Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » И.о. государственной власти

И.о. государственной власти

Категорія: Позиція » Статті » Політика
И.о. государственной власти 20 апреля правительство Владимира Гройсмана отметит уже вторую годовщину своего первого заседания. Оценки «команде Гройсмана» по этому случаю будут выставлены самые разные. Но при этом нельзя забывать, что команды-то никакой нет. И дело не только в том, что некоторые министры являются самостоятельными сильными игроками в противовес даже не премьер-министру, а президенту (как глава МВД Арсен Аваков) или же де-факто входят в команду Банковой. Дело в том, что некоторых исполнителей на ключевых должностях в министерствах и ведомствах просто нет. Некоторых – уже не первый год. 
 

Один из наиболее показательных примеров – Ульяна Супрун, с июля 2016 года (!) пребывающая в статусе и.о. министра. И не просто пребывающая, но и проводящая одну из важнейших для страны реформ. В очень большой степени именно от главы министерства зависит вообще будущее украинского здравоохранения. Но этот пост занимает человек с «урезанным» статусом и полномочиями.

 

Нетрудно проанализировать, к чему это может привести. Реформа провалилась? «Временщик» как бы ни при чем. «А чего вы ожидали от и.о.?» Но кто тогда «при чем»? Или наоборот реформа пойдет нормально, но в процессе не понравится кому-то из власть имущих. Выставить за дверь и.о. министра куда легче.

 

Фантомные кресла

Министр аграрной политики Тарас Кутовой значится на сайте Кабмина как полноценный министр, в отличие от Ульяны Супрун. Если бы не одно «но». Девять месяцев назад Тарас Кутовой подал заявление об отставке. И его до сих пор не рассмотрела Рада. По словам аграриев, реально руководит министерством заместитель Кутового – без полномочий министра. Земельная реформа в Украине еще не началась, но обсуждают ее постоянно. Но у нас даже нет министра, чьего ведомства эта реформа коснется напрямую.

 

Но стоит ли удивляться этому, если и Госгеокадастр возглавляет очередной исполняющий обязанности.

 

У комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений вообще нет главы. Нет его и в экологическом комитете, и в комитете по евроинтеграции, и в комитете по борьбе с коррупцией… Список можно было бы продолжить.

 

«Болезнь» спускается с центрального уровня на местный. В Запорожской области тоже под и.о. или вообще без официальных руководителей работают несколько властных структур и в особенности коммунальных учреждений и предприятий. Местные советы и исполнительная власть долго тянут с назначением руководителей. А когда кандидатуры наконец вносят на суд громады и народных избранников, как правило, приходится хвататься за голову: на сцене появляются если не «сбитые летчики», то претенденты без образования, опыта, но зато со связями.

 

Колода или резерв?

Есть две причины для такой кадровой политики, а точнее – ее отсутствия или сознательной ее имитации. Как мы можем заметить, «бесхозными» на центральном уровне остаются большие министерства с широким влиянием. Казалось бы, нонсенс. Но в том-то и дело: на солидные посты – много претендентов. И большой аппетит различных групп влияния. Которые если не могут поставить своего человека, постараются помешать своим конкурентам.

 

Министерство здравоохранения – это закупки лекарств, распределение огромных средств, влияние на кадровую политику, как следствие – на те же «благотворительные фонды» в больницах. АПК – это дотации фермерам, влияние на земельные вопросы. И так далее. Небогатое министерство культуры с влиянием разве что на театры и народные коллективы, как видим, в эпицентре борьбы не находится.

 

Вторая причина пустующих высоких постов на центральном и региональном уровнях – отсутствие системы подготовки и продвижения талантливых кадров. Руководящие кадры назначаются, как кажется обывателю, в случайном порядке – словно наугад извлекаются из колоды карт. Зачастую это и правда трудно прогнозируемый процесс: на повышение может пойти способный исполнитель без политических амбиций или наоборот прожженный политик без управленческих навыков, верный оруженосец высокопоставленного шефа или «серость», которая устроит все противоборствующие группы влияния.

 

Покончить с такой бессистемностью можно было бы, установив жесткий порядок назначения управленцев: по чьей инициативе, по каким критериям, в какой срок. Еще больше помог бы кадровый резерв: заведомо известный и открытый реестр профессионалов, из которых может идти отбор на те или иные должности. Это сняло бы большую часть противоречий и значительную часть вопросов громады к потенциальным руководителям.

 

Игорь ОВДИЕНКО

 

 

Источник Позиция