Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Децентрализация по-запорожски: преодолевая распри

Децентрализация по-запорожски: преодолевая распри

Категорія: Суспільство, Регіон
Децентрализация по-запорожски: преодолевая расприЗапорожскую область нередко ставят в пример как одну из территорий, где административно-территориальная реформа движется не зигзагообразно, а вполне себе прямолинейно. По темпам децентрализации мы находимся на пятом месте в Украине. Чиновники говорят, что этим показателем можно гордиться, поскольку позади плетутся многие регионы. Хотя и в запорожском, честно говоря, с реформой не все так гладко.
 

Это подтвердил и состоявшийся в областном центре круглый стол «Модель реформирования административно-территориального устройства и организации управления на районном уровне Днепропетровской и Запорожской областей». На мероприятие были приглашены представители местной власти, председатели громад, социологи и эксперты. И они раскладывали децентрализацию в нашем регионе, что называется, по полочкам.

 

Проблем выше крыши

По словам руководителя аппарата Запорожской облгосадминистрации Зинаиды Бойко, население области в целом позитивно воспринимает реформу. Динамика создания ОТГ у нас такова: 2015-й год – 6, 2016 и 2017-й гг. –по 18, 2018 (к сегодняшнему дню) – 9.

 

Четыре района области полностью покрыты громадами, в девяти этот показатель колеблется на уровне от 50 до 99%. По перспективному плану в регионе после первого этапа реформы должно быть создано 76 объединенных территориальных громад. В данный момент таковых 43 (покрытие – 62,7% региона), еще в восьми в декабре состоятся первые выборы.

– Мы считаем, что децентрализация в регионе проводится достаточно успешно. Однако существует дублирование полномочий и функций на территориях между громадами, районными администрациями и районными советами. Это общая проблема для всей страны. Решить ее нужно до местных выборов, которые запланированы на октябрь 2020 года,–подчеркнула Зинаида Бойко.

 

В частности, до сих пор не урегулирован вопрос дальнейшего существования районных советов, где территория покрыта громадами (Великобелозерский, Ореховский, Черниговский и Бильмацкий районы). Но это, как говорится, только верхушка айсберга. Так, уже созданные ОТГ грызутся между собой по поводу передела имущества – дело даже до судов доходит. Причем если бы ссорились из-за того, что соседу что-то досталось из бывшего общего. Так нет же, отбрыкиваются от «наследства», потому что оно или с долгами, или нерентабельное, или в будущем принесет немало проблем. Короче говоря, заварушка по дележу предстоит еще та.

 

И таких аспектов на тернистом пути административно-территориальной реформы вдосталь. Среди них: до сих пор не урегулированное на законодательном уровне четкое разграничение полномочий между ОТГ, районными советами и районными государственными администрациями; невозможность контроля ставок налогов и арендной платы за землю за пределами населенных пунктов; отсутствие возможности введения должности налогового инспектора на территориях громад; создание опорных школ; реформирование отрасли здравоохранения на первичном уровне; финансирование центральных районных больниц на территориях, большая часть которых покрыта ОТГ; вопросы, связанные с получением проектной документации на земельные участки, подлежащие передаче из государственной собственности громадам и т.д. Словом, только и успевай разруливать возникающие неполадки в механизме создания громад...

 

Бизнес и политика – в сторону

– Административно-территориальная реформа – одна из немногих, которая реально заработала в нашей стране, и в этом году у нее наступает переломный момент, – рассказал ПОЗИЦИИ председатель правления Центра политико-правовых реформ, народный депутат двух созывов, бывший советник президента Украины Игорь Колиушко.

– Озвученные в ходе круглого стола вопросы регулярно и предметно обсуждаются на совещаниях Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, в комитетах Верховной Рады. Сейчас все зависит, на мой взгляд, не столько от политической воли «верхов», сколько от готовности «низов» менять свой привычный уклад. Посмотрим, насколько наш народ жаждет перемен в государстве не на словах.

