Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Теория большого разрыва

Теория большого разрыва

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Теория большого разрыва Совет национальной безопасности и обороны постановил не продлевать Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией. Президент Петр Порошенко подписал соответствующий указ. Для полной «упаковки» остается лишь решение Верховной Рады, и она его наверняка выдаст, когда созреет.
 

Подписанный в 1997 году и ратифицированный парламентами Украины и РФ в 1998-м так называемый «Большой договор» предполагал множество аспектов мирного и добропорядочного соседства. Но после известных событий 2014-го в нашей стране стали раздаваться голоса возмущения: позвольте, а с кем это мы дружим и почему, собственно, продолжаем это делать? Сентенция, заметим, вполне справедливая. Но есть же еще «большая политика» и дипломатия. В свое время заместитель министра иностранных дел Вадим Пристайко говорил:

 

– Есть так называемый Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и РФ. В нем написано, что Россия уважает территориальную целостность и нерушимость существующих границ, поддерживает мирное урегулирование конфликтов. Поэтому, пока этот пункт есть в договоре, но Москва его не выполняет, нам будет за что ее судить. А если позволим себе разорвать договор, россияне скажут: «Мы же ничего не нарушили, потому что не брали на себя никаких обязательств», – отмечал дипломат.

 

Ну, не разрываем, а просто не продлеваем, хотя суть вещей от этого не меняется. Важен сам факт того, что договор скоро перестанет существовать. Некоторые эксперты говорят, что Украине это только на руку. Нет договора – и все споры между Киевом и Москвой станут решаться в международной правовой плоскости. Все это так, но и у Кремля сдерживающих факторов, пусть даже на бумаге, не останется.

 

Например, в части обязательства относительно нерушимости границ. Что же получится: нет соглашения – нет и признания государственных кордонов Украины? Тем более в пока еще действительном договоре указано, что Крым и Донбасс – наша территория. Как «щепетильно» к этому положению относятся в Кремле, мы наблюдаем уже пятый год. Но ему разрывать соглашение невыгодно, поскольку оно служит доказательством отсутствия конфликта между государствами. Короче говоря, хитросплетения еще те – расстарались дипломаты.

 

Кроме того, на этой «большой» платформе зиждились и другие правовые документы между Украиной и РФ. Допустим, в плане использования Азовского моря и Керченского пролива, о регулировании и гарантировании прав наших сограждан, находящихся в России, некоторые социальные аспекты вроде начисления пенсий и признания вузовских дипломов. То есть все это может нивелироваться практически в одно касание. Никогда не поверю, что наша власть не учла и не взвесила все это, прежде чем принимать решение о разрыве. В конце концов, мы не о моральных аспектах «дружбы» сейчас говорим, а о вполне конкретных ее срезах!

 

Но так получается, что президент Петр Порошенко и парламентское большинство (уверен, оно инициативу гаранта и секретаря СНБО Александра Турчинова поддержит) «на дорожку» своим преемникам роет огромную яму. Не будет уже у тех возможности в международных инстанциях ссылаться на практически ставший достоянием истории договор. А у инстанций – принимать решение в пользу Украины, основываясь на когда-то имевших место быть документах. У тамошней Фемиды все по букве закона, а не на тяп-ляп или по блату. Стало быть, сами из-под себя стул выбиваем? Или что-то предложат подписать взамен и уже закулисно ведут переговоры с северным соседом?

 

Кстати

21 сентября министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что украинское внешнеполитическое ведомство проинформировало Российскую Федерацию нотой о не продлении договора. А председатель фракции «Блок Петра Порошенко» Артур Герасимов сообщил, что Верховной Раде хватит необходимого количества голосов для прекращения действия этого документа. Тем не менее, Павел Климкин говорит, что парламент может проголосовать за данное решение и позже. «Все юристы, и не только наши, отмечают, что мы не привязаны во времени к моменту нашего уведомления, но привязаны к моменту действия договора», – заявил он.А он должен стать достоянием истории не позже 1 апреля 2019 года.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция