Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Миссия выполнима? «Зачистка» по приглашению

Миссия выполнима? «Зачистка» по приглашению

Категория: Позиция » Cтатьи » Политика
Миссия выполнима? «Зачистка» по приглашению О том, что Украина нуждается в миротворческой миссии на Донбассе, во властных кругах говорят уже несколько лет. Более того, буквально «выпрашивают» присутствия этого контингента у Организации Объединенных Наций, в чьем ведении находится сей вопрос. Но обывателю, уверен, мало известно (ему и других забот хватает), что представляют собой эти миссии. А пробелы в знаниях надо восполнять, особенно когда напрямую затрагиваются интересы нашей страны.
 

Миротворческие силы стран-членов ООН были созданы в 1948 году, и первой их операцией стало урегулирование военного противостояния между Израилем и Палестиной. Сразу стоит отметить, что этот конфликт до сих пор имеет место быть, так что первый блин вышел комом. В следующем году миссия развернулась на индийско-пакистанской границе, и эта заварушка еще не получила своего завершения. В целом же за годы деятельности миротворцы ООН приняли участие в 70-ти с лишним операциях по всему миру, задействовав более миллиона военных, полицейских и гражданских лиц из 130 стран планеты.

 

«Плавающий» статус

Миротворчеству как таковому сложно дать конкретное определение ввиду множества аспектов. Но в целом оно бывает трех видов: 1) мирные средства – переговоры, посредничество, добрые дела, арбитраж и т.п.; 2) полувоенные операции по поддержанию мира; 3) принудительно-силовые, включающие невоенные (экономические, политико-дипломатические, юридические и финансовые санкции) и военные (с использованием вооруженных сил ООН) средства.

 

Миссии назначаются, когда меры политического и экономического влияния на ту или иную страну не в полной мере повлияли на ситуацию. Изначально они были призваны обеспечить соглашения о прекращении огня и разведении вражеских войск во время войн между государствами. А затем влияние миссий распространилось и на внутридержавные конфликты. Мы предлагаем рассмотреть те из них, которые можно назвать провальными или более-менее удачными.Причем последние на слуху гораздо меньше.

 

Допустим, операция в Восточном Тиморе (1975–1999). Война здесь началась вскоре после провозглашения независимости территории от Португалии. В данном случае миссия сделала упор не на военщине, а на гуманитарной сфере – к примеру, обеспечив безопасность лагерей для беженцев. Тогда около 80% населения Восточного Тимора были признаны перемещенными лицами. И если бы не силы ООН, неизвестно, чем закончились бы распри в этом азиатском регионе. А так в 2002 году Восточный Тимор получил статус независимого государства.

 

Были у миротворцев успешные операции в Камбодже, Сальвадоре, Гватемале, Мозамбике, Намибии, Таджикистане, Сьерра-Леоне, Бурунди, Кот-д’Ивуаре, Либерии, Гаити. Но кто о них помнит сегодня?..

 

Кровавая трусость

А вот провалы припоминают по сей день. Взять хотя бы миссию на Кипре, которая началась в 1964 году и еще не прекратилась. Миротворцы ООН зашли на остров из-за возможного обострения отношений между местными общинами греков и турок. Спустя десять лет Кипр оказался разделен на две части, когда хунта Греции попыталась присоединить его к своей стране, а Стамбул в ответ высадил на острове войска, взял под контроль часть территории и объявил о создании «Турецкой Республики Северного Кипра». Казалось бы, война не за горами, но вовремя вмешались США, отрядив к острову свой флот. Контингенту ООН оставалось лишь взяться за охрану линии разделения сторон, чем он «живет» и поныне.

Нашумевшим было и пребывание миссии в Ливане на границе с Израилем в 1978 году. Тогда миротворцев хаяли обе стороны конфликта: евреи обвиняли в пособничестве боевикам «Хезболлы», а арабы – в превышении полномочий. Что вместе с тем не мешает миротворцам оставаться в этом районе.

 

Далее последовали варварские действия контингента ООН в 1990-х годах, когда они по факту не разделяли стороны конфликта – где там «хорошие», а где «плохие». А порой или вовсе могли отказываться от выполнения миссии (Камбоджа), или провоцировали новый виток гражданской войны (Ангола, Сомали, Сьерра-Леоне). В Руанде же в 1994 году дело приняло совсем скверный оборот, что привело к истреблению почти 800 тысяч человек!

 

Но наибольший резонанс получило развертывание совместной с ЕС и НАТО миссии в Боснии и Герцеговине в 1992–1995 гг., после развала Югославии. Размещалась она поначалу в Хорватии, но не сдержала местную власть от агрессии в адрес самопровозглашенной республики Сербская Краина.

 

11 июля из этого мусульманского анклава по требованию сербов вышли миротворцы, натурально испугавшиеся за свои шкуры. В результате сербы захватили город Сребреница и устроили там мусульманам «веселую жизнь» в виде резни. НАТО же в свою очередь отреагировала бомбежкой Республики Сербской... В декабре 1995 года было достигнуто Дейтонское соглашение, остановившее конфликт в Боснии. Операция ООН в Хорватии была прекращена в 1998-м, в Боснии и Герцеговине – в 2002 году.

 

В Косове миссия приступила к работе уже по окончании войны, в июне 1999 года. Когда югославские войска покинули эту территорию, главной целью контингента ООН было обеспечить безопасность и не допустить возобновления боевых действий. Для этого ему понадобилось некоторое время фактически управлять этим краем.

 

Цена дестабилизации

А ведь, по имеющимся сведениям, в октябре 1991 года мировые политические деятели могли не допустить югославского сценария. Хотя бы просто сев за стол переговоров вместе с представителями враждующих территорий, предложив их какие-то условия и «бонусы». Но этого сделано не было, и Балканы поверглись в пучину войны. По официальным данным, США потратили на урегулирование конфликта больше $20 млрд, а суммарные расходы на прекращение войны потянули миллиардов на $80. Такова цена невмешательства, не говоря уже о дотла разрушенных городах и тысячах людских жизней. И это только на одних Балканах, а если взять все страны, где присутствовали или присутствуют до сегодня миротворческие миссии?..

К сожалению, войны – это неотъемлемая часть существования человечества, которая была, есть и будет. Наверное, международным организациям наподобие ООН стоило бы сосредоточить усилия на предупреждении конфликтов, чем их «посильной развязке» впоследствии. В конце концов, известно же, где на нашей планете расположены главные очаги напряжения. Но – никто не торопится поработать в данном аспекте. Значит, кому-то выгодна постоянная дестабилизация, пусть пока и локальная. Войны, геополитика, глобализм, сферы влияния – эти понятия всегда и безраздельно шагают рука об руку.

 

В обход Совбеза

Ну, и напоследок о том, что касается приглашения миротворческого контингента в Украину. Как известно, решение о развертывании миссии принимается на основании резолюции Совета Безопасности ООН. В нашем случае Россия может воспользоваться своим правом вето и блокирует проведение операции на Донбассе. Но есть одно «но», и имя ему – резолюция «Единство в пользу мира» Генеральной Ассамблеи ООН от 3 ноября 1950 года. Она дает право рассматривать вопрос, если Совет Безопасности не может прийти к общему знаменателю из-за разногласий внутри него. Впрочем, за всю историю к этому документу прибегали всего один раз – в 1956 году, когда посылали миротворческий контингент на Ближний Восток. И сомнительно, что Запад настолько волнует судьба большого государства в центре Европы: при удобном случае монету под названием «Украина» могут и разменять...

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: