Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Децентрализация по-запорожски: преодолевая распри

Децентрализация по-запорожски: преодолевая распри

Категория: Общество, Регион
Децентрализация по-запорожски: преодолевая расприЗапорожскую область нередко ставят в пример как одну из территорий, где административно-территориальная реформа движется не зигзагообразно, а вполне себе прямолинейно. По темпам децентрализации мы находимся на пятом месте в Украине. Чиновники говорят, что этим показателем можно гордиться, поскольку позади плетутся многие регионы. Хотя и в запорожском, честно говоря, с реформой не все так гладко.
 

Это подтвердил и состоявшийся в областном центре круглый стол «Модель реформирования административно-территориального устройства и организации управления на районном уровне Днепропетровской и Запорожской областей». На мероприятие были приглашены представители местной власти, председатели громад, социологи и эксперты. И они раскладывали децентрализацию в нашем регионе, что называется, по полочкам.

 

Проблем выше крыши

По словам руководителя аппарата Запорожской облгосадминистрации Зинаиды Бойко, население области в целом позитивно воспринимает реформу. Динамика создания ОТГ у нас такова: 2015-й год – 6, 2016 и 2017-й гг. –по 18, 2018 (к сегодняшнему дню) – 9.

 

Четыре района области полностью покрыты громадами, в девяти этот показатель колеблется на уровне от 50 до 99%. По перспективному плану в регионе после первого этапа реформы должно быть создано 76 объединенных территориальных громад. В данный момент таковых 43 (покрытие – 62,7% региона), еще в восьми в декабре состоятся первые выборы.

– Мы считаем, что децентрализация в регионе проводится достаточно успешно. Однако существует дублирование полномочий и функций на территориях между громадами, районными администрациями и районными советами. Это общая проблема для всей страны. Решить ее нужно до местных выборов, которые запланированы на октябрь 2020 года,–подчеркнула Зинаида Бойко.

 

В частности, до сих пор не урегулирован вопрос дальнейшего существования районных советов, где территория покрыта громадами (Великобелозерский, Ореховский, Черниговский и Бильмацкий районы). Но это, как говорится, только верхушка айсберга. Так, уже созданные ОТГ грызутся между собой по поводу передела имущества – дело даже до судов доходит. Причем если бы ссорились из-за того, что соседу что-то досталось из бывшего общего. Так нет же, отбрыкиваются от «наследства», потому что оно или с долгами, или нерентабельное, или в будущем принесет немало проблем. Короче говоря, заварушка по дележу предстоит еще та.

 

И таких аспектов на тернистом пути административно-территориальной реформы вдосталь. Среди них: до сих пор не урегулированное на законодательном уровне четкое разграничение полномочий между ОТГ, районными советами и районными государственными администрациями; невозможность контроля ставок налогов и арендной платы за землю за пределами населенных пунктов; отсутствие возможности введения должности налогового инспектора на территориях громад; создание опорных школ; реформирование отрасли здравоохранения на первичном уровне; финансирование центральных районных больниц на территориях, большая часть которых покрыта ОТГ; вопросы, связанные с получением проектной документации на земельные участки, подлежащие передаче из государственной собственности громадам и т.д. Словом, только и успевай разруливать возникающие неполадки в механизме создания громад...

 

Бизнес и политика – в сторону

– Административно-территориальная реформа – одна из немногих, которая реально заработала в нашей стране, и в этом году у нее наступает переломный момент, – рассказал ПОЗИЦИИ председатель правления Центра политико-правовых реформ, народный депутат двух созывов, бывший советник президента Украины Игорь Колиушко.

– Озвученные в ходе круглого стола вопросы регулярно и предметно обсуждаются на совещаниях Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, в комитетах Верховной Рады. Сейчас все зависит, на мой взгляд, не столько от политической воли «верхов», сколько от готовности «низов» менять свой привычный уклад. Посмотрим, насколько наш народ жаждет перемен в государстве не на словах.

 

Что касается одновременно сосуществования громад, районных советов и администраций. Действительно, такая проблема характерна для всех регионов Украины. Представьте: каждый день эта армия «просроченных» чиновников по инерции ходит на работу и получает за это зарплату из государственной казны, хотя полномочий уже не имеет и функции былые не выполняет. Проще говоря, бюджетные «присоски». Этот факт создает определенное напряжение в их отношениях с председателями громад, которых выбрал народ. И чем скорее эта «трехглавая» форма правления будет низведена, тем спокойнее и интенсивнее станут развиваться ОТГ.

 

Как вы знаете, следующий этап реформы – это укрупнение громад до уровня районов. Запорожской области, считаю, в этом отношении крупно повезло. По оценкам разных экспертов, как ни крути, в регионе на втором этапе получается объединение в пять крупных административно-территориальных единиц – Запорожского, Пологовского, Васильевского, Мелитопольского и Бердянского районов. Один из самых авторитетных экспертов в области данной реформы Юрий Ганущак предлагает в вопросе формирования районов на втором этапе отталкиваться от медицинской сферы, то есть основываться на госпитальных округах. По этому принципу у него получилось 100 районов на всю Украину.

 

Я, глядя на разработки коллеги, несколько сомневаюсь в таком подходе. Исходя из опыта большинства европейских стран, объединять территории лучше по принципу наличия органов государственной исполнительной власти – администраций, префектур, называйте, как хотите. Оптимальный размер таких территорий, согласно исследованиям европейских реформаторов, 200–250 тысяч жителей, а в Запорожской области районы могут быть больше.

 

В моей концепции Украина будет поделена примерно на 130 районов, потому что не имеет смысла расширять территорию одних за счет «обрезания» возможностей других. Это неправильно. К каждому конкретному случаю нужно подходить отдельно и взвешенно. Все рекомендации – и мои, и Юрия Ганущака, и других специалистов в этой сфере, задают некую рамку – не более. Все расчеты очень приблизительны.

 

Конечно, очень важно, чтобы в процесс децентрализации минимально вмешивались бизнес-интересы, которые мало связаны с развитием инфраструктуры, социальной сферы на местах и так далее. А такое, к сожалению, случается. Второе – не приплетать к реформе политическую составляющую. Не секрет, что есть попытки привязать новую «нарезку» территории страны к избирательным округам. Выборы пройдут, а людям потом жить на своей земле. Наконец, нужно поторопить Верховную Раду с усовершенствованием законодательства в сфере административно-территориальной реформы. Ведь первым этапом, то есть созданием ОТГ, она не ограничится. И если в каждом районе области регулярно проводить разъяснительные мероприятия, реформа пойдет гораздо быстрее, – подытожил Игорь Колиушко.

 

Прямая речь

Игорь Бирюков, исполнительный директор Запорожского регионального отделения Ассоциации городов Украины:

– На примере нашей области видно, что процесс децентрализации у нас идет, и неплохими темпами. Но есть и трудности – без них не обходится. Вместе с тем у людей на местах назрело понимание и ощущение того, что перемены неизбежны, пора приниматься за работу. В первую очередь –договариваться. У нас есть областная власть, которая должна организовать сбор предложений от районов и разрабатывать модель объединения, которая удовлетворит все стороны процесса. А после передать решение на рассмотрение в центральные органы власти для вынесения вердикта. Другого пути не существует. Будем откровенны: ни в одной стране мира люди по ряду причин не живут одинаково хорошо повсеместно. А административно-территориальная реформа в украинском варианте призвана как раз максимально сгладить острые углы, подтянуть слабые районы к более сильным. В конце концов мы одна страна и одна семья. Опять же, никто не отменял закон о сотрудничестве между разными ОТГ. Промедление же в вопросах децентрализации влечет за собой слишком много негативных последствий.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: