Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » О социальном статусе и господдержке

О социальном статусе и господдержке

Категория: Общество, Регион

О социальном статусе и господдержкеВ минувшем году Кабинет министров Украины пересмотрел закон о предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг украинцам и внес в него поправки. В частности, правительство с 1 мая 2018 года установило новую процедуру их получения, согласно которой граждане должны заново подавать в органы социальной защиты населения заявления и декларации о доходах, и уже после, если ведомство посчитает необходимым, заявителю будет оказана социальная помощь.

 

За комментарием по этому вопросу ПОЗИЦИЯ обратилась к заместителю директора департамента социальной защиты населения Запорожской облгосадминистрации – начальнику управления социальных гарантий, социальной и государственной помощи Екатерине Кривошей.

 

Екатерина Юрьевна, вопрос получения субсидий, пожалуй, сегодня самый насущный для многих наших сограждан. Расскажите, на каких условиях этот вид государственной помощи будет оказываться в наступившем году, и стоит ли ожидать связанных с ней других новшеств?

– На сегодняшний день порядок получения субсидий существенно изменился по сравнению с тем, каким он был раньше. После обретения независимости Украины правительство потихоньку начало внедрять эту программу, и уже к 1995–1998 годам получателей субсидий насчитывалось около 200 тысяч. Но с каждым следующим годом эта программа претерпевала изменения и мы пришли к тому, что категорий людей, имеющих право получать эту государственную поддержку, насчитывалось 4–5% от общего числа, и в отопительный сезон у нас на тот момент было приблизительно 50 тыс. получателей субсидии.

 

Со временем эту программу трансформировали до такой степени, что в прошлом году у нас уже насчитывалось до 360 тыс. семей, пользующихся субсидиальными льготами. То есть, подняв тарифы ЖКХ, установив минимальную зарплату и социальные нормы, государство тем самым увеличило количество людей, нуждающихся в социальной поддержке. И когда суммы по расчетам за коммунальные услуги превысили все возможные пределы, возник вопрос: где государству взять такие деньги, чтобы погасить долги? Поэтому правительство приняло решение о сбалансировании этой программы, а первые шаги были предприняты с 1 мая прошлого года. И вот теперь многим, долгое время получавшим субсидию, начали отказывать в ее предоставлении.

 

– Гарантирует ли выплата единого социального взноса (ЕСВ) получение субсидий и как это влияет на оплату ЖКХ?

– Да, человек в обязательном порядке должен оплачивать ЕСВ, иначе он не будет иметь права на получение субсидий. Также в перечне на получение государственной помощи указаны категории людей или семей, которым положена эта помощь. Ну а те люди, которые не работают и не платят единого соцвзноса, не будут иметь права на получение субсидий. При этом следует учитывать, что ЕСВ у всех разного размера. Например, у частных предпринимателей он отличается от ЕСВ наемных работников. К ЕСВ мы привязываемся только в том случае, когда претендуем на право получения субсидий, а вот сам субсидиальный размер рассчитывается от дохода семьи или лица, оформившего субсидию. Вот, к примеру, семья из четырех человек: мама, папа и двое детей. Их совокупный доход на семью, допустим, составляет десять тысяч гривен на четверых. То есть по две с половиной тысячи на человека. И уже от этой суммы идет формула расчета субсидий, выходит определенный процент, который берется от среднемесячного дохода семьи. Это обязательный платеж. Но сегодня такого понятия не существует, есть определение – оплата за коммунальные услуги с учетом субсидий.

 

– Почему так?

– Субсидия дается из расчета на социальную норму, и на каждую услугу она своя. На холодную воду она составляет 2,6 куба, государство оплачивает за два куба, а вы – уже остальное, и если израсходовано меньше двух кубов, вы не платите в таком случае ничего. Точно по такому же принципу идет расчет и остальных платежей. Поэтому ЕСВ никоим образом не влияет на оплату ЖКХ.

 

– Екатерина Юрьевна, горожане, уже оформившие субсидии, неоднократно жалуются на то, что платежки приходят без учета их начисления. Почему так происходит?

– Человек, например, подал заявление на субсидию 1 октября, и в течение текущего месяца ему ее назначили. Но в следующем месяце ему пришла платежка с полным расчетом, без учета начисления субсидий. Это произошло потому, что база закрывается ежемесячно 26–27 числа, и эти данные с опозданием могут передаваться предприятиям, оказывающим коммунальные услуги. И так как данные не были получены в срок, поставщик посчитал стоимость за потребленные услуги в полном объеме. А вот уже через месяц потребителю придет платежка с учетом субсидии и перерасчетом потребления услуг ЖКХ за два месяца. Таким образом, получатель социальной помощи ничего не теряет.

 

– Наше правительство 27 декабря 2018 года одобрило Постановление о предоставлении жилищных субсидий населению в денежной форме, то есть в виде монетизации льгот. Как это будет происходить на практике?

– Монетизация будет осуществляться следующим образом. Человек должен прийти в социальную службу, написать заявление о предоставлении услуги, а мы уже передаем его данные в профильное министерство и в «Ощадбанк». Финучреждение уже по умолчанию на каждого субсидианта открывает персональный счет, куда и будут начисляться средства. А уже оттуда эти деньги банк перечисляет по приоритетности услуг каждому поставщику. После этого в телефонном режиме получателю субсидии приходит уведомление об остатке коммунального платежа. При этом я бы рекомендовала остаток расчетов за коммунальные услуги производить именно в «Ощадбанке». Потому что если в другом банке оплачивать коммуналку, то эти деньги могут прийти к поставщику с опозданием, вследствие чего может возникнуть путаница с расчетами. В итоге потом сложно будет разобраться с платежами. А поскольку в «Ощадбанке» уже открыт личный кабинет, деньги дальше этого учреждения не уйдут, и это гораздо упрощает расчеты. Вместе с тем если по окончании отопительного сезона на персональном счету энергоэкономного плательщика останутся неизрасходованные средства, их можно спокойно обналичить. Но есть нюанс: управление социальной защиты населения не принимает заявление о предоставлении субсидии при отсутствии мобильного телефона.

 

– А как же быть в таком случае некоторой категории людей, которые не имеют мобильной связи или просто ею не пользуются?

– Совершенно справедливый вопрос! Я согласна, у нас сегодня достаточно много одиноких стариков, которых по какой либо причине оставили родственники или дети, и не помогают им. Особенно приходится тяжко жителям сельской местности, у них там и отделение «Ощадбанка» не везде есть, я не говорю уж о мобильной связи. Мы 28 декабря на селекторном совещании поднимали этот вопрос, но пока никакой ясности в нем нет.

 

– Нужно ли повторно подавать документы?

– Всем получателям льгот необходимо в мае этого года подать заявление на монетизацию и декларацию о доходах в управления социальной защиты населения и предоставить согласие на обработку персональных данных. В «Ощадбанк» идти необязательно, правительство максимально автоматизировало процесс монетизации. Тем, кто обратится за помощью впервые в 2019 году, в мае уже не нужно обновлять документы. Они уже являются участниками монетизации льгот и субсидий.

 

– А вот касательно долга за коммунальные услуги: я слышал, если просрочка по оплате составляет более двух месяцев, то в таком случае человек не имеет права на субсидию.

– Если сумма долга не превышает 320 гривен с копейками, тогда нет никаких предпосылок в отказе на получение субсидии. А если больше, то поставщик услуг может вам предложить реструктуризацию погашения долга, либо оплатить его в полном объеме. В таком случае разрешение для получения субсидий будет дано в течение двух месяцев. Но потребителю нужно не забывать, что он должен оплачивать не только долг по реструктуризации, но и ежемесячный текущий тариф. Если вдруг в процессе получения субсидий поставщик коммунальных услуг подает нам список, в котором получатель числится как должник, мы такому лицу субсидию закрываем. Или другая ситуация: наш клиент перестал быть плательщиком ЕСВ, тогда в обязательном порядке он должен поставить нас в известность, указать причину и т.д. Если он не сообщает об этом, мы автоматически по умолчанию закрываем субсидию. Также отмечу, для того чтобы получать субсидию, необходимо иметь социальный статус. Те люди, у которых его нет по какой либо причине, права на субсидию не имеют.

 

– Екатерина Юрьевна, могут ли люди, которые выехали по разным причинам за рубеж, претендовать на субсидию?

– Бывает, молодой человек уезжает учиться, а прописан у бабушки. В таком случае с места учебы, неважно, где он обучается, за границей или в Киеве, студент представляет документ о том, что учится в определенном учебном заведении. И мы по решению комиссии назначаем субсидию без его присутствия. Если гражданин работает официально, то необходимо принести копию трудового договора или справку с места работы, и мы также без проблем оформляем социальную помощь. Другое дело, если человек уехал за границу и долгое время там живет, тогда субсидию мы такому лицу не оформляем, так как по закону персона, находящаяся более 60 дней в другом государстве, права на субсидию не имеет. Мы сталкиваемся со случаями, когда девушка вышла замуж, допустим, пять лет тому назад, уехала к мужу в другую страну, но прописана здесь. По документам она тут не проживает и государственные органы это подтверждают, а соседи говорят о том, что ее давно не видели. Скажите, зачем мы ей будем оформлять субсидию, если она здесь не живет? И Минсоцполитики категорически против предоставления социальной помощи такой категории наших граждан. Но есть и другие неразрешенные сложности: если, например, внучка прописана у бабушки в квартире, но проживает вне страны, и выписать пенсионерка ее из квартиры не может, потому как необходимо присутствие внучки, а приехать сюда специально для этого родственница не может. И таким образом много стариков находится в создавшемся затруднительном положении, потому что законодательно этот вопрос государством пока не решен.

 

И напоследок, почему участникам монетизации деньги не раздадут сразу на руки?

– В стране субсидию получают почти половина украинских семей. Если сразу раздать такому количеству людей деньги на руки, есть риск гиперинфляции и кризиса коммунальных платежей.

 

Алексей ВЛАСОВ, фото Владимира САЛЬНИКОВА

 

 

 

Источник Позиция
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: