Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Владимир Ладик: «Наш университет не только образовательное учреждение, но и центр инновационных технологий»

Владимир Ладик: «Наш университет не только образовательное учреждение, но и центр инновационных технологий»

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Суспільство
Владимир Ладик: «Наш университет не только образовательное учреждение, но и центр инновационных технологий» Сумской национальный аграрный университет относится к заведениям, где тонко чувствуют пульс времени, активно и по-деловому реагируют на его вызовы. О подготовке современных специалистов для АПК страны, обновление материально-технической базы, планы и перспективы рассказал ректор университета профессор Владимир Ладик.

- Владимир Иванович, как меняется система образования в университете учитывая нынешние требования и реалии?
- Сейчас во всех сферах жизнедеятельности, в том числе аграрной, широко применяют информационные технологии, которые следует учитывать в первую очередь. То есть речь идет о осовременивании знаний и получения новых навыков. Простой пример. Если два десятка лет назад для нужд растений принимали во внимание только NPK (азот, фосфор, калий), то сейчас привычный расчет в микроэлементах, скажем, потребность в сере, магнии, кальции.

Составляя рационы кормления животных, все меньше считают кормовые единицы, а обращают внимание на наличие протеина, микроэлементов, аминокислот, витаминов. Потребности растений и животных определяют по итогам исследований и программной обработки результатов.

А это уже нанотехнологии, которые постепенно, но основательно вошли в повседневную жизнь аграриев, стали привычными для них и не требуют больших затрат труда и времени. Поэтому студентов учим с учетом именно таких реалий.

Недавно открыли новые магистерские специальности «Региональный менеджмент», «Транспортные технологии», «Международное право». А только - магистерский курс «Точное земледелие», благодаря которому будущие специалисты будут получать пропорциональные знания по инженерным, агрономическим и экономическим направлениям. Учиться могут выпускники - бакалавры различных направлений подготовки, магистры, специалисты предыдущих годов выпуска.

Эти специалисты уметь оптимизировать расходы каждой технологической операции для получения максимального дохода. Их уже начали готовить, и именно они нужны нынешнему производству.

- Но подготовка требует соответствующей материально-технической базы?
- Безусловно. Постепенно и неуклонно ее обновляем и осовременивает. Для подготовки специалистов по точного земледелия открыли специализированный класс на инженерно-технологическом факультете, вложив в его обустройство почти миллион гривен; на факультете ветеринарной медицины - лабораторию наноисследований с использованием растрового и просвечивающей электронных микроскопов, которых единицы в Украине; созданы компьютерные классы с современным программным обеспечением на биолого-технологическом и факультете экономики и менеджмента. Что касается биолого-технологического факультета, то здесь произошло самое масштабное обновление. Речь идет в первую очередь о лабораторном оборудовании – микроскопах (традиционных , электронных и цифровых ), иономерах, аквадистилляторах, центрифугах и пр.

Обновления достигли благодаря совместным усилиям университета и партнеров из аграрного бизнеса, в частности компаний HORSCH, «Кернел», «Мироновский хлебопродукт», «Индустриальная молочная компания», СиЕйТи и других. Это улучшит качество не только подготовки молодых специалистов, но и переподготовки кадров и повышения квалификации специалистов, которые уже работают.

- Насколько современный специалист-выпускник университета адаптирован к условиям производства и сельской жизни?
- развитие сельской инфраструктуры отстает от развития аграрного производства. Так же, как жизнь в сельской местности отличается от жизни в городе. К сожалению. Но продолжаются реформы в медицине, образовании, других отраслях и сегментах общественной жизни. К тому же 60% наших студентов - уроженцы сельской местности. То есть молодежь знает об условиях работы и другие составляющие.
 
Работодатели учитывая ситуацию оказывают молодым специалистам за счет предприятий жилье, оплачивают услуги связи, обеспечивают служебным транспортом и тому подобное. Есть и еще один обнадеживающий аспект. Объединение сельских советов в территориальные общины способствует привлечению средств из государственных и местных бюджетов в развитие и реконструкцию инженерной инфраструктуры, создание центров предоставления медицинских услуг, опорных школ и организации подвоза учеников и тому подобное. Это существенная мотивация к трудоустройству в сельской местности.
 
 - Меняется и как становление молодого специалиста?
- Обучение в современном высшем учебном заведении не должно сводиться к изучению отдельной специальности. Молодым следует всесторонне творчески развиваться. Поэтому в университете достаточно кружков художественного творчества, спортивных секций, художественных групп, где можно проявить творческие способности. Это расширяет кругозор молодежи, влияет на ее развитие, профессиональные навыки.

Не реже раза в пять лет преподаватели и специалисты обновляют знания непосредственно на производстве. То есть правило «век живи - век учись» актуален как никогда. Для выпускников открыли агроинтернатуру, к которой можно поступить без отрыва от производства. То есть укрепляем связи с воспитанниками, помогая им стать полноценными высококвалифицированными специалистами.

Как правило, в 40-45-летнем возрасте они уже занимают руководящие должности на производстве или готовы начать собственное дело, поскольку имеют для этого знания и опыт.

 - Насколько студенческая молодежь вуза интегрирована в мировое технико-экономическое пространство?
- Сейчас основа знаний - это ИТ-платформа. Главное - не столько обеспечивать высокие урожаи или продуктивность скота, как умение обеспечить предприятию максимальную прибыль, учитывая его ресурсную базу. То есть находить максимальный баланс между доходами и расходами.
 
Показатели маржинального дохода, применяемых в мировой хозяйственной практике, в частности EBITDA, внедрены в наш учебный процесс. Поэтому доход с гектара или от коровы должен быть основным мерилом не только для руководителя предприятия, экономических и финансовых служб, но и специалистов-технологов. И высшая школа их должна готовить.