Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Он основал ПРОГРЕСС

Он основал ПРОГРЕСС

Категория: Экономика, Регион
Он основал ПРОГРЕСС В этом году исполнилось бы 115 лет выдающемуся конструктору авиационных двигателей, Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственной премий, академику Александру Георгиевичу Ивченко. Это сегодня его имя стоит в одном ряду с известными авиаконструкторами мира, а тогда Указ о присвоении ему звания Героя Социалистического Труда был без права обнародования. И даже в некрологе, опубликованном в «Правде» в июле 1968 года, не указывалось место работы «выдающегося советского конструктора».
 

Родом из тяжелого детства

Он родился 23 ноября 1903 года в Токмаке Запорожской области. Отец Георгий Ефимович был литейщиком на заводе сельскохозяйственного оборудования, а мать Елизавета Яковлевна вела домашнее хозяйство – детей в семье было семеро. Александр – второй ребенок. Жили на скромные заработки отца.

 

В семнадцать лет Александр поступает на завод, где трудился отец. Молодого рабочего избирают секретарем комсомольской организации и вскоре направляют на пропагандистскую работу в известную Шепетовку. Впрочем, перспектива комсомольской и партийной работы Александра не привлекала. В возрасте 27 лет он поступает в Харьковский механико-машиностроительный институт на рабфак, а затем на факультет двигателей внутреннего сгорания.

 

Защитив диплом, Ивченко получил направление на Запорожский моторостроительный завод №29. Сначала работал инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей, а затем был переведен в отдел главного конструктора, где занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей. В 1939 году был назначен ведущим конструктором по двигателю М-89.

 

В эвакуации

В воздухе уже пахло порохом... Войну ждали, и все же она обрушилась внезапно. В августе завод приступил к эвакуации в Омск. В это время наши уже бомбили Берлин! И бомбардировщики были оснащены запорожскими двигателями. Среди конструкторов мотора М-88-Б значился и будущий академик Александр Ивченко.

 

В Омске параллельно с производством М-88Б заводу поручили начать подготовку производства двигателя АШ-82ФН конструкции А. Швецова. Этот двигатель предназначался для самолетов Ла-5 и Ту-2. За сокращение сроков внедрения в серийное производство двигателя АШ-82ФН Ивченко в первый раз был награжден правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени.

 

В 1943 году Александра Ивченко назначили начальником конструкторского отдела завода. Одновременно Александр Георгиевич исполнял и обязанности заместителя главного конструктора по двигателю АШ-82ФН. За годы войны на омской земле завод изготовил более 10 тысяч двигателей М-88Б и более 17 тысяч двигателей АШ-82ФН. В конструкторском отделе сформировалась творческая группа талантливых конструкторов, которые потом составили основу опытного конструкторского бюро Ивченко.

 

Союз крылышек и лопаток

5 мая 1945 года правительство приняло решение о создании при Запорожском моторостроительном заводе ОКБ со статусом самостоятельной научно-производственной организации. Александр Ивченко был назначен начальником ОКБ, а через год – его главным конструктором. Он понимал, что для дальнейшей жизнедеятельности коллектива нужно налаживать творческие контакты с конструкторами самолетов и вертолетов. Уже в конце 1945 года Александр Георгиевич посетил конструкторское бюро И. Братухина, где пытались применить на своем вертолете один из американских двигателей. Специального вертолетного варианта этого двигателя не было. В КБ сами конструировали редуктор и приспосабливали силовую установку к вертолету. Ивченко предложил двигатель М-26 в комплексе с вертолетным редуктором. В августе 1947 года были завершены государственные стендовые испытания двигателя М-26 мощностью 500 л.с., впоследствии получившего название АИ-26В («АИ» – от «Александр Ивченко»), а в октябре начаты летные испытания вертолета Б-4. Опытная партия вертолетов строилась на заводе в Киеве.

 

В этом же году от правительства поступило задание на создание вертолета связи силами конструкторских бюро Братухина, Миля и Яковлева. Коллектив Братухина построил вертолет Б-11 с двигателями АИ-26В. Конструкторское бюро М. Миля, образованное в 1947 году, начало работу с создания вертолета Ми-1. В конце 1948 года был построен и вертолет Як-100 конструкции А. Яковлева. Как и Ми-1, он выполнен по одновинтовой схеме с двигателем АИ-26В и также успешно прошел летные испытания. Однако в конкурсе трех разработчиков вертолетов заказчик отдал предпочтение вертолету Ми-1, который и был принят для серийного производства. За создание вертолетного двигателя АИ-26В Александру Георгиевичу Ивченко была присуждена Государственная премия СССР.

 

В 1948 году А. Ивченко устанавливает творческие контакты с О. Антоновым. Конструкторы постоянно обменивались мнениями и предложениями по разработке различных проектов. В 1950 году Антонов предлагает проект самолета, взлетающего практически без разбега. Ивченко отвечает готовностью поддержать осуществление проекта. Созданные двигатели АИ-26 и АИ-14 были внедрены в серийное производство, и конструкторское бюро завоевало право на дальнейшую жизнь.

 

Победила запорожская идея

Созданные коллективами Антонова, Ивченко и Миля легкомоторные самолеты и вертолеты заполнили пробел в этом классе авиации, пришла пора включаться в создание летательных аппаратов средней размерности. Но для этого были нужны турбовинтовые и турбовальные двигатели. И вот в июне 1952 года три генеральных конструктора направляют совместное письмо министру авиационной промышленности с предложением о разработке турбовинтового двигателя мощностью 2500–3000 л.с. Учитывая, что создание двигателя должно идти с некоторым опережением, конструкторы попросили министра санкционировать работы по двигателю немедленно.

 

Правительство принимает постановление о создании транспортно-десантного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями. Ивченко получает задание разработать для этого самолета модификацию силовой установки на базе опытного турбовинтового двигателя ТВ-2 конструкции Н. Кузнецова. Для выполнения такого сложного задания не было ни производственных помещений, ни оборудования, не хватало и специалистов.

 

В начале 1954 года коллективы О. Антонова и А. Ивченко приняли большое пополнение – выпускников Харьковского авиационного института. В их числе были Петр Балабуев, будущий генеральный конструктор АНТК им. О. Антонова, и Федор Муравченко, который станет генеральным конструктором ГП «Ивченко-Прогресс».

 

Когда коллектив Антонова занимался разработкой самолета Ан-8, КБ посетил Никита Хрущев. Олег Константинович изложил ему идею создания четырехдвигательного пассажирского самолета, на базе которого можно было легко построить и транспортный самолет. Такой подход позволял значительно удешевить и ускорить создание двух самолетов – пассажирского и транспортного. Хрущев не остался равнодушным к этой идее, сулившей столько преимуществ.

 

В конце 1955 года началось создание самолетов-братьев Ан-10 и Ан-12. Главным конструкторам Н. Кузнецову и А. Ивченко предписывалось разработать для них турбовинтовые двигатели НК-4 и АИ-20, а С. Ильюшину – создать пассажирский самолет Ил-18 с этими же двигателями.

 

Выкатка самолета Ан-8 состоялась в начале 1956 года. В ходе испытаний возникли трудности и проблемы с доводкой двигателя. Создание надежного мотора для самолета оказалось проблематичным, так как исходный двигатель, созданный в конструкторском бюро Кузнецова, обладал невысокой надежностью, малым ресурсом и требовал больших доработок. В сложившейся ситуации Ивченко предложил заменить на самолете двигатель ТВ-2Т на форсированный вариант двигателя АИ-20, который был уже почти готов для самолетов Ан-10, Ан-12 и Ил-18. Предложение было принято. И уже в конце 1958 года начались летные испытания опытного самолета Ан-8 с двигателем АИ-20Д. Самолет Ан-8 – первенец коллективов О. Антонова и А. Ивченко в создании транспортной авиации.

 

Первый самолет Ан-10 «Украина» с двигателями НК-4 построили в Киеве, а первый Ан-12 с двигателями АИ-20 – на Иркутском авиационном заводе. Предстояло «соревнование» двух силовых установок. Двигатель АИ-20 зарекомендовал себя более надежным и был принят для серийного производства обоих самолетов.

 

Самолеты Ил-18 также были построены с двигателями НК-4 и АИ-20, и летные испытания проводились с обоими типами двигателей. По результатам летных и эксплуатационных испытаний самолета было также принято по сути эпохальное решение в пользу двигателя АИ-20. Ил-18 стал первым высокоэкономичным магистральным пассажирским самолетом, получившим признание во всем мире.

 

Есть в творчестве людей, создавших много значительного, что-то самое выдающееся. Таким у Ивченко и его коллектива был двигатель АИ-20. В 1960 году за эту работу главному конструктору Александру Ивченко и его соратникам В. Лотареву, А. Пантелееву, А. Зленко и А. Шведченко была присуждена Ленинская премия. В 1962 году Ивченко защитил докторскую диссертацию, и ученым советом Харьковского авиационного института ему была присуждена степень доктора технических наук. Вскоре его избрали действительным членом Академии наук Украины, присвоили звания Генерального конструктора и Героя Социалистического Труда.

 

Не только в воздухе…

Ивченко не ограничивался применением своих двигателей только на летательных аппаратах. Его двигатели поднимали и поднимают в небо Ан-10, Ан-12, Ил-18, Як-12, Як-18, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40, Бе-12, вертолеты Ми-1, Ка-226. А еще его моторы мчат вперед суда на подводных крыльях и на воздушной подушке. Кстати, эта идея родилась у него почти случайно.

Однажды Александр Георгиевич попал на конференцию, посвященную новой технике. В перерыве он невольно стал свидетелем разговора судостроителей о «Ракете» и «Метеоре», о том, что конструктор Алексеев работает над новым скоростным судном и хочет применить на нем авиационные моторы.

 

Невероятно, но уже в июле 1957 года «Ракета» на глазах тысячи москвичей и участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов пронеслась по воде со скоростью 100 км в час. И была она, конечно, с запорожским модифицированным двигателем Александра Ивченко.

 

На этом Александр Георгиевич не остановился, он способствовал применению двигателей АИ-20 и АИ-24 на речных судах. В его коллективе разработали двигательные установки АИ-20С для судов на подводных крыльях «Буревестник» и судов на воздушной подушке «Сормович». На базе двигателя АИ-24 была создана силовая установка АИ-23С для газотурбохода «Тайфун». Ивченко первый в СССР широко применил эти двигатели и в различных энергетических установках, работающих на дизельном топливе и природном газе. Блестяще реализовал эти идеи его ученик, генеральный конструктор ГП «Ивченко-Прогресс» Федор Муравченко.

 

Опытно-конструкторское бюро при непосредственном участии и под руководством Ивченко спроектировало и внедрило двигатели для аэросаней и водномоторного спорта, мотопилу «Дружба»... Кстати, «Дружба» по всем параметрам превосходила зарубежные аналоги и поэтому экспортировалась в 113 (!) стран.

 

Конструкторы сгорают в небесах

Энергии и работоспособности Александра Ивченко можно только удивляться. Он был смелым и решительным человеком, никогда не перекладывал ответственность на других. Очень тяжело переживал произошедшую под Киевом катастрофу самолета Ил-18 в 1960 году.

 

Александр Георгиевич обладал замечательными качествами. Он был человеком с приветливым и доброжелательным характером. Острый, проницательный ум, огромная эрудиция часто проявлялись в виде народной поговорки, остроумной шутки, неожиданного сравнения. Под мягкой манерой обращения скрывалась своеобразная душевная деликатность.

Говорят, конструкторы сгорают в небесах... Напряженная работа с постоянными стрессами сказалась на здоровье Ивченко. Умер Александр Георгиевич 1 июля 1968 года от повторного инсульта.

 

В 1993 году по инициативе его продолжателя генерального конструктора Федора Муравченко конструкторскому бюро «Прогресс» присвоено имя академика А. Ивченко, а с 1997-го двигатели, создаваемые ГП «Ивченко-Прогресс», по-прежнему называются «АИ» в честь основателя конструкторского бюро. Запорожские авиамоторостроители продолжают традиции своего наставника. В день рождения Александра Георгиевича у подножия его памятника, а также на Аллее генеральных конструкторов – А.Г. Ивченко, В.А. Лотарева, Ф.М. Муравченко, созданной по инициативе нынешнего директора, генерального конструктора Игоря Кравченко, как всегда будут живые цветы...

 

Ольга КОРНИЕНКО

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: