Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Рынок зерна: эффективное регулирование и умеренное дерегулирование

Рынок зерна: эффективное регулирование и умеренное дерегулирование

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Економіка
Рынок зерна: эффективное регулирование и умеренное дерегулирование Для укрепления позиций Украины на мировом рынке надо прежде всего посмотреть, усовершенствовать и осовременить действующую нормативную базу. Словами, которые мы вынесли в заголовок, Премьер-министр Украины Владимир Гройсман охарактеризовал оптимальную систему отношений бизнеса с властью в регуляторной среде. К сожалению, в реальности дела стоят не всегда так: по мнению специалистов, из-за неэффективного регулирования на рынке зерна бизнес, по подсчетам экспертов теряет около 30 миллионов долларов в год.
 

Отдельный фактор, который существенно (и, к сожалению, негативно) влияет на прибыльность производства зерновых, - эффективность инфраструктуры и логистики. Спрос на железнодорожные перевозки втрое превышает предложение. Убытки бизнеса из-за задержек с подачей вагонов и отсутствие зерновозов оценивают от 1,5 до 2миллионов долларов США каждый месяц. Коррупция на "Укрзализныце” является одной из главных проблем как производителей так и трейдеров. Перевозки по автодорогам имеют определенные ограничения, и их необходимость можно объяснить заботой о сохранении тех же путей.

 

Украина входит в топ-8 крупнейших производителей зерна, формируя 3% мирового производства зерновых. В 2018 году было собрано более 70 миллионов тонн зерновых, стало абсолютным рекордом за всю историю независимой Украины. Этот объем более чем вдвое превышает внутреннее потребление страны. Экспорт 2018/2019 маркетинговом году по подсчетам экспертов вплотную приблизится к отметке в 50 миллионов тонн а может быть даже и превысит ее, что является абсолютным рекордом для Украины, и выведет страну ее на 2-е место среди мировых экспортеров зерна после США. Однако неэффективность регулирования, неразвитость транспортной инфраструктуры, недостаток механизмов обеспечения надлежащего хранения зерна и государственной поддержки тормозят развитие отрасли.

 

Вымести хлам

Атташе по экономическому сотрудничеству, социальному и региональному развитию представительства ЕС в Украине Борис Филиппов отметил: Украина, заключая соглашения об ассоциации и свободной торговле с ЕС, взяла на себя определенные обязательства по гармонизации национальных стандартов с европейскими. Кроме того, важное направление - поддержка малых и средних предпринимателей, и здесь важна правильная регуляторная политика, недостатки которой прежде влияют именно на этот слой населения. Однако в украинской регуляторной среде, касающейся аграрного сектора, есть акты, требующие как изменений, так и отмены. Об этом подробнее сказано в «Зеленой книге», подготовленной офисом BRDO.

 

Из 56 регуляторных актов на рынке зерна 22 или 40% всего нормативного поля, незаконные или утратившие свою актуальность, так как они были приняты с превышением полномочий или выполнение законодательных норм было отменено. Такие акты, очевидно, потребуют изменения или отмены. К сожалению, и базовый закон о зерне не исключение: 80% его положений устарели или не соответствуют реалиям и требуют изменений.

 

Первыми документами, разработка и принятие которых ко времени, в BRDO считают гармонизацию стандартов зерна и продуктов его переработки стандартам ЕС; внесение изменений в законодательство относительно складского хранения зерна, принятие регламента хранения зерна и продуктов его переработки. Требуют согласования нормы Закона «О зерне и рынке зерна в Украине» с нормами Закона «О метрологии и метрологической деятельности». И этот список не исчерпан.

 

 

Изменения, которые актуальны

Проблему понимают в профильном министерстве, там уже уже подготовили 40 страниц комментариев к «Зеленой книге». Как сообщила сама госпожа Ковалева, подготовлены предложения по изменениям в Закон Украины «О зерне и рынке зерна». Вот только не впервые наблюдаем, как полезные инициативы отраслевого министерства, пока дойдут до сессионного зала парламента, или растворяются в воздухе, или их настолько выхолащивают, что сами разработчики уже могут узнать. Жаль, если так же произойдет и сейчас. Развитию рынка зерна мешают и другие проблемы, например недостаток действенных механизмов позволяющих отследить качество зерна и обеспечить его надлежащее хранение, незащищенность интересов грузодателей, несоответствие законодательства требованиям ЕС по определению качества и классификации зерна и продуктов его переработки, а также фитосанитарных мер.

 

О тех мерах участникам зернового рынка нашлось немало сказать: к примеру, представители аграрных компаний считают, что надо официально признать право частных компаний предоставлять фитосанитарные услуги, потому что государственный орган самостоятельно не справится с этой задачей. Сроки выдачи необходимых заключений экспертизы нарушают, бывают случаи вымогательства взяток за выдачу необходимых документов, а привлечь за это к ответственности почти невозможно. Зерновые трейдеры считают, что наличие конкуренции на рынке фитосанитарных услуг заставит государственных инспекторов вести себя скромнее.