Наиболее распространенными схемами остаются «Ваш родственник в беде» и мошенничества, связанные с банковскими операциями.
Схема «Ваш родственник в беде»
Как правило, на телефон жертвы поступает звонок, которым сообщается о
том, что близкий человек абонента попал в беду, или задержан полицией
за правонарушение. Могут называться разные причины вроде: попал в
больницу, совершил ДТП, избил человека, обнаружили наркотики и тому
подобное.
Для решения вопроса нужны деньги. В состоянии аффекта потерпевшие,
готовы отдать последнее, чтобы спасти родного человека. И только потом
они узнают, что никаких проблем у родственника не было.
Если вам поступил подобный звонок, необходимо немедленно связаться с
родственником или с теми людьми, которые могут быть рядом с ним, и
проверить полученную информацию. Если телефон родственника выключен, не
паникуйте, наберите «102» и проверьте данные о «проблемах с законом» у
ваших родных.
Банковские мошенники
Если в вашей трубке прозвучало: «Я — сотрудник банка, предоставьте
мне персональные данные вашей карты» — сразу обращайтесь в ближайший
отдел полиции.
Ни в коем случае никому не сообщайте персональные данные о банковских
карточек и счетов! Банки обладают всей необходимой информацией и
звонить к вам в них нет необходимости.
— если вам звонят якобы работники банка с просьбой предоставить
конфиденциальную информацию, или осуществить какие-то манипуляции на
банкомате — перед вами мошенник. Спросите, когда и в какое отделение вы
можете подойти, чтобы решить проблему лично, а не по телефону;
— банки никогда не проводят идентификацию владельца карты при входящем звонке — только если вы сами звоните в банк;
— никогда не называйте третьим лицам (в том числе сотрудникам банка, а
также знакомым, друзьям, родственникам, продавцам в магазине) пин-код
вашей карты, а также секретные одноразовые коды, которые поступают
смс-сообщением;
Если вы подозреваете, что сведения по карте попали к мошенникам, или
уже обнаружили пропажу средств, то в первую очередь нужно заблокировать
карту. Если речь идет о мошенничестве, кроме обращения в банк,
необходимо написать заявление в полицию.
Мошенничество, когда преступники представляются работниками
социальных служб, благотворительных фондов, политических партий, и
проникают в дома к людям под предлогом выплаты дополнительных пенсий,
всевозможных госвыплат, оказание материальной помощи или обмена денег.
Пенсионерам сообщают, что в стране вводятся новые денежные знаки и их старые необходимо заменить на купюры нового образца.
В этом случае мошенники приходят к пожилым людям с двумя одинаковыми
заранее подготовленными конвертами — одним пустым, вторым — с нарезанным
по размеру банкнот бумагой. Потенциальным жертвам предлагают
перечислить имеющиеся сбережения и переписать номера купюр, после чего
деньги составляют в конверт, запечатывают и отдают пенсионеру с
заявлением, что сам процесс обмена состоится завтра, когда подъедет
спецмашина с новыми денежными знаками. Мошенники уходят, а пенсионер
через некоторое время обнаруживает в конверте вместо своих денег
нарезанную бумагу.
Нередко мошенники работают под видом продавцов различных товаров. В
этом случае, в дом к пожилому человеку злоумышленник приходит с банкой
меда, масла, пакетом крупы и тому подобное. Предлагает свой товар по
цене, ниже рыночной.
Пенсионер идет за деньгами и таким образом открывает свою «тайник».
Дальше — дело техники: пока хозяин дома моет банку, чтобы перелить
купленное или отдать тару на обмен, а мошенник (или его напарник)
похищает все спрятанные на черный день деньги.
Полиция напоминает правила, соблюдая которые вы не позволите себя обмануть:
— ни в коем случае, не сообщайте никому свои персональные данные и
реквизиты собственных банковских счетов, ведь работники финансовых
учреждений не проводят никаких операций в телефонном режиме;
— если вы потеряли мобильный или сим-карта перестала работать, сразу
же заблокируйте привязаны к этому номеру телефона банковские карты и
счета;
— в случае покупки или продажи товара, не сообщайте незнакомцам
излишней личной информации. По возможности, переводите деньги уже после
получения товара на пунктах службы доставки или в почтовом отделении
— помните, что никакой денежной реформы в Украине не проводится!
Деньги, которые сейчас находятся в обращении на новые купюры никто не
заменяет.
— никогда не открывайте дверь незнакомцам но не показывайте никому, где вы храните деньги;
— в случае, если визитеры
представляются сотрудниками коммунальной службы или социальными
работниками, — позвоните диспетчеру или в социальное учреждение, чтобы
выяснить направляли их на свой адрес,
— в случае сообщения о «задержании» полицией родственника, совершил
уголовное преступление, проверьте эту информацию. Сначала — позвоните
родственнику, которому «нужна помощь». Затем вызывайте полицию;
— разъясняет детям, что не следует вступать в переговоры с
незнакомцами и давать им любые ценные вещи, в частности, мобильные
телефоны.
Если вы стали жертвами мошенников — немедленно звоните в полицию по
телефону «102» или (061) 239-21-02. По возможности, запомните внешность
преступников и особые приметы — это облегчит поиск и поможет
предотвратить другие фактам мошенничества.