Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Плюс дебилизация средней школы

Плюс дебилизация средней школы

Категорія: Суспільство, Культура, Реформи
Плюс дебилизация средней школы Бодрая новость, которую трактовали как повод для гордости и однозначную победу, – подписание соглашения с LEGO Foundation и использование продукции бренда, популярных конструкторов, в учебном процессе, некоторое время была информационным хитом на сайте министерства.

 

Лилия Гриневич, министр образования и науки, прямо заявляла, что помощь The LEGO Foundation ценна, потому как их пособия помогут детям каждой украинской школы воспринимать изложенный учителем материал интерактивно, интересно и наглядно. Также в накладе не останутся и наставники, ведь с наборами Lego легко стимулировать детей к обучению, делать это в доступной игровой форме.

 

Правда, все эти славословия в адрес бренда подчас воспринимались как неприкрытая реклама интеллектуальных игрушек, которые в общем в дополнительных представлениях и не нуждаются. И в целом выглядит как неприкрытый протекционизм со стороны министра чьих-то вполне конкретных интересов.


Государство в лице г-жи Гриневич и образовательного центра в этом году в День знаний всем первоклассникам вручит по набору «Шесть кирпичиков», а каждый первый класс получит уже в общее пользование конструктор LEGO Play Box. Подчеркивается, что подобная интеллектуальная гуманитарная помощь предоставлена Украине абсолютно бесплатно.

 

Комплекты эти везут из Дании. Первый грузовик с наборами для 100 школ уже прибыл. Всего же планируется оснастить такими конструкторами 17 тыс. учебных заведений по всей стране. Путем несложных вычислений выясняем, что потребуется еще 170 ходок, чтобы завезти весь обещанный первоклассникам груз. А это значит, что даже если Украина каждый день будет принимать по одной грузовой машине конструкторов, к 1 сентября наборы все равно не успеют попасть в школы. Минимум доберутся туда к концу октября. И это при самом оптимистичном сценарии.

 

Нет, в Киеве они, конечно, будут, это несомненно – нельзя же портить картинку и статистику, а вот где-нибудь в сельской школе Западной Украины или в поселке городского типа на востоке страны их в срок не окажется. Но, заверяют в министерстве, в течение 2018–2019 учебного года все конструкторы будут участвовать в процессе обучения. Просто министерство организует, судя по его потугам, процесс так, чтобы где-то дети поумнели раньше, а где-то позже. Однако действительно ли LEGO– это кладезь ума и механизм приобретения навыков?

 

С фондом связаны школы, садики и образовательные центры четырех стран: Дании, Мексики, Южной Африки и Украины – как видим, выбор невелик. К слову, именно в ЮАР, в небольшом поселке Аттериджвилль недалеко от Йоханнесбурга, десять лет назад сей крупномасштабный проект стартовал и стал той самой площадкой, где совершенствовались методики, после чего они оказались востребованы и у нас.

 

Впрочем, продукция и программа фонда реализуются в Украине с 2010 г. и повышают качество раннего обучения в шести десятках детских садов Киева, Одессы, Харькова, Львова и Днепра. С этого года к детсадам подключили и школы.

 

А теперь перейдем к нашим кирпичам. Что же это такое? Если вы думаете, что это нечто инновационное, необычайно сложное устройство, для освоения которого и потребовалась помощь заграничных тренеров, которые обучили наших учителей, чтобы те передали знания своим подопечным, то ошибаетесь. Это просто прямоугольные детали – кирпичики разных цветов, из которых любой двух- или трехлетний ребенок способен соорудить башню, воротца или сложить куб.

 

Но если решите, что это весь потенциал конструктора, – вы снова промахнулись. Ведь это не просто кирпичики, а чуть ли не бомба интеллектуального действия. В буклетах, которые прилагаются к программе (они представлены на четырех языках, включая украинский), написано, что из шести кирпичей можно придумать 18 игр и 23 испытания для команд. Играть в мини-набор методисты предлагают индивидуально, в паре и в группе (до 50 человек).

