Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Поборная легализация

Поборная легализация

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Поборная легализация Украинские парламентарии – это что-то с чем-то: такие законопроекты предлагают, прямо закачаешься! В основном они направлены, как обычно, на сравнительно честный отъем денег у населения. Раз уж на местах наблюдается нехватка бюджетных средств, народные депутаты не стесняются хитрить и ловчить. И нашли же гениальный «выход»: предлагают легализовать так называемые добровольные пожертвования.
 

Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о самоналогообложении населения» за авторством нардепа фракции «Народный фронт» Александра Дроздыка. На деле это означает, что люди сознательно должны идти на дополнительные расходы, рассчитывая получить более качественные социально-бытовые услуги, и не получают за это льгот при уплате налогов и других обязательных местных сборов. Эти средства должны помочь местной власти решить проблемы, например, вывоза бытовых отходов, благоустройства кладбищ, асфальтирования внутриквартальных дорог и т.д. Деньги, собранные таким образом, планируется проводить через специальный фонд бюджета территории.

 

В определенной мере самоналогообложением можно назвать и поборы на ремонт школьных классов или медицинских учреждений, которые широко практикуются в Украине. Хотя законодательная практика не предусматривает подобных отношений. Чтобы ввести в правовое поле добровольно-принудительные взносы, Александр Дроздык предлагает внести изменения в законы «О местном самоуправлении», «О развитии органов самоорганизации населения», а также в Бюджетный кодекс. Проекты, на которые не нашлось денег в бюджете, предлагается финансировать на основе решений местных референдумов и собраний граждан, утвержденных решениями местных советов. Как считает автор законопроекта, это позволит избежать злоупотреблений и нецелевого использования средств, что нередко случается из-за неофициального статуса подобных мероприятий.

 

Как известно, все новое – это хорошо забытое старое. До революции 1917 года такие пожертвования носили название мирской сбор, и шел он не только на развитие «социалки», но и на помощь бедным. А в 1924 г. в УССР был принят указ «О самоналогообложении населения для удовлетворения местных общественных потребностей». Деньги, собранные общинами на добровольных началах, направлялись на содержание школ и больниц. Но не обходилось, конечно, и без перекосов – самоналогообложение стало одним из столпов борьбы с зажиточным крестьянством, то есть «кулаками». На собраниях комитеты бедноты по факту заставляли более богатых селян делиться нажитым добром.

 

В конце 1920-х – первой половине 1930-х гг. самоналогообложение стало второй по величине после сельхозналога сельской повинностью. По закону оно не должно было превышать 35% сельхозналога, но на деле его размер доводили до 70%, а подчас и до 100%! Поэтому зажиточные селяне отказывались от использования наемной силы и сокращали количество обрабатываемой пашни. После коллективизации местное самоуправление фактически было демонтировано, а вместе с ним перестало существовать и самоналогообложение.

 

Вспомнили об этой форме мобилизации финансовых ресурсов только в 1984 году, когда президиум Верховного Совета УССР принял указ «О самоналогообложении сельского населения». Им предусматривалось, что жители сел могли привлекать дополнительные средства для решения проблем благоустройства и социально-экономического развития. Сумма сбора с одного человека для колхозов ограничивалась 2 руб., а для совхозов, садоводческих хозяйств и кооперативов – 4 руб. Эти платежи не облагались другими государственными налогами, а если не были потрачены в отчетный период, переходили в бюджет следующего года.

 

В независимой Украине механизм самоналогообложения предусмотрен законом о местном самоуправлении от 1997 года (но самих местных референдумов по закону как раз у нас больше и нет). В этом документе налог определен как «форма привлечения на добровольной основе по решению сборов граждан по месту проживания средств населения соответствующей территории для финансирования разовых целевых мероприятий социально-бытового характера». Однако по причине нехватки средств местные власти все чаще называют самоналогообложением регулярные дополнительные налоги. По решению местных сборов оно может осуществляться на обязательной и постоянной основе. Таким образом, весьма откровенно нарушается принцип добровольности.

 

И это при том, что значительной части населения страны, особенно в сельской местности, совсем не до жиру. Крестьяне обеспокоены своим личным выживанием, и делиться последним куском хлеба с остальной громадой им просто не под силу. Простите, тогда о каком таком «самоналогообложении» вообще идет речь? ОТГ в Украине очень сильно зависят от центральной власти, они, по сути, бесправны, а тут еще им дополнительно под-дых хотят врезать. Что еще раз убедительно демонстрирует: власть в нашей стране оторвана от народа напрочь, и «раскулачить» его под завязку видит своей приоритетной задачей. Иначе как объяснить такие «передовые» законопроекты?

 

Мирослав СТРЕЛЬЦОВ

 

Источник Позиция