Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Северный поток-2»: Последствия

«Северный поток-2»: Последствия

Категорія: Позиція » Статті » Політика
«Северный поток-2»: Последствия ПОЗИЦИЯ регулярно и подробно освещает реализацию различных геополитических проектов. Одной из наших постоянных тем стало строительство газопровода «Северный поток-2». В прошлой публикации мы обсудили, как и почему начинался, останавливался и возобновлялся «Поток». Сегодня попробуем выяснить, как эта и аналогичные масштабные «стройки» могут повлиять на экономику Украины.
 

Простая арифметика

В 2016 году из почти 180 млрд куб. м российского газа в Европу и Турцию более 82 млрд куб. м прошло через Украину. Таким образом, несмотря на российско-украинский конфликт наша страна оставалась важнейшим каналом снабжения Европы газом. С другой стороны, транзит был выгоден и нам.

 

Однако, как мы знаем, за последний год активизировались попытки вывести Украину из игры: возобновилось строительство «Турецкого потока» и второй ветки «Северного потока».

 

Сейчас распределение поставок простое: 55 млрд куб. м – пропускная способность каждой ветки «Северного потока» (но и по европейским требованиям их не загружают полностью), еще 40 млрд куб. м прокачиваются ежегодно через территории Беларуси. Запланированный «Турецкий поток» двумя ветвями должен по плану транспортировать на запад Турции 31 млрд куб. м.

 

Следовательно, легко подсчитать, что строительство двух новых газопроводов на севере и юге Европы могут полностью «перекрыть» те услуги, которые сейчас предоставляет Украина. Но насколько реально серьезна эта угроза?

 

Все правы

Рейтинговое агентство S&P считает, что даже при успешной реализации проектов обоих «потоков», Москве так или иначе придется договариваться с Киевом: нужен запасной транзитер, нужны будут дополнительные пути транспортировки на случай пиковых загрузок, аварий и т.д. А других газопроводов в Европу и нет.

 

Во время «Украинского энергетического форума» более пессимистично высказался главный коммерческий директор НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко. По его мнению, доходы от транзита могут быть просто нулевыми. С ним заочно согласна и, например, заместитель министра энергетики и угольной промышленности по вопросам европейской интеграции Наталия Бойко, заметившая в комментарии для СМИ, что «таким образом, практически весь газ, который поставляется с востока в Европу, будет полностью подконтролен России. Вот какая зависимость».

На самом деле могут оказаться правы и в S&P, и наши чиновники. Европа высокими темпами отказывается от природного газа. Siemens, не нуждающийся в особых представлениях, в январе официально сообщил о намерениях закрыть один из своих заводов в Германии, а именно – производство как раз газовых турбин.

 

Так вот, в случае сокращения потребления газа на континенте, Газпрому действительно может быть достаточно для дальнейшего экспорта тех новых трубопроводов, которые он строит в обход Украины.

 

Сложнее воровать

Как ранее разъяснял ПОЗИЦИИ эксперт в сфере энергетики Александр Козыряцкий, собственная добыча газа Украиной (по средней себестоимости $18 при рыночной цене импорта около $300) уже сейчас покрывает потребности отечественных потребителей: 20 млрд куб. м в год добычи против максимум 18–19 млрд куб. м в год потребления. Суммарно около 10 млрд куб. м голубого топлива мы получаем за транзит и храним в подземных хранилищах на западной границе. Излишки природного газа либо продаются в Европу под тем же трехцветным флагом, либо участвуют в местных схемах, когда украинский газ оформляется (и оплачивается) как европейский импорт в Украину.

 

Стало быть, пуская газопроводы в обход Украины, Россия становится еще и конкурентом нашей страны на европейском рынке энергоносителей. Потому что совершенно очевидно, что при отсутствии транзита через Украину нашим олигархам не удастся «подмешивать» отечественный газ на экспорт. Придется вести неравную борьбу за покупателя со всей российской нефтегазовой махиной.

 

С другой стороны, в случае отказа от транзита российского газа у тех же олигархов появится повод для очередного взвинчивания цен. В этот раз – под предлогом того, что газ из Европы будет получить сложнее.

 

Игорь ОВДИЕНКО

 

Источник Позиция