 

К слову, не знаю, как Лилию Гриневич, но лично меня смутила уже главная картинка буклета. На ней изображен ребенок, который ну никак не выглядит школьником (у нас в первый класс принимают в 6–7 лет), – детсадовец, не старше.

 

Начальные задания также вызывают недоумение. Детям предлагается провести некоторые манипуляции с кирпичиками: перемешать их с закрытыми глазами, поднять над головой. Далее следуют вопросы учителя. Какого цвета ваш кирпичик? Какого цвета остальные кирпичики?

 

Сможете разложить кирпичики по цветам радуги?

Позвольте, но все эти задания дети выполняют в средней и старшей группах детского сада. Не все, конечно, садики работают с Lego, но есть масса отечественных, недорогих аналогов конструкторов, мозаик, специальных палочек, пластмассовых кубиков и т. д., которые используются для обучения и игры. А знания о цвете, объеме, соотношении массы, размеров дети получают в юном возрасте согласно государственной программе, разработанной специально для каждой группы детского сада. Да и опыт предыдущей нашей начальной школы, которую пытаются сегодня нувориши от образования отправить в небытие, отнюдь не хуже.

 

А сейчас что нам предлагают? Многие современные дети, поступая в первый класс, как показывает опыт, уже умеют читать, делают несложные математические вычисления в уме, на мобильных телефонах и планшетах раскладывают головоломки, расписывают вазы, играют в шарики и тетрис, т. е. о цвете, форме, количестве имеют более чем весомое представление.

 

А мы их будем снова учить раскладывать кирпичики по цветам, подбрасывать детали и ловить их руками, перешагивать через выстроенный куб вперед-назад, вправо и влево (такие способы использования конструктора предлагают обучающие видеоролики на сайте). Это ли не нонсенс? Все замечательно, креативно, но это вовсе не школьный уровень. Тогда для чего нужна нам такая программа? Это и есть пример евроинтеграции в отечественное образование?

 

Думаю, сегодня редко встретишь родителя, который не был бы знаком с продукцией Lego. Их наборы (начиная от минимального количества деталей и персонажей до внушительных боксов для возведения игрушечного города), которые дополняют другу друга и стоят для отдельных наших семей целое состояние, частенько просят в подарок детсадовцы и младшие школьники. Чтобы к конструированию проявили интерес и девочки, производитель придумал серию Lego Friends, где можно возвести пиццерию, парк аттракционов, магазин, спортивный центр, больницу и еще много чего интересного.

 

Но эти наборы – их цена колеблется от 200 до 2,5 тыс. грн (хотя и это не предел) – оставлены на усмотрение и кошелек родителей.

Спору нет, моделирование, а это подтверждают и педагоги, – прекрасная возможность обучения школьников элементам конструирования, развития их технического мышления, способности к творческой работе. И чем старше становится ребенок, тем больше деталей подключаются к процессу сборки, используются сложные схемы и дополнительные механизмы, приводящие предмет (фигурку) в движение.

 

Если посмотреть, как проводятся такие частные занятия, то видно, что детей в группе мало, максимум 8–10: индивидуальный подход – главное условие урока; детали не ограничены одним набором; в дальнейших этапах совершенствования работы предусмотрено подключение компьютерных технологий. Однако это удел очень узкой группы учеников, чьи родители способны обеспечить своим чадам более высокий уровень познаний. Маленькому украинцу изначально внушают: богу – богово, кесарю – кесарево.

 

Ничего подобного, по понятным причинам, общеобразовательная школа, конечно, не может предоставить, даже несмотря на наличие «шести кирпичиков» у каждого ученика или целого легобокса на класс.

 

А раз так, не нужно с таким рвением бросаться на европейские программы, считая любое сотрудничество с заграничными образовательными центрами и фондами панацеей для многострадального украинского образования. И не стоит с таким остервенением перечеркивать старинные школьные традиции, когда первоклассникам нашего детства дарили на торжественной линейке букварь, а уже детям 90-х – читанку. Не худшие из всех имеющихся источники познания мира.

 

Антонина ТРОФИМОВА, Артем ОЧАКОВ

 

Источник Позиция