Отдельный фактор, который существенно (и, к сожалению,
негативно) влияет на прибыльность производства зерновых, - эффективность
инфраструктуры и логистики. Спрос на железнодорожные перевозки втрое превышает
предложение. Убытки бизнеса из-за задержек с подачей вагонов и отсутствие
зерновозов оценивают от 1,5 до 2миллионов долларов США каждый месяц. Коррупция на "Укрзализныце”
является одной из главных проблем как производителей так и трейдеров. Перевозки по автодорогам имеют определенные
ограничения, и их необходимость можно объяснить заботой о сохранении тех же
путей.
Украина входит в топ-8 крупнейших производителей зерна,
формируя 3% мирового производства зерновых. В 2018 году было собрано более 70
миллионов тонн зерновых, стало
абсолютным рекордом за всю историю независимой Украины. Этот объем более чем вдвое превышает внутреннее
потребление страны. Экспорт 2018/2019
маркетинговом году по подсчетам экспертов вплотную приблизится к отметке в 50 миллионов тонн а может быть даже и
превысит ее, что является абсолютным рекордом для Украины, и выведет страну ее
на 2-е место среди мировых экспортеров зерна после США. Однако неэффективность
регулирования, неразвитость транспортной инфраструктуры, недостаток механизмов
обеспечения надлежащего хранения зерна и государственной поддержки тормозят
развитие отрасли.
Вымести хлам
Атташе по экономическому сотрудничеству, социальному и
региональному развитию представительства ЕС в Украине Борис Филиппов отметил:
Украина, заключая соглашения об ассоциации и свободной торговле с ЕС, взяла на
себя определенные обязательства по гармонизации национальных стандартов с
европейскими. Кроме того, важное направление - поддержка малых и средних
предпринимателей, и здесь важна правильная регуляторная политика, недостатки
которой прежде влияют именно на этот слой населения. Однако в украинской регуляторной среде, касающейся аграрного
сектора, есть акты, требующие как изменений, так и отмены. Об этом подробнее сказано в
«Зеленой книге», подготовленной офисом BRDO.
Из 56 регуляторных актов на рынке зерна 22 или 40% всего
нормативного поля, незаконные или утратившие свою актуальность, так как они
были приняты с превышением полномочий или выполнение законодательных норм было отменено. Такие акты, очевидно,
потребуют изменения или отмены. К сожалению, и базовый закон о зерне не
исключение: 80% его положений устарели или не соответствуют реалиям и требуют
изменений.
Первыми документами, разработка и принятие которых ко
времени, в BRDO считают гармонизацию стандартов зерна и продуктов его
переработки стандартам ЕС; внесение изменений в законодательство относительно
складского хранения зерна, принятие регламента хранения зерна и продуктов его
переработки. Требуют согласования нормы Закона «О зерне и рынке зерна в
Украине» с нормами Закона «О метрологии и метрологической деятельности». И этот
список не исчерпан.
Изменения, которые актуальны
Проблему понимают в профильном министерстве, там уже уже
подготовили 40 страниц комментариев к «Зеленой книге». Как сообщила сама
госпожа Ковалева, подготовлены предложения по изменениям в Закон Украины «О
зерне и рынке зерна». Вот только не впервые наблюдаем, как полезные инициативы
отраслевого министерства, пока дойдут до сессионного зала парламента, или
растворяются в воздухе, или их настолько выхолащивают, что сами разработчики
уже могут узнать. Жаль, если так же произойдет и сейчас. Развитию рынка зерна мешают и другие проблемы, например
недостаток действенных механизмов позволяющих отследить качество зерна и
обеспечить его надлежащее хранение, незащищенность интересов грузодателей,
несоответствие законодательства требованиям ЕС по определению качества и
классификации зерна и продуктов его переработки, а также фитосанитарных мер.
О тех мерах участникам зернового рынка нашлось немало
сказать: к примеру, представители аграрных компаний считают, что надо
официально признать право частных компаний предоставлять фитосанитарные услуги,
потому что государственный орган самостоятельно не справится с этой задачей.
Сроки выдачи необходимых заключений экспертизы нарушают, бывают случаи
вымогательства взяток за выдачу необходимых документов, а привлечь за это к
ответственности почти невозможно. Зерновые трейдеры считают, что наличие
конкуренции на рынке фитосанитарных услуг заставит государственных инспекторов
вести себя скромнее.