Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Александр БЫЛЫМ: «Децентрализация направлена на восстановление социальной справедливости»

Александр БЫЛЫМ: «Децентрализация направлена на восстановление социальной справедливости»

Категорія: Суспільство, Регіон
Александр БЫЛЫМ: «Децентрализация направлена на восстановление социальной справедливости» Вопрос о создании и функционировании в Запорожской области объединенных территориальных громад ПОЗИЦИЯ поднимала уже неоднократно. Публиковались и аналитические статьи, и интервью с председателями ОТГ – в общем, со своей стороны мы также вели и ведем разъяснительную работу по ходу децентрализации в нашем регионе и Украине в целом.
 

Но одно дело – выезжать на конкретную территорию и обсуждать проблемы децентрализации с конкретными людьми, и другое – пообщаться с человеком, в чьем ведении находится эта реформа на уровне всей Запорожской области. Мы побывали в гостях у начальника управления градостроительства и архитектуры Запорожской областной государственной администрации Александра Былыма и попросили его изложить свое видение данной реформы.

 

– Александр Николаевич, насколько нам известно, в правительстве рассчитывают завершить процесс децентрализации до 2020 года. На ваш взгляд, насколько выполнимы эти планы?

– В принципе, никто не устанавливал сроков реализации этой реформы. Хотя понятно, что любые нововведения по законам эффективного реформирования не могут внедряться бесконечно. Оптимальные сроки, как показывает мировая практика, составляют 3–5 лет. В этот период люди начинают видеть первые результаты реформы. Если же она длится без конца и края, то это уже не замыливание глаз населению и международным партнерам, которые всячески способствуют проведению изменений в Украине.

 

С другой стороны, в некоторых европейских странах децентрализация началась с десяток лет назад и продолжается по сей день. Объективно везде есть свои сложности и подводные камни, характерные для каждой конкретной державы. По большому счету, и нас ждет такой же процесс. Проведем первую стадию реформы – наверняка «выползут» какие-то недостатки, и нужно будет работать над их устранением. Вообще децентрализация – это очень объемная и сложная тема: изменение административно-территориального устройства, перераспределение полномочий от государства к общинам полны нюансов.

 

– То есть в 2020 году не стоит ожидать завершения децентрализации, правильно я понимаю?

– Мое мнение: этот год будет показательным именно в том плане, что, возможно, поменяются какие-то акценты. Допустим, на повестке дня будет уже не создание громад, а их укрупнение, создание неких агломераций. Собственно, будет идти движение ко второму уровню реформы. Громада – это первичный элемент и, предположим, что вскоре они все будут в Запорожской области созданы. Второй уровень – это районный масштаб, третий – областной. Повторюсь, сроков никто не устанавливал, но целесообразность решить этот момент как можно скорее есть, этого нельзя отрицать.

 

– Особенно в свете «троевластия» в отдельных районах Запорожской области, где одновременно существуют и громада, и районный совет, и районная государственная администрация...

– Действительно, сейчас на местах – не везде, конечно, но действует такая система. На данный момент 61% территорий нашего региона объединены в громады, но остальные 39%, получается, живут по еще старым законам. В том числе пользуются прежними бюджетными нормами и бегут в районные администрации, чтобы получить субвенции и деньги на развитие из государственной казны. Это неправильно, посему процесс образования громад нужно ускорять.

 

Я ходил с докладами о ходе децентрализации в нашем регионе на четыре комиссии из восьми, и депутаты Запорожского областного совета проявляли неподдельный интерес к излагаемым мной цифрам и сведениями. Во-первых, ясно, что обратного пути нет – мы движемся к этой реформе и уже никуда с него не свернем. А на территориях области живут избиратели, которые децентрализацию на себе чувствуют, как никто другой. Соответственно, от того, как депутаты будут отвечать на запросы населения, зависит и их политическое будущее. Прошли те времена, когда к мнению народа никто особо не прислушивался.

 

– Насколько нам известно, крупные города областного значения пока не торопятся вовлекаться в процесс децентрализации. Что собираетесь предпринимать?

– Да, это так, по большому счету крупные города пока остаются в стороне. Равно как и территории, к ним прилегающие, не спешат присоединяться к городам, хотя люди из близлежащих сел работают как раз в этих городах. Однако выгоды объединения очевидны, на мой взгляд, здесь работает принцип «Не пустим к себе чужака». Знаете, такой «квасной патриотизм». Правда, социальная сфера при этом в селах полуразрушена, дорог как не было, так и нет, транспортом и водопроводом пользуются городскими, школы закрываются из-за нехватки учащихся. Скажите, на самом ли деле таких людей можно назвать патриотами своей малой родины? Нет, поскольку в этой ситуации проигрывают все.

 

К примеру, меня очень радует, что летом Бердянск, который относится к городам областного значения, и Азовский сельский совет достигли компромисса в вопросе объединения. Перед этим они провели очень сложные переговоры, но сумели перешагнуть через упомянутые стереотипы. Через первую реакцию – что вот, мол, у нас хотят что-то забрать, экспроприировать, грубо говоря, последнюю лампочку из больницы. Да нет же, все наоборот: не забрать хотят, а дать! Недоверие такое со времен коллективизации и раскулачивания осталось, видимо. Увы, наши люди от государства ничего хорошего не ждут, и это печальный факт. Нужно показывать людям перспективы, наглядно демонстрировать преимущества реформы. И у нас, считаю, это выходит, просто не всегда гладко и быстро. В один момент «перевернуть» народное сознание – задача не из легких...

 

Мощный экономический потенциал городов областного значения плюс близлежащие территории со своими возможностями вполне могли бы объединяться на паритетных условиях, взаимовыгодных. Будут средства на развитие социальной инфраструктуры, можно аккумулировать их на развитие «мини-мегаполисов» внутри Запорожской области. А еще у городов областного значения есть нужда привлекать инвестиции, но нет для этого свободного пространства. Почему бы не строить какие-то объекты в пригородах? Ведь всем же от этого будет очевидный плюс.

 

– Ну, так децентрализация по задумке и нацелена на социальную справедливость...

– Есть такое понятие – пространственная несправедливость. По Конституции все украинцы обладают одними и теми же правами, но на практике существует дискриминация. Допустим, кто-то живет в областном центре и пользуется всеми благами цивилизации, а другой человек в своем селе газа или горячей воды из крана в жизни не видел. И когда люди понимают, что за счет децентрализации могут развить свою территорию, наступает «просветление». Этого понимания мы и должны добиваться по всей Запорожской области.

 

Простой пример: села субвенции от государства получают пропорционально своей площади и количеству населения. Соответственно, чем крупнее и многолюднее будет территория, тем лучше для нее. Поэтому во многих громадах развивают не только свои центры, но и окраины, соблюдая принцип социальной справедливости. Цель реформы – не просто «нарезать» каждую область по-новому на кусочки, а планомерно развивать ее.

 

Не так давно беседовал с одним из самых активных участников этой реформы в регионе, и он говорил, что даже в самых маленьких громадах, которых и экономически-то могло не существовать, объединение произошло в каком-то едином порыве. Возникает гражданская активность, а это очень большой двигатель. Они начинают писать проекты, чтобы получать помощь и гранты от международных институций. Допустим, увидели, что Веселовская громада в рамках такого проекта заимела новую пожарную машину – и тоже хотят себе такую, для чего создают добровольную пожарную дружину. Этот эффект развивает громады снизу, а не сверху, когда на уровне областной власти командовали, где и что строить или ремонтировать.

 

– Александр Николаевич, недавно Центральная избирательная комиссия накануне истечения своей каденции приостановила процесс децентрализации. Почему?

– Она приняла решение обратиться в Верховную Раду по поводу приостановки процесса проведения первых выборов в ОТГ. ЦИК ссылался на то, что в апреле Конституционный суд признал неконституционным закон о всеукраинском референдуме. И просил разъяснить, не распространяется ли это решение КС на местные референдумы. То есть по существу Центризбирком интересовало, не является ли процесс создания громад нарушением Основного Закона.

 

Это инсинуации и искусственная блокировка. Около 900 громад в Украине уже создано, еще десятки в разных регионах ожидают отмашки о проведении выборов на своих территориях. А вдруг так «получится», что и первые громады были созданы не по Конституции? Это очень опасный прецедент, и кому это выгодно, сказать сложно. Наверное, противникам того, чтобы Украина менялась в лучшую сторону.

 

При этом, хоть некоторое торможение реформы и произошло, территории все равно продолжают объединяться в громады. И сейчас, когда избран новый состав ЦИК, мы надеемся, что он разберется с этим вопросом. Причем поставит его на повестку дня одним из первых, поскольку 135 громад ждут решения о проведении выборов. Восемь из них – из Запорожской области, плюс в одной ждут дополнительных выборов. Уверен, что ЦИК примет правильное решение в интересах всей Украины.

 

От редакции

Как стало известно, 12 октября Центральная избирательная комиссия единогласно постановила о назначении на воскресенье, 23 декабря, первых выборов в 125 объединенных территориальных громадах. В состав этих 125 ОТГ вошли 534 местных совета (городских – 15, поселковых – 27, сельских – 492). Также ЦИК объявила на эту дату дополнительные выборы в 26 объединенных общинах. Чтобы назначить выборы, обновленный состав ЦИК отменил решение предыдущего состава комиссии о необходимости для этого разъяснений комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия по проведению всеукраинского и местных референдумов в Украине.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция