Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Головой об стену, или Не бей меня, милый!

Головой об стену, или Не бей меня, милый!

Категорія: Суспільство, Культура
Головой об стену, или Не бей меня, милый! «Вам приходилось раньше подвергаться насилию?» в ответ на вопрос сотрудницы Запорожского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Надежды Папазовой, заплаканная женщина пожала плечами: «Да кто ж ему не подвергался!»«Хорошо, что вы это понимаете», – кивнула социальный работник.
 

Невидимые миру слезы

В самом деле, кто ж ему не подвергался! Вот несколько сообщений, которые за последний месяц промелькнули в Интернете. В Запорожье вор пробрался ночью в дом, а когда хозяйка проснулась, избил женщину прямо в постели… В Бердянске пожилой мужчина поспорил с девушкой из-за очереди в «Горгаз» и ударил ее по лицу…В Приморском районе муж до полусмерти поколотил бывшую жену качалкой… Все это грубое физическое насилие. Очевидное. Откровенное. Но ведь есть и другие его виды, которые мы зачастую принимаем чуть ли не как должное.

 

Оставим в стороне тему сексуального насилия. Хотя даже здесь найдутся неочевидные моменты. Например, супруг принуждает свою «половинку» вступать в сексуальный контакт, когда она плохо себя чувствует, – это тоже квалифицируется как насилие. А если мужчина изо дня в день донимает женщину непристойными байками и предложениями – как сексуальное домогательство. «Шеф требовал, чтоб я с ним спала, – жалуется бывшая секретарша директора одного из уважаемых запорожских учреждений. – Из-за этого пришлось уволиться». Конечно же, самое настоящее насилие!

 

Но давайте поговорим о насилии домашнем – как правило, скрытом от окружающих. Хотя, возможно, самом распространенном. Национальная академия наук Украины опубликовала данные: 68% женщин в нашей стране страдают от насилия в семье, 20% постоянно ощущают жестокую тиранию супруга, но только 2% обращаются в суд. За закрытыми дверями чужих квартир проливаются невидимые миру слезы. Пусть даже соседи услышат повышенные голоса или крики, ну и что? Скорее всего, решат не вмешиваться. Да и полиция на такие вызовы ездит неохотно: влезать в конфликты между близкими людьми – дело неблагодарное. Не успеешь прищучить драчуна, а жертва уже рыдает: «Простите его, он больше не будет!»

 

Разборки на кухне

Очень часто женщины просто не понимают, что подвергаются насилию. «Муж не разрешает мне устраиваться на работу. Требует, чтобы я сидела дома с угощением наготове: он в любой момент может приехать с деловыми партнерами или… не приехать. Но я обязана ждать! Я люблю свою профессию, хочу работать. Живу, как в тюрьме», – жалуется супруга крупного бизнесмена. А ведь это – экономическое насилие.

 

«Радуешься, что окрутила меня, уродка? Держи рот на замке. Вечно как сморозишь!» – твердит супруг, обильно приправляя поучения нецензурной бранью. Это психологическое насилие.

 

Довелось услышать о благополучной, на взгляд со стороны, семейной паре, которая закрывшись на кухне, устраивает шепотом безобразные разборки. Шипят, словно две ядовитые змеи. Знакомые узнали об этом случайно. А уж тем более, несчастные супруги не прибегали к помощи специалистов. Хотя помочь им можно.

 

– За девять месяцев этого года в поле зрения социальных служб Запорожской области оказалось 565 случаев домашнего насилия. Но невыявленных гораздо больше. Женщины обращаются за помощью, когда уже нет сил терпеть. А ведь разумнее предупредить развитие ситуации, – отмечает директор областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Оксана Поникарова.

 

Не молчи – и тебе помогут

Три года в нашей области действует пилотный проект Фонда ООН по народонаселению: мобильные бригады противодействия насилию. Они созданы в Запорожье, Бердянске и Мелитополе. В каждую входит по трое специалистов: социальные работники и психологи. С 8 утра до 21 вечера бригады на связи. В любую минуту наготове арендованный автомобиль. Украинский фонд общественного здоровья, который до сих пор финансировал проект, даже обеспечил их форменными жилетами, сумками и планшетами. Но подобное дело не может вечно существовать на общественных началах. Ожидается (и это очень важно!), что с 1 января 2019 года финансирование возьмут на себя городские бюджеты.

 

– Раньше у нас не было возможности выехать по экстренному вызову. Теперь мы оперативно реагируем на случаи насилия, – объясняет социальный работник в составе мобильной бригады по противодействию насилия в семье Надежда Папазова. – Вся информация, которую получаем, сугубо конфиденциальная. Людям трудно поверить, что мы ничего не разболтаем, что их беда не станет предметом сплетен. Но это так. И главное, мы действительно можем помочь. Психолог сумеет урегулировать ситуацию. Соцработники предоставят информацию, как себя вести и куда обратиться (например, где получить бесплатную юридическую помощь). В конце концов, вместе с жертвой насилия мы составляем план выхода из кризиса.

 

Работа на вызове очень кропотливая и длится часами. Члены мобильной бригады беседуют с жертвой. Объясняются с «агрессором». Заботятся о детях. Тяжелый труд! Тем более что приходится принимать на себя взрыв негативных эмоций. Да и не только эмоций. Случалось, насильник бросался на членов бригады с кулаками или даже пистолетом, вырывал документы, натравливал собаку. Но если человек действительно хочет, чтобы ему помогли, он получает помощь.

 

Ключевое слово здесь «хочет». В буклетах, посвященных домашнему насилию над женщинами, читаем: «Борись за себя! Ты не одна! Насилие – это мусор, который нужно выносить из дома!» И еще: «Не молчи – и тебе помогут».

– Женщины часто рассуждают так: «Сегодня он меня бьет, унижает, не дает денег на жизнь, но завтра все наладится». Или:«Если узнают люди, будет очень стыдно». Или: «У нас дети, куда я с ними денусь?» Поэтому самая главная задача центров социальных служб для детей, семьи и молодежи – информировать людей и убедить их, что проблему нельзя замалчивать. Об этом, в первую очередь, мы говорим во время акции «16 дней против насилия», которая сейчас проходит в Запорожье и области, – подчеркивает Оксана Поникарова.

 

А муж не смеет приближаться

Домашнее насилие – противоправные действия. Именно так их расценивает Закон Украины «О предупреждении насилия в семье». Более того, в последнее время приняты документы, которые позволяют препятствовать агрессору. Например, полиция может выдать предписание «о неприближении к жертве». Если насильник его нарушает, это уже основание для привлечения к уголовной ответственности.

 

По-новому трактуется и присутствие при домашнем насилии детей. Теперь, даже если они просто наблюдают, тоже считаются жертвами. Ведь ребенок переживает сильнейший стресс! Вот случай, с которым сотрудники социальной службы столкнулись в одном из сел неподалеку от Запорожья: муж бил жену кулаками по лицу. Схватил за волосы и колотил головой об стену. Пытался задушить. И все это – на глазах у девятилетнего сына. До смерти напуганный ребенок, рыдая, умолял отца не бить маму, но тот ничего не хотел слышать. Женщина еле вырвалась…

 

Сейчас в области идет работа над созданием полицейских групп «Полина», призванных противодействовать домашнему насилию. Примечательно, что в их состав входит психолог. В Запорожской области «Полину» уже сформировали в Бердянске. Но и в Запорожье тоже работают в этом направлении. Одновременно полиция налаживает взаимодействие с социальными службами.

 

Убежище для жертвы

Кстати, в Запорожье уже не один год действует областной кризисный центр социально-психологической помощи. Пострадавшие от домашнего насилия (в том числе с детьми) могут переждать там в комфортных условиях до шести месяцев – пока удастся «разрулить» конфликт.

 

Не так давно в нем приютили 33-летнюю женщину с тремя детьми. Она приехала в Запорожье из Сумской области вслед за мужем – бывшим участником АТО. Он избивал жену, вымещая накопленную агрессию. Не работал, перебиваясь случайными заработками. Жили впроголодь. Но женщина терпела, рассуждая: как мне быть одной с детишками в чужом городе? В конце концов, терпение лопнуло…

 

То, что она из другого региона, действительно стало проблемой. Ведь Запорожский центр социально-психологической помощи обслуживает лишь жителей нашей области. Да и мест в нем на все ее население только 30 (согласитесь, очень мало). Но не захлопывать же двери перед женщиной с тремя малышами! Социальные работники добились разрешения дать им приют.

– Подкупает активность нашей подопечной, – говорят они. – Женщина сама стремится себе помочь. Если наши попытки как-то решить проблему не встречают отклика, ничего не изменится. Некоторым клиенткам подсознательно нравится чувствовать себя беспомощной жертвой. Но когда на самом деле хочешь справиться с насилием, надо верить в себя и – действовать самой!

 

Куда обращаться?

Бесплатно и круглосуточно можно звонить на национальную «горячую линию» по вопросам предупреждения домашнего насилия, торговли людьми и гендерной дискриминации – 0-800-500-335 или 116-123. Номер аналогичной «детской горячей линии» – 0-800-500-225 или 116-111 (с 12.00 до 17.00).

 

Сигналы не только от самих жертв насилия, но также от их родственников, соседей, знакомых (и даже анонимные) в Запорожье принимает городской центр социальных служб для семьи, детей и молодежи.

 

На фото Социальный работник в составе мобильной бригады по противодействию насилия в семье Надежда Папазова. 
 

Виталина ДОРОШЕНКО, фото автора

 

Источник Позиция