Регистрация    Войти
Авторизация

Власть и капитал

Категория: Позиция » Cтатьи » Колонка редактора
Власть и капитал Помните, на заре туманной юности Украины мы соревновались с поляками по части торговли? То они ездили к нам торговать, то мы к ним. С течением времени все как-то устаканилось, и к началу «нулевых» оказалось, что наши западные соседи создали у себя внутренний рынок, наполнив его товарами и организовав производство, рабочие места, их ВВП сегодня в пять раз выше нашего (в 1995 году он был одинаков). Мы же по-прежнему в ручном режиме проживаем советское наследие.
 

Да, в польскую экономику влились огромные, многомиллиардные кредиты и просто инвестиции с Запада. Но поляки сумели с умом распорядиться этими денежными средствами. В нашу экономику также поступали финансовые потоки с того же Запада – справедливости ради стоит сказать, что в значительно меньшей степени. Но куда они ушли, никому не ведомо.

 

Место под солнцем

Правда, один внешний признак существует. У нас миллиардеров намного больше и в целом уровень богатства тонкого слоя верхушки украинских собственников значительно превышает аналогичные показатели наших соседей. Там концентрации такого количества капитала в руках у отдельных и физических лиц просто нет. Но есть некая уверенность, что чем больше кредитов и инвестиций к нам зайдет, тем эта достойная прослойка украинского бизнеса будет и далее крепнуть. Особенно и в первую очередь тех, кто приближен к власти.

 

Одна из главных причин образовавшегося различия в том, что поляки в 1990-х провели и «шоковую» терапию, развернув свою экономику на 180 градусов от советского прошлого, и пустили в страну западный капитал, пожертвовав национальным производителем. Наша же власть пошла по пути национализации промышленных активов, породив украинских олигархов. Такова уж ее изначальная природа...

 

Для понимания процессов, происходящих в Украине так, по-крупному, экспертному мировому сообществу достаточно посмотреть лишь один наш сериал «Слуга народа». Через покупку и содержание партий в высшем законодательном органе страны олигархи и осуществляют свою власть. Капитал в стране производится и организуется властью. Структура нашего государства что сегодня, что три-пять столетий назад тем и характерна, что всегда тому, кто ближе к власти, к бюджету, к царю – и больше доставалось.

 

Почему так получилось – большой и сложный вопрос. Он связан и с природными условиями, в которых существует издавна наше большое жизненное пространство – в отличие от той же Европы. И с процессами накопления первичного капитала: в Северной Америке во многом миллиардные состояния нынешних американцев связаны с их предшественниками – золотоискателями, а капиталы богатейших семей Европы – с крестовыми походами и завоеваниями колоний мореплавателями в прошлых веках. А также с той сравнительно небольшой территорией европейского континента, на котором множество различных племен и народностей того же Средневековья добывали огнем и мечом, вилами и виселицами себе место под солнцем.

 

Принцип невмешательства

Европейская элита закалялась и крепчала в сражениях – в отличие от наших бояр и дворян, помещиков и просто вельмож различного уровня и пошиба, для которых земля была как данность, как манна, изначально делегированная Творцом. Отсюда и Триполье в земледелии, и нежелание, да и неумение защищать свои земли и подворья от набегов и половцев, и монгол, и турок. У нас центральная власть всегда была прибежищем униженных, притесненных и оскорбленных собственников с периферии.

 

Можно было укрыться у царя – да и защитив его в случае опасности. Но потом за эти заслуги по защите власти быть ею же обласканной – наделами, угодьями, преференциями. Как в старые добрые царские времена, так и в современные либерально-демократические.

 

С очень большой долей уверенности можно утверждать, что смысл исконно нашего пути в осуществлении власти заключается в том, что народ не должен вмешиваться в нее. Политическими институтами народа у нас являются самоуправление и общественное мнение. Именно этому мы видим подтверждение в современных постмайданных реалиях. Центральная власть постепенно, хотя и очень неохотно, делегирует механизмы самоуправления в регионы страны и предоставляет право сколь угодно выражать свое мнение народу через СМИ, по большей части через Интернет. Тоже, правда, неохотно. Но такова ее характерная черта.

 

Центральная же власть у нас всегда была единой и неделимой. Что при царе, что при большевиках, что при новой институции президентства. Мы же не создали в 1991 году республику, правда? И даже попытка рассредоточить власть в 2004–2005 гг. между президентом и премьером не удалась. Либеральная организация власти у нас противна самой природе и нашего народа, и его так называемой элиты. Мы издавна ищем того, кто бы отвечал за нас. И это была бы не беда, если бы украинская власть и после 1991 года действительно оставалась крепкой, единой и неделимой. Но она оказалась совсем из иного теста и теперь сама ищет «крышу» у заморского капитала. Однако это тема уже совсем иной публикации...

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: