца этого года убрать с карты области «белые пятна», не охваченные ОТГ. Более того, запорожский регион один из немногих в стране, где развитие громад финансируется из областного бюджета: в 2018-м на это предусмотрено 11 миллионов гривен.

 

Из позитивных аспектов децентрализации участники заседания единогласно отметили увеличение местных бюджетов и полномочий территорий, что обеспечивает их развитие и последующую самостоятельность в принятии решений. Например, город Мелитополь два года получает бОльший доход в местную казну, а полученные средства направляет на сферу ЖКХ, ремонт дорог, инфраструктурные проекты и прочее.

 

Однако негатив, судя по всему, в вопросах децентрализации пока превалирует. Дело не в самом процессе, а в трудностях, которые возникают на пути как уже созданных, так и создаваемых ОТГ. Допустим, есть жалобы на то, что значительную нагрузку на бюджеты громад налагает содержание объектов медицины и технических профтехучилищ. Объем субвенций не обеспечивает нужды этих учреждений, поэтому нередко приходится идти на урезание статей расходов в других сферах, не менее важных для деятельности ОТГ.

 

Второе: важна стабилизация ситуации в бюджетном и налоговом законодательстве, чтобы органы местного самоуправления имели возможность формировать хотя бы среднесрочные планы развития, не боясь, что центральная власть сможет менять законодательство едва ли не каждый год. В этом случае громады будут точно знать, сколько у них есть средств на ближайшие 3–5 лет и куда лучше направить эти деньги.

 

Третье: на территориях многих ОТГ функционируют одновременно и громада, и районный совет (последний, между прочим, финансируется тоже из кармана громады). Более того, в Черниговском районе Запорожской области вообще сложилась ситуация с «трехголовостью» власти: здесь уживаются одновременно главы громады, районного совета и райадминистрации. Такие вот две «пиявки» на теле ОТГ, которые только сосут из нее кровь в виде финансов, а чем занимаются – непонятно...

 

То есть центральной власти нужно утвердить целый комплекс законов для продолжения децентрализации. Минимум полтора десятка законопроектов, наверное, уже года три пылятся под сукном в правительстве, Верховной Раде и прочих властных кабинетах, хотя принятие этих документов существенно облегчило бы и создание новых ОТГ, и развитие уже функционирующих. Кто знает, возможно, власть в этом просто не слишком заинтересована? А так показывает Европе – ну вот же, процесс идет, все в порядке, все под контролем. Пускать Западу пыль в глаза особо больше нечем, а децентрализация хоть как-то еще шевелится...

 

 

Алексей МАКОГОН

 
Источник Позиция 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: