Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » О социальном статусе и господдержке

О социальном статусе и господдержке

Категорія: Суспільство, Регіон

О социальном статусе и господдержкеВ минувшем году Кабинет министров Украины пересмотрел закон о предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг украинцам и внес в него поправки. В частности, правительство с 1 мая 2018 года установило новую процедуру их получения, согласно которой граждане должны заново подавать в органы социальной защиты населения заявления и декларации о доходах, и уже после, если ведомство посчитает необходимым, заявителю будет оказана социальная помощь.

 

За комментарием по этому вопросу ПОЗИЦИЯ обратилась к заместителю директора департамента социальной защиты населения Запорожской облгосадминистрации – начальнику управления социальных гарантий, социальной и государственной помощи Екатерине Кривошей.

 

Екатерина Юрьевна, вопрос получения субсидий, пожалуй, сегодня самый насущный для многих наших сограждан. Расскажите, на каких условиях этот вид государственной помощи будет оказываться в наступившем году, и стоит ли ожидать связанных с ней других новшеств?

– На сегодняшний день порядок получения субсидий существенно изменился по сравнению с тем, каким он был раньше. После обретения независимости Украины правительство потихоньку начало внедрять эту программу, и уже к 1995–1998 годам получателей субсидий насчитывалось около 200 тысяч. Но с каждым следующим годом эта программа претерпевала изменения и мы пришли к тому, что категорий людей, имеющих право получать эту государственную поддержку, насчитывалось 4–5% от общего числа, и в отопительный сезон у нас на тот момент было приблизительно 50 тыс. получателей субсидии.

 

Со временем эту программу трансформировали до такой степени, что в прошлом году у нас уже насчитывалось до 360 тыс. семей, пользующихся субсидиальными льготами. То есть, подняв тарифы ЖКХ, установив минимальную зарплату и социальные нормы, государство тем самым увеличило количество людей, нуждающихся в социальной поддержке. И когда суммы по расчетам за коммунальные услуги превысили все возможные пределы, возник вопрос: где государству взять такие деньги, чтобы погасить долги? Поэтому правительство приняло решение о сбалансировании этой программы, а первые шаги были предприняты с 1 мая прошлого года. И вот теперь многим, долгое время получавшим субсидию, начали отказывать в ее предоставлении.

 

– Гарантирует ли выплата единого социального взноса (ЕСВ) получение субсидий и как это влияет на оплату ЖКХ?

– Да, человек в обязательном порядке должен оплачивать ЕСВ, иначе он не будет иметь права на получение субсидий. Также в перечне на получение государственной помощи указаны категории людей или семей, которым положена эта помощь. Ну а те люди, которые не работают и не платят единого соцвзноса, не будут иметь права на получение субсидий. При этом следует учитывать, что ЕСВ у всех разного размера. Например, у частных предпринимателей он отличается от ЕСВ наемных работников. К ЕСВ мы привязываемся только в том случае, когда претендуем на право получения субсидий, а вот сам субсидиальный размер рассчитывается от дохода семьи или лица, оформившего субсидию. Вот, к примеру, семья из четырех человек: мама, папа и двое детей. Их совокупный доход на семью, допустим, составляет десять тысяч гривен на четверых. То есть по две с половиной тысячи на человека. И уже от этой суммы идет формула расчета субсидий, выходит определенный процент, который берется от среднемесячного дохода семьи. Это обязательный платеж. Но сегодня такого понятия не существует, есть определение – оплата за коммунальные услуги с учетом субсидий.

 

– Почему так?

– Субсидия дается из расчета на социальную норму, и на каждую услугу она своя. На холодную воду она составляет 2,6 куба, государство оплачивает за два куба, а вы – уже остальное, и если израсходовано меньше двух кубов, вы не платите в таком случае ничего. Точно по такому же принципу идет расчет и остальных платежей. Поэтому ЕСВ никоим образом не влияет на оплату ЖКХ.

 

– Екатерина Юрьевна, горожане, уже оформившие субсидии, неоднократно жалуются на то, что платежки приходят без учета их начисления. Почему так происходит?

– Человек, например, подал заявление на субсидию 1 октября, и в течение текущего месяца ему ее назначили. Но в следующем месяце ему пришла платежка с полным расчетом, без учета начисления субсидий. Это произошло потому, что база закрывается ежемесячно 26–27 числа, и эти данные с опозданием могут передаваться предприятиям, оказывающим коммунальные услуги. И так как данные не были получены в срок, поставщик посчитал стоимость за потребленные услуги в полном объеме. А вот уже через месяц потребителю придет платежка с учетом субсидии и перерасчетом потребления услуг ЖКХ за два месяца. Таким образом, получатель социальной помощи ничего не теряет.

 

– Наше правительство 27 декабря 2018 года одобрило Постановление о предоставлении жилищных субсидий населению в денежной форме, то есть в виде монетизации льгот. Как это будет происходить на практике?

– Монетизация будет осуществляться следующим образом. Человек должен прийти в социальную службу, написать заявление о предоставлении услуги, а мы уже передаем его данные в профильное министерство и в «Ощадбанк». Финучреждение уже по умолчанию на каждого субсидианта открывает персональный счет, куда и будут начисляться средства. А уже оттуда эти деньги банк перечисляет по приоритетности услуг каждому поставщику. После этого в телефонном режиме получателю субсидии приходит уведомление об остатке коммунального платежа. При этом я бы рекомендовала остаток расчетов за коммунальные услуги производить именно в «Ощадбанке». Потому что если в другом банке оплачивать коммуналку, то эти деньги могут прийти к поставщику с опозданием, вследствие чего может возникнуть путаница с расчетами. В итоге потом сложно будет разобраться с платежами. А поскольку в «Ощадбанке» уже открыт личный кабинет, деньги дальше этого учреждения не уйдут, и это гораздо упрощает расчеты. Вместе с тем если по окончании отопительного сезона на персональном счету энергоэкономного плательщика останутся неизрасходованные средства, их можно спокойно обналичить. Но есть нюанс: управление социальной защиты населения не принимает заявление о предоставлении субсидии при отсутствии мобильного телефона.

 

– А как же быть в таком случае некоторой категории людей, которые не имеют мобильной связи или просто ею не пользуются?

– Совершенно справедливый вопрос! Я согласна, у нас сегодня достаточно много одиноких стариков, которых по какой либо причине оставили родственники или дети, и не помогают им. Особенно приходится тяжко жителям сельской местности, у них там и отделение «Ощадбанка» не везде есть, я не говорю уж о мобильной связи. Мы 28 декабря на селекторном совещании поднимали этот вопрос, но пока никакой ясности в нем нет.

 

– Нужно ли повторно подавать документы?

– Всем получателям льгот необходимо в мае этого года подать заявление на монетизацию и декларацию о доходах в управления социальной защиты населения и предоставить согласие на обработку персональных данных. В «Ощадбанк» идти необязательно, правительство максимально автоматизировало процесс монетизации. Тем, кто обратится за помощью впервые в 2019 году, в мае уже не нужно обновлять документы. Они уже являются участниками монетизации льгот и субсидий.

 

– А вот касательно долга за коммунальные услуги: я слышал, если просрочка по оплате составляет более двух месяцев, то в таком случае человек не имеет права на субсидию.

– Если сумма долга не превышает 320 гривен с копейками, тогда нет никаких предпосылок в отказе на получение субсидии. А если больше, то поставщик услуг может вам предложить реструктуризацию погашения долга, либо оплатить его в полном объеме. В таком случае разрешение для получения субсидий будет дано в течение двух месяцев. Но потребителю нужно не забывать, что он должен оплачивать не только долг по реструктуризации, но и ежемесячный текущий тариф. Если вдруг в процессе получения субсидий поставщик коммунальных услуг подает нам список, в котором получатель числится как должник, мы такому лицу субсидию закрываем. Или другая ситуация: наш клиент перестал быть плательщиком ЕСВ, тогда в обязательном порядке он должен поставить нас в известность, указать причину и т.д. Если он не сообщает об этом, мы автоматически по умолчанию закрываем субсидию. Также отмечу, для того чтобы получать субсидию, необходимо иметь социальный статус. Те люди, у которых его нет по какой либо причине, права на субсидию не имеют.

 

– Екатерина Юрьевна, могут ли люди, которые выехали по разным причинам за рубеж, претендовать на субсидию?

– Бывает, молодой человек уезжает учиться, а прописан у бабушки. В таком случае с места учебы, неважно, где он обучается, за границей или в Киеве, студент представляет документ о том, что учится в определенном учебном заведении. И мы по решению комиссии назначаем субсидию без его присутствия. Если гражданин работает официально, то необходимо принести копию трудового договора или справку с места работы, и мы также без проблем оформляем социальную помощь. Другое дело, если человек уехал за границу и долгое время там живет, тогда субсидию мы такому лицу не оформляем, так как по закону персона, находящаяся более 60 дней в другом государстве, права на субсидию не имеет. Мы сталкиваемся со случаями, когда девушка вышла замуж, допустим, пять лет тому назад, уехала к мужу в другую страну, но прописана здесь. По документам она тут не проживает и государственные органы это подтверждают, а соседи говорят о том, что ее давно не видели. Скажите, зачем мы ей будем оформлять субсидию, если она здесь не живет? И Минсоцполитики категорически против предоставления социальной помощи такой категории наших граждан. Но есть и другие неразрешенные сложности: если, например, внучка прописана у бабушки в квартире, но проживает вне страны, и выписать пенсионерка ее из квартиры не может, потому как необходимо присутствие внучки, а приехать сюда специально для этого родственница не может. И таким образом много стариков находится в создавшемся затруднительном положении, потому что законодательно этот вопрос государством пока не решен.

 

И напоследок, почему участникам монетизации деньги не раздадут сразу на руки?

– В стране субсидию получают почти половина украинских семей. Если сразу раздать такому количеству людей деньги на руки, есть риск гиперинфляции и кризиса коммунальных платежей.

 

Алексей ВЛАСОВ, фото Владимира САЛЬНИКОВА

 

 

 

Источник Позиция