Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Безотказное» реформирование

«Безотказное» реформирование

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
«Безотказное» реформирование Угледобывающая отрасль Украины тяжеленным грузом висит на государственном бюджете ввиду своей убыточности. Однако отказаться от нее мы пока не можем, поскольку углем «питается» значительная часть нашей энергетики и промышленности. При этом стоимость данного ресурса растет, что в конце концов отражается и на всей украинской экономике, и на простых гражданах.
 

В марте 2016 года Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) утвердила новую методику определения оптовой рыночной цены на электроэнергию. Это цена, по которой ТЭС продают ее на рынок, и там заложена стоимость угля в порту голландского Роттердама плюс его доставка в Украину. Как подсчитал глава ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг Андрей Герус, это привело к тому, что монополист на рынке генерации тепловой электроэнергии (добывает 85% отечественного угля) – компания «ДТЭК» – зарабатывает дополнительно миллиарды гривен ежегодно. С марта 2016 года она уже повысила свою прибыль более чем в 2,5 раза!

 

14 декабря НКРЭКУ приняла решение об увеличении тарифа на электроэнергию из-за роста стоимости угля на биржах и его транспортировки. Как сообщила глава комиссии Оксана Кривенко, оптовая цена «тока» в первом полугодии 2019-го вырастет всего на 2%, а для населения повышаться не будет. Но это только начало: в следующем году электричество для украинцев подорожает на 20,5%, на 19,5% в 2020 году и на 20% в 2021-м. Ну, тут все ясно – ТЭЦ же не будут работать себе в «минус». В Украине это нормальная практика: все убытки вешают на народ...

 

Убыточность без просвета

Между тем угольная энергетика является одним из основных источников выбросов парниковых газов, и согласно Парижскому климатическому соглашению предусмотрена полная ликвидация этой отрасли в мире уже к 2050 году. Цивилизованные государства переходят на альтернативные источники энергии.

 

21 декабря последняя угольная шахта закрывается в Германии. Местная власть заявила, что прекращает программу субсидирования этих объектов, которая обошлась в 150 миллиардов евро. Великобритания закрыла последнюю угольную шахту в 2016 году, аналогичные процессы постепенно происходят в ряде европейских стран.

 

А что же Украина? Эта отрасль у нас десятилетиями дотируется государством, то есть является убыточной. Как заявлял премьер-министр Владимир Гройсман, на поддержку шахтового хозяйства уходят миллиарды долларов, и летом поручил министру энергетики и угольной промышленности Игорю Насалику заняться реструктуризацией шахт, их обновлением и модернизацией, а также увеличением добычи угля. Простите, а зачем, если себестоимость самого процесса выше, чем рыночная цена добытого? Только 4 шахты из 33 (принимаем во внимание подконтрольную Украине территорию) приносят государству прибыль. Остальные имеют многомиллионные задолженности, а их оснащение на ладан дышит.

 

В 2019 году на реструктуризацию угольной промышленности выделят почти 1,5 миллиарда гривен. Примечательно, что по Соглашению об ассоциации с ЕС наше правительство не может направлять средства на работу убыточных предприятий. То есть Украина обязалась тратить деньги на закрытие бесперспективных объектов и поддержание прибыльных.

 

Между двух огней

В таких же реалиях находится остальная Европа без малого десять лет. Можем ли мы пойти по ее пути без последствий для экономики? Это вряд ли, поскольку на угле завязана существенная ее часть. Но это еще полбеды: есть такое понятие, как социальные последствия закрытия шахт. Без работы останутся десятки тысяч людей. А кому нужны общественные «взрывы»? Следовательно, нужно разрабатывать долгосрочную стратегию полного реформирования отрасли. Например, постепенно переводить те же ТЭЦ с обычного угля на газовый. И параллельно, естественно, следовать путем все тех же европейских стран и инвестировать в альтернативные источники энергии. Мы по нему идем, но это явление еще не обрело масштабных и повсеместных форм. А только в этом заключается общий успех данных мероприятий.

 

Но с ними пока швах, потому что не заинтересованы в таком развитии событий угольные монополисты. Пока они доят эту «корову», а во власти есть свои люди, Украина обречена плестись в хвосте энергетических реформ. Однако если государство будет продолжать эту практику, обязательно вмешается мировое сообщество, которое выделяет нам деньги на державную модернизацию. Так, знаете, и до санкций за нецелевое использование предоставленных траншей и загрязнение окружающей среды доиграемся. Потянет штрафы наша латанная-перелатанная государственная казна? Сомнительно – на основные нужды бюджета не всегда хватает. Посему власть вскоре может оказаться между двух огней: то ли попасть под санкции партнеров, то ли спровоцировать социальный протест в Украине. А выбирать все равно придется...

 

Цифра в тему

Угледобывающие предприятия Украины в январе-ноябре 2018 года сократили добычу рядового угля на 4,6% (на 1,491 млн тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – до 30,687 млн тонн. Об этом сообщили в Министерстве энергетики и угольной промышленности. Также наша страна в 2017 году сократила добычу рядового угля на 14,6% по сравнению с 2016 годом – до 34 млн 916,2 тыс. тонн.

 

Мирослав СТРЕЛЬЦОВ

 

Источник Позиция