Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Воспарить над Конституцией

Воспарить над Конституцией

Категория: Политика, Культура
Воспарить над КонституциейНаш народ особой набожностью не отличается и за церковным календарем следит избирательно. Знают Пасху, Рождество, Троицу, Спас, и на том спасибо. Светские СМИ в плане освещения духовных празднований тоже не слишком усердствуют. Разве что в контексте публикаций графиков выходных, которые приходились на «святые дни». Такое положение вещей сохранялось до начала прошлой недели, пока президент Украины не сообщил о намерении объединить все украинские православные церкви.
 

Только ленивый не разнес эту новость по свету, как появилась следующая – Верховная Рада большинством голосов приняла законопроект, в котором предлагается «поддержать обращение президента Украины к Вселенскому патриарху Варфоломею I о предоставлении томоса (указа) об автокефалии православной церкви на Украине».

 

Нынче в стране три православных церкви: каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), получившая в 1990 году широкую автономию от Русской православной церкви, Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Так вот, речь идет о новой, единой поместной православной церкви, которую предполагается создать путем слияния всех трех упомянутых религиозных организаций.

 

Сразу, конечно, представляется, как официальные представители УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ садятся за круглый стол и обсуждают вопросы по преодолению церковного разъединения и объединения всех православных Украины. Но нет, церковники – мимо кассы. Президент Украины обратился к патриарху Варфоломею I на мирском языке. Здесь стоит заметить, что юрисдикция Константинопольского патриарха распространяется на православных жителей Турции, Северной Греции и некоторых островов, а также на диаспору в различных странах мира. Самая многочисленная его паства находится в Соединенных Штатах Америки. Кстати, недавно в Стамбул, где расположена резиденция Варфоломея I, прилетал посол Госдепа США по вопросам религиозной свободы Сэм Браунбек. Он встречался с патриархом, но тема бесед и результат их встречи пока неизвестны.

 

Может, не случайно после встречи посла и патриарха появилось обращение нашего президента? Петр Алексеевич, в частности, написал в нем: «Как глава государства Украина, представляющий ее граждан – в том числе и тех, которые относятся к украинской православной общине…» Однако по Конституции, церковь в Украине отделена от государства. Ее статья 35 содержит однозначное утверждение: «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства… Никакая религия не может быть признана государством как обязательная». Официальный комментарий гласит: «Государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций…» Но для того чтобы одобрить обращение к Варфоломею, можно немного побыть и религиозным институтом. И это несмотря на то, что в Конституции обозначен исчерпывающий перечень полномочий высшего эшелона власти, среди которых нет компетенции, связанной с религиозными вопросами.

 

Здесь можно вспомнить, как на обломках империи РПЦ была отделена от государства. Большевики ее отделили, чтоб не содержать из государственной казны. При царизме за счет имперского бюджета строились храмы, священнослужителям выплачивались зарплаты и пенсии. Да, эти культовые сооружения не принадлежали церкви, и поэтому попам не нужно было платить за содержание и ремонт этих сооружений. За все платил царский режим.

 

Потом последовал большевистский декрет, где, в частности, говорилось: «Провозглашение светского характера советского государства – церковь отделяется от государства; запрет любого ограничения свободы совести, никаких привилегий на основании вероисповедной принадлежности граждан; право каждого исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; запрет преподавания религии в школах. Граждане должны обучать и обучаться религии только частным образом».

 

Священники, конечно, возмущались, особенно когда изымались номинальные земли церкви (повторимся, юридически принадлежали вначале царскому, а затем временному правительству). Оставляли в безвозмездную аренду только те приходы, где служители имели хотя бы 20 прихожан.

Шло время, а поскольку веру быстро не искоренить, то православная церковь продолжила проповедовать перед паствой, и почти за сто лет мало того, что поднялась буквально с нуля за счет воздаяний прихожан, но и создала рентабельные приходы, принадлежащие только ей.

 

Традиция невмешательства в дела церкви сохранялась с 1918 года до начала нашей украинской независимости. Ни Грушевский, ни Скоропадский с Петлюрой не додумались ее реформировать. А вот первый президент Украины Леонид Кравчук в 1992 году вместе с Филаретом (в миру Михаил Денисенко) начали создавать новую «поместную украинскую церковь», известную сейчас как неканоническая УПЦ Киевского патриархата. Тогда в музее мирового значения – Софийском соборе – Филарет отправил «панихиду» по Мазепе и объявил о снятии анафемы с него. При этом заявил, что «московская Церковь» накладывает анафемы, а «украинская» снимает их со своих героев… С этого времени начался «раскольничий» отсчет в Украине.

 

Леонид Кучма, пришедший к власти в 1994 г., получил в наследство от Леонида Кравчука бурлящий котел межцерковных конфликтов, которые приобрели характер общенационального бедствия: более тысячи приходов одновременно вели между собой отчаянную борьбу, с драками, осадой церквей и целых сел, погромами жилищ духовенства. К середине 2000 г. стало очевидным, что в стране сложилась неконтролируемая религиозная ситуация. Тогда Кучма решил безотлагательно форсировать создание единой Украинской поместной православной церкви. Однако не сделал на этой скользкой стезе практически ничего.

 

Эту же цель в бытность президентства преследовал и Виктор Ющенко. По его приглашению Вселенский патриарх Варфоломей I в 2008 году даже приезжал в Украину, о чем свидетельствовали развешанные по Киевубигборды: «Украина приветствует исконного патриарха!» Но конкретных шагов так и не было сделано.

 

Также Верховная Рада принимала подобное обращение к Вселенскому патриарху без малого два года назад, 16 июня 2016 года. Но всеправославный собор отказался включать вопрос в повестку дня. Кончилось ничем, также как инициативы Ющенко и Кучмы.

На этот раз синод Вселенского патриархата на очередной сессии рассмотрел прошение Петра Порошенко о создании в Украине автокефалии православной церкви. Об этом говорится в коммюнике, размещенном на портале патриархата.

 

«Как истинная материнская церковь, Вселенский патриархат изучил вопросы, относящиеся к ситуации в Украине. Получив от церковных и гражданских властей прошение о предоставлении автокефалии, синод решил взаимодействовать с сестринскими церквами по данному вопросу», – отмечается в сообщении.

 

В случае единогласного решения религиозное ведомство, конечно, предоставит автокефалию Украинской православной церкви. Правда, вопрос будет обсуждаться и с участием Русской православной церкви, получившей автокефалию в 1448 году… Потому, как без ее мнения, «ни туды, ни сюды».

 

По словам президента, решение синода об «автокефализации» может быть принято до 28 июля – к дате 1030-летия Крещения Руси. Кстати, князь Владимир крестил Русь за полвека до Великого раскола 1054 года. Поэтому можно предположить, что равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга достаточно прозрачно «отшивали» других миссионеров, предпочтя принять Крещение от греков, где искони господствовал принцип соборности и над церквями никто не командовал.

 

В качестве заключения стоит отметить, что ничего плохого в объединении православных церквей нет, но при условии, что раскольники покаются и вернутся в «лоно». Сам Филарет, кстати, прекрасно понимает, что должен оставить пост «во имя объединения». И есть слабая надежда, что с ним уже проведена соответствующая беседа.

 

Наталья ЕРМАКОВА

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: