Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Два парламента, или Найдите отличия

Два парламента, или Найдите отличия

Категория: Позиция » Cтатьи » Политика
Два парламента, или Найдите отличия Осталось меньше месяца до того времени, когда наши народные избранники, вернувшись с каникул, усядутся в свои парламентские кресла. Верховная Рада 13 июля ушла в отпуск, оставив страну с дефицитом бюджета в 15 млрд грн и все возрастающим оттоком трудовых ресурсов. Стоит отметить, что нынешний созыв Верховной Рады перешагнул очередной рубеж своей работы. Что сделано за три с половиной года и что успеется за оставшиеся неполные полтора до финиша?
 

В результате реформ жители сельской местности остались без качественного медобслуживания, вырос уровень преступности, когда в каждом городе убивают, обливают кислотой, сбивают на дорогах или банально грабят. Уйдя на отдых, нардепы «забыли» рассмотреть пенсионный закон, голосование закона о выборах перенесли на осень, правда, уделили внимание злополучному вопросу о еврономерах. (Ну, это, несомненно, важнее!) Просто решили погасить пожар возмущения «бляхеров», стоявших в июле под Радой. Они разошлись, но обещали вернуться. И на том спасибо, что дали возможность парламентариям спокойно покинуть здание под куполом.

 

А вы знаете, что РАДА это аббревиатура из четырех английскихслов: ResponsibleAccountableDemocraticAssembly. Означает – подотчетность, ответственность, демократическое парламентское представительство. Но касается это не Рады, где голосуют за законы Украины, а ведомства, которое работает при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Запущенная с ноября 2013 года, Программа РАДА в сотрудничестве с рядом общественных украинских и зарубежных организаций – Internews Ukrainе, Лаборатория законодательных инициатив, Гражданская сеть ОПОРА, Фонд «Восточная Европа», Представительство Фонда Конрада Аденауэра в Украинеи др. – привлекает нардепов к обучающим тренингам и предлагает в качестве примера ознакомиться с опытом работы парламентов передовых стран. С ними работают опытные эксперты, среди которых, в частности, Ян Менцер – политолог, соавтор пособия «Работа Немецкого Бундестага – идеи для работы украинского парламента». Это, по его словам, поспособствует «наилучшему осуществлению парламентской реформы в интересах Украины и ее людей». А, может, просто готовят «лучшие умы Украины» для работы у себя на аналогичных должностях? Безвиз все-таки…

 

Для украинских журналистов (среди них была и автор этой публикации) Ян Менцер прочиталлекцию, в которой охарактеризовал работу парламента Федеративной Республики Германия.

 

Немецкий народ называет свой парламентский орган Бундестаг средоточием демократии прежде всего потому, что в Германии наблюдается устойчивая политическая стабильность. Они к этому долго шли, в этом вопросе у Верховной Рады еще все впереди.

 

Сегодня наши нардепы занимаются тем, чем в немецком Бундестаге 70 лет назад. Тогда там больше говорили, чем делали: шли дебаты о будущем Германии, дискуссии о перевооружении, об окончании сроков давности по некоторым преступлениям, о трансплантации органов. Сегодня в Бундестаге принимаются решения о внедрении возобновляемой энергетики вместо атомной или о мерах по преодолению международного финансового кризиса. Так что наш парламент – в стадии трансформации с целью, надеемся, построения передового государства.

 

Противостояние в Бундестаге между провластными и оппозиционными силами закреплено законодательно. У нас, конечно, политическая конкуренция пожестче немецкой будет. Это говорит лишь о том, что наш парламентаризм живее всех живых, как и оппозиция тоже. При этом в украинской системе власти бОльшая роль отводится президенту, потому что в Украине смешанная парламентско-президентская форма правления. Глава государства уполномочен, например, назначить премьер-министра. Так делалось в Рейхстаге Веймарской республики в период 1918–1933 гг., где канцлер назначался президентом Германии. Сегодня это в юрисдикции немецких депутатов. Бундестаг также может выказать канцлеру недоверие, но в отличие от Верховной Рады, только с одновременными выборами его преемника. Поэтому ФРГ без дееспособного правительства не остается.

 

Поскольку немцы живут в условиях федеративного государства, интересы федеральных земель представляет Бундесрат. Именно через него правительства регионов вносят на рассмотрение законопроекты, принимают или отклоняют их. Эта процедура ограничивает компетенцию Бундестага, чего нельзя сказать об украинском однопалатном парламенте, где «как сказали, так и будет», потому что он является единым законодательным органом страны.

 

В Бундестаге также есть фракции, члены которых не «тянут одеяло» каждый на себя, потому что они не любят усложнять законодательную деятельность. У нас же в подавляющем большинстве депутаты ВР регистрируют законопроекты единолично. Бывает, из уважения к коллеге не голосуют «против». Здесь, главное, не рассориться с фракциями, иначе законопроект депутата-скандалиста никогда не проголосуют. Наблюдая, как в ВР блокируются некоторые законопроекты, нечего и удивляться, почему внешние «кураторы» вмешиваются...

 

Немецкие слуги народа голосуют исключительно поднятием руки, т.е. проголосовать за другого депутата физически невозможно (нашим избранникам следует взять этот факт на заметку, а то эпизодами «кнопкодавства», извините, достали). При этом подсчет голосов прост, так как фракции голосуют, как правило, единогласно.

 

Снятие неприкосновенности у них проходит тихо, без ажиотажа. У нас же за этими процессами, запасаясь попкорном, наблюдает вся страна. В ВР «новую жертву» на потеху миру демонизируют, обличают, попутно запускаются внутрипартийные «терки». В общем – сплошное политическое развлечение. Но это на первый взгляд, а в реальности «под шумок», в большинстве случаев, кулуарно происходят какие-нибудь «соглашения» между определенными политическими силами.

 

При этом что украинский, что немецкий парламент не заседает за закрытыми дверями.Немецким СМИ, которые, кстати, функционируют независимо от партий, также требуется аккредитация, но получить ее проще, чем в Украине.

 

Что в итоге? По результатам исследования экспертов Гражданской сети ОПОРА видно, что под конец созыва украинского парламента количество проголосованных законов уменьшается. Там же считают, что в парламенте слишком много активистов (в отличие от профессионалов – ред.), туда же стремятся шоумены. Но они подождут, потому что спонсорам из разных донорских организаций очень не нравится идея внеочередных выборов. Так же как и их отсрочка. Поэтому выборы состоятся обязательно и в намеченные сроки.

 

Хочется надеяться, до ноября 2018 г. (время завершения Программы РАДА) украинский парламент восстановит свой статус-кво и оставшиеся полтора года употребит на качественное реформирование страны до уровня Германии, а также не на словах, а на деле вовлечетграждан в политические процессы.

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО, фото автора

 

Источник Позиция

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: