Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Образовательная программа «Світанка»

Образовательная программа «Світанка»

Категорія: Суспільство, Регіон
Образовательная программа «Світанка» Запорожская специальная общеобразовательная школа-интернат «Світанок», в которой обучаются дети с нарушениями речи, является уникальной прежде всего потому, что поступающие туда дети с диагнозом «отставание в развитии» догоняют своих сверстников и уходят как в обычные школы, так и в лицеи или гимназии с усложненной программой обучения. 
 

Финансируется учреждение за счет средств областного бюджета, и здесь грамотно распоряжаются средствами. Они направляются на улучшение качества обучения и повседневного досуга учащихся. В этом убедилась ПОЗИЦИЯ, побывав на прошлой неделе в «Світанке». Поводом для визита послужило обращение к депутатам Запорожского областного совета мамы слабоговорящего ребенка с просьбой устроить его в первый класс школы интернатного типа. Женщина живет в сельской местности и о существовании в регионе такого учебного заведения не знала. А ведь «Світанок» открыт для всех нуждающихся в помощи детей.

 

Мы встретились с директором школы-интерната «Світанок» Екатериной Шариковой, которая более десяти лет занимает руководящую должность. Она рассказала, какой была школа до ее прихода.

 

– Когда я пришла сюда в 2006 году, заведение пребывало в очень плачевном состоянии: у нас протекали крыши, с первого по третий этаж обвалилась штукатурка, 13 спален были в аварийном состоянии! Дети страдали токсикоманией, употребляли наркотики, вылезали через окна, убегали, сдавали металлолом и на эти деньги покупали спиртное и наркосодержащие препараты. Многие из воспитанников подвергались буллингу со стороны своих агрессивных сверстников.

 

Из слов руководителя стало понятно, какие неимоверные усилия были приложены, чтобы школа стала таковой не по названию, а по назначению. В первую очередь она донесла до коллектива главное: чтобы изменились дети, педагогу нужно их полюбить.

 

 Год за годом дети, чувствуя на себе заботу и внимание старших, менялись, становились лучше и психологически, и в успеваемости.

– Очень важно ребенка не отталкивать и не запрещать ему, а дать все, что его интересует, потрогать – это хорошо развивает моторику пальцев рук. Ведь за моторику отвечает у нас определенное полушарие головного мозга, и если оно не развито, у ребенка впоследствии, не дай бог, могут возникнуть отклонения. Также пусть малыш ползает по полу, потому что именно в этот момент у него развивается двигательный аппарат, а в этом процессе задействованы все необходимые функции как мозговой, так и мышечной деятельности, – убеждена педагог.

 

После беседы Екатерина Павловна, взяв на себя функции гида, провела нам небольшую экскурсию по школе.

– Только за лето мы приобрели две цифровые лаборатории. Не каждая школа может похвастаться таким наполнением. Мы объявили открытые торги по всей Украине и приобрели для кабинетов физики, химии и математики оборудование, которое вот-вот должны привезти и установить. Это будут современные интерактивные доски, ноутбук для каждого ребенка, остальное вы сможете увидеть сами, – сопровождая нас коридорами учебного заведения, рассказала директор.

 

В логопедическом кабинете нас встретила Татьяна Данильченко, логопед с 15-летним стажем работы.

– Мы проводим с детьми в игровой форме коррекционные упражнения, направленные на исправления дефектов речи, а также делаем уклон на психические процессы: память, внимание, мышление, чтобы дать ребенку толчок. В том числе надо учитывать и поведенческие аспекты, обращенные на сосредоточение и работу учащегося. Мы стараемся подбирать индивидуальное занятие для каждого ученика, чтобы он смог раскрыть свой потенциал, и чтобы впоследствии ему было интересно учиться, – говорит педагог.

 

Мы обратили внимание на двух учеников: дети из дидактического материала собирали геометрическую фигуру. Татьяна Владимировна подошла к мальчикам и спросила:

– Данил, какую фигуру вы собираете?

– Квадрат, – ответил ребенок.

– Ну и как, вышел квадрат?

– А он не выйдет? – озадаченно спросил мальчик.

– Ну, я ж не знаю, вы ж собираете, поэтому и спрашиваю, вышел или нет, – заинтриговала ребят учитель.

А нам пояснила:

– Вот так у нас проходят уроки. Конечно, все индивидуально, кому-то достаточно и пару уроков для того, чтобы понять задание, а кому-то и пяти недостаточно. Но только методом индивидуального подхода мы можем скорректировать развитие ребенка, – резюмировала педагог.

 

Стоит отметить, что в прошлом году «Світанок» хотели переформировать в статус технического лицея, но так как дело получило большой резонанс, общими усилиями директора и родителей учащихся прежний статус школы удалось отстоять.

– Детей, нуждающихся в нашей помощи, гораздо больше, чем позволяют наши возможности. Мы нужны городу и области, у нас есть и специалисты, и база необходимая. Но если нашей громаде понадобится современный технический лицей, мы создадим его, но это дело не одного года. К тому же я не могу сказать своим высокопрофессиональным сотрудникам, что они уволены, – выражает свое мнение по этому поводу Екатерина Шарикова.

 

Своими мыслями о работе в «Світанке» поделилась социальный педагог с 13-летним стажем Анастасия Сушко:

– Я провожу с нашими учащимися воспитательную работу на тему алко- и наркозависимости. Школа активно сотрудничает с общественными организациями и ювенальными структурами, службами по делам детей и медучреждениями Запорожья. Мы приглашаем ребят на лекции, беседы, проводим с ними психологическую работу по предотвращению или преодолению кризисных ситуаций.

 

Со слов специалиста нам стало известно, что еще каких-то несколько лет назад дети курили на территории школы, а сегодня таких прецедентов не наблюдается. Как отметила социальный педагог, достижением можно считать то, что выпускники-сироты приводят сюда учиться своих детей.

 

Мы также пообщались с учащимися и разузнали, как им здесь учится-живется.

– Учусь я здесь уже восемь лет, с первого класса. Мне очень нравится эта школа. Все восемь лет я занимаюсь танцами – это мое хобби. Еще хотелось бы отметить, что здесь достаточно уютная зона отдыха. Это очень замечательно: комфортно отдохнуть на перемене перед следующим уроком, – делится впечатлениями Света Ковалева.

 

С мнением подруги согласна и Василиса Василевская.

– Хочу поблагодарить учителей за их труд, за то, что очень доходчиво нам объясняют новые темы на уроках – так, что все становится понятным. Еще у нас много кружков и каждый может выбрать занятие по вкусу. Я тоже, как и Света, занимаюсь танцами в коллективе «Барбарики», с которым часто ездим на конкурсы в разные страны, – делится с нами Василиса.

 

К слову, коллектив «Барбарики» был создан в 2007 году, и в нем не одно поколение воспитанников получили хореографическую подготовку. В прошлом году танцевальный коллектив стал лауреатом II Всеукраинского телевизионного хореографического фестиваля-конкурса «Зірки Терпсіхори».

 

В заключение отметим, что посетив «Світанок» мы получили огромный заряд позитива от общения с прекрасными педагогами, которые вкладывают душу в свой нелегкий труд. И он окупается сторицей: выпускники этой спецшколы безболезненно интегрируются в социум, становятся полноправными членами общества. А главная награда за подвижничество учителей и всех сотрудников – искренняя благодарность их воспитанников. Если таких отзывчивых людей в нашем обществе каждый день будет становиться больше, хотя бы на одного человека, то это значит, у Украины уверенное и успешное будущее.

 

 

Алексей ВЛАСОВ, фото автора

 

Источник Позиция