Огромное количество машин является глобальной проблемой, давно
перешагнувшей на планетный уровень. Уровень выхлопных газов, негативно
отражающийся на здоровье нации, достигает 40% от общего показателя
загрязненности воздуха. Подсчеты специалистов свидетельствуют, что
каждый автомобиль выбрасывает в биосферу до 200 кг твердых
углеводородов, поглощает более 4-х тонн кислорода. Нескончаемый поток
транспорта формирует превышение уровня шума (до 80%), выхлопные газы
сокращают среднюю продолжительность жизни на несколько лет. Неумолимая
статистика подсчитала, что ежедневно автомобиль служит причиной смерти
3000 человек. Несмотря на эти факты, ежеминутно конвейер покидает одна
новенькая машина.
Первый серьезный кризис, разразившийся в 1973 году, ясно обнажил
проблемы, связанные с неконтролируемым использованием нефти. С середины
90 гг регулярно звучат призывы ограничить использование личного
транспорта, активизировать поиск альтернативных видов топлива.
Идея проводить день без машины зародилась в 1997 года, в Англии. На
следующий год полезная инициатива была подхвачена Францией. Уже к 2001
году к акции присоединились более 1000 городов в 35 странах. Сейчас
праздник отмечается в 1,5 тысячах городов, участие принимает более 100
миллионов человек. Мэры городов, руководители крупных подразделений, в
этот день пересаживаются на велосипед, личным примером напоминая о
необходимости беречь экологию. Жители мегаполисов стараются использовать
общественный транспорт: метро, трамваи, троллейбусы, автобусы.
Активисты здорового образа жизни пропагандируют пешие, велосипедные
прогулки. Появились новые технологии, позволяющие заменить неэффективные
дизельные и бензиновые двигатели. Но, не стоит отказываться от
надежных, проверенных временем, велосипедов.
Нужно не только весело провести один день в году, пересев на
альтернативный транспорт. Важнее создать условия, поддерживающие хорошее
начинание в остальные дни. В этом плане Запорожье находится в списке
аутсайдеров.
Велосипедные дорожки присутствуют фрагментарно, часто
прерываются. Опыт других городов свидетельствует, что решить проблемы
можно, нанеся четкую дорожную разметку. Но, к сожалению, местные
дорожные службы не вовремя восстанавливают даже стертые шинами
пешеходные переходы.
Побывав за границей, можно увидеть совершенно другую картину. В
бывшем побратиме Запорожья, польском городе Вроцлаве, велосипедистам
выделена часть тротуара и проезжей части, имеются хорошо оборудованные
велопарковки, где можно подкачать шину, воспользоваться штатным набором
инструментов. Создана сеть проката общественных велосипедов, позволяющая
взять транспорт на время. В городе доминирует экологически чистый
транспорт – трамвай. Для перемещения туристов предусмотрено наличие
электромобилей.
Взяв за основу зарубежный опыт, и запорожцам стоит попробовать
провести один день (не обязательно 22 сентября), отказавшись от
автомобиля, внеся посильный вклад в сохранение здоровья близких, решив,
на местном уровне, глобальную экологическую проблему.