 

Что касается одновременно сосуществования громад, районных советов и администраций. Действительно, такая проблема характерна для всех регионов Украины. Представьте: каждый день эта армия «просроченных» чиновников по инерции ходит на работу и получает за это зарплату из государственной казны, хотя полномочий уже не имеет и функции былые не выполняет. Проще говоря, бюджетные «присоски». Этот факт создает определенное напряжение в их отношениях с председателями громад, которых выбрал народ. И чем скорее эта «трехглавая» форма правления будет низведена, тем спокойнее и интенсивнее станут развиваться ОТГ.

 

Как вы знаете, следующий этап реформы – это укрупнение громад до уровня районов. Запорожской области, считаю, в этом отношении крупно повезло. По оценкам разных экспертов, как ни крути, в регионе на втором этапе получается объединение в пять крупных административно-территориальных единиц – Запорожского, Пологовского, Васильевского, Мелитопольского и Бердянского районов. Один из самых авторитетных экспертов в области данной реформы Юрий Ганущак предлагает в вопросе формирования районов на втором этапе отталкиваться от медицинской сферы, то есть основываться на госпитальных округах. По этому принципу у него получилось 100 районов на всю Украину.

 

Я, глядя на разработки коллеги, несколько сомневаюсь в таком подходе. Исходя из опыта большинства европейских стран, объединять территории лучше по принципу наличия органов государственной исполнительной власти – администраций, префектур, называйте, как хотите. Оптимальный размер таких территорий, согласно исследованиям европейских реформаторов, 200–250 тысяч жителей, а в Запорожской области районы могут быть больше.

 

В моей концепции Украина будет поделена примерно на 130 районов, потому что не имеет смысла расширять территорию одних за счет «обрезания» возможностей других. Это неправильно. К каждому конкретному случаю нужно подходить отдельно и взвешенно. Все рекомендации – и мои, и Юрия Ганущака, и других специалистов в этой сфере, задают некую рамку – не более. Все расчеты очень приблизительны.

 

Конечно, очень важно, чтобы в процесс децентрализации минимально вмешивались бизнес-интересы, которые мало связаны с развитием инфраструктуры, социальной сферы на местах и так далее. А такое, к сожалению, случается. Второе – не приплетать к реформе политическую составляющую. Не секрет, что есть попытки привязать новую «нарезку» территории страны к избирательным округам. Выборы пройдут, а людям потом жить на своей земле. Наконец, нужно поторопить Верховную Раду с усовершенствованием законодательства в сфере административно-территориальной реформы. Ведь первым этапом, то есть созданием ОТГ, она не ограничится. И если в каждом районе области регулярно проводить разъяснительные мероприятия, реформа пойдет гораздо быстрее, – подытожил Игорь Колиушко.

 

Прямая речь

Игорь Бирюков, исполнительный директор Запорожского регионального отделения Ассоциации городов Украины:

– На примере нашей области видно, что процесс децентрализации у нас идет, и неплохими темпами. Но есть и трудности – без них не обходится. Вместе с тем у людей на местах назрело понимание и ощущение того, что перемены неизбежны, пора приниматься за работу. В первую очередь –договариваться. У нас есть областная власть, которая должна организовать сбор предложений от районов и разрабатывать модель объединения, которая удовлетворит все стороны процесса. А после передать решение на рассмотрение в центральные органы власти для вынесения вердикта. Другого пути не существует. Будем откровенны: ни в одной стране мира люди по ряду причин не живут одинаково хорошо повсеместно. А административно-территориальная реформа в украинском варианте призвана как раз максимально сгладить острые углы, подтянуть слабые районы к более сильным. В конце концов мы одна страна и одна семья. Опять же, никто не отменял закон о сотрудничестве между разными ОТГ. Промедление же в вопросах децентрализации влечет за собой слишком много негативных последствий.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция