» » » » Запорожский археолог в составе подводной экспедиции обнаружил на дне Черного моря корабль, затонувший 2400 лет назад

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Культура
Запорожский археолог в составе подводной экспедиции обнаружил на дне Черного моря корабль, затонувший 2400 лет назад Группе археологов из Украины, Греции, Турции, Британии, США и Болгарии удалось обнаружить древний корабль на дне Черного моря. В составе научной экспедиции был и известный запорожский археолог Дмитрий Кобалия.

В интервью изданию BBC он рассказал, что провел в составе экспедиции в Черном море 14 дней, археологам удалось

обнаружить корабль который залегал на глубине около 2 км.

Дмитрий уточнил, что благодаря уникальному слою сероводорода, который находится на дне Черного моря корабль отлично сохранился.

«Старинные корабли могут храниться сотни лет. Это как такой холодильник", - говорит археолог, добавляя, что  главная  сложность заключалась в том, что судно покрывал массивный слой ила.

«С одной стороны, это хорошо, потому что ил смягчает удар объектов, которые падают с высоты. Но с другой - корабли погружаются в ил и их трудно увидеть: "Это фактически раскопки". Корабль, который нашли на глубине более 2 км, фактически нетронут. Раньше подобные судна видели на вазах, таких как «Ваза сирен», которая хранится в Британском музее, - уточнил он.

Археологи взяли на исследование небольшой обломок корабля и после проведенных анализов выяснилось, что возраст судна датируется 400 годом до нашей эры.

"Результаты экспедиции стали возможными во многом благодаря технике. Во-первых, это большой робот - "сурвеер", который буксуют за судном специалистов. Он сканирует дно и видит объекты на большой глубине. Другие роботы работают непосредственно на объекте. Их опускают на глубину на толстом кабеле. Такие работы выполняют фотографическую съемку с помощью специальной фототехнологии. На основе снимков специалисты создают трехмерную модель объекта, которую можно рассматривать в деталях. Каждый из таких роботов стоит примерно 6-8 миллионов долларов. Это очень дорогостоящее оборудование, и работает целая команда пилотов, которые им управляют", - говорит Кобалия.

На спуск и подъем одного такого робота уходит порядка часа. А вот, когда нужно было работать на глубине до 150 метров, то к проекту подключалась команда профессиональных специалистов по глубоководным погружениям мирового уровня.

Поднимать старинные корабли на поверхность не будут.  Запорожский археолог отмечает, что после того, как дерево столько времени пролежало под водой, оно потеряло свои физические качества и стало очень хрупким. Нет гарантий, что оно сохранится в таком же виде, в котором было найдено.

"К тому же, подъем корабля с такой глубины - это просто космические деньги. Это даже не тысячи, а миллионы долларов", - добавляет археолог.

Кроме того, во время экспедиции исследователи нашли казацкую флотилию.

«Найдена группа с 12-13 однотипных лодок, которые несмотря на незначительные разногласия, были почти одинаковыми. Поэтому специалисты решили, что они могут иметь отношение к истории запорожского казачества. Пока я не могу сказать, насколько эти лодки имеют отношение к запорожцам", - отмечает Кобалия.

Он не исключает, что это рыболовная флотилия, которая затонула во второй половине XVII века. Впрочем, возможно, это военные корабли.

"В этом районе действительно было несколько крупных столкновений запорожцев с турецким флотом. Об этом есть упоминания. И есть упоминания, что такая флотилия, возвращаясь назад, попала в шторм и была полностью уничтожена", - резюмировал ученый, добавив что судно чем-то похоже на казацкие чайки.