Право потребителей на защиту при покупке товаров относится к
охраняемым законом прав человека. Однако в Украине довольно часто встречаются
случаи нарушений наших прав со стороны производителей и недобросовестных
продавцов. Разнообразие в выборе и привлекательные предложения всегда
привлекают внимание покупателей. Сегодня трудно сказать о правдивом
соответствии качеству товара, как это отмечают продавцы в магазинах, поскольку
производители могут поставлять фальсифицированный товар.
- Покупатель должен быть внимательным, когда покупает
технику. Обязательным аспектом при покупке является выдача чека и гарантийного
талона. Если даже один из перечисленных документов отсутствует, покупателю
стоит задуматься об опасности такой покупки. Если он решит покупать такую
технику, то в случае поломки доказать вину предприятия будет невозможно, - отметил
начальник отдела защиты прав потребителей Госпродпотребслужбы Сергей Кияниченко. Главной целью органов
рыночного надзора является контроль соответствия всем требованиям, в том числе
и требованиям Европейского Союза.
Рыночный надзор - важный инструмент выполнения директив
нового подхода, соответствующих стандартам ЕС. Покупатель может обратиться в
орган с жалобой, в таком случае проводится проверка магазина, где была
приобретена эта техника. В Госпродпотребслужбу регулярно поступают жалобы от покупателей. Главным
нарушением сегодня является отсутствие маркировки национальным знаком
соответствия «CE». Данное требование обязан соблюдать каждый производитель при
выпуске продукции и последующей ее реализации. К тому же должен быть так
называемый технический файл, то есть гарантийное свидетельство, в котором
указана информация о полной безопасности продукции. Ежегодно в плановые
проверки по всей стране включают только сто субъектов, отобранных по
совокупности факторов риска. Из государственного бюджета предусмотрены средства
для проверки образцов техники в аккредитованной лаборатории. По выявленным
нарушениям на продавца товара накладываются штрафные санкции. Если штраф не
соглашаются оплатить в добровольном порядке, открывается судебное дело, которое
на 100% гарантирует доказательства вины субъекта хозяйствования или поставщика
этой технической продукции. Требования остаются такими же и в отношении
продукции, заказанной в интернете.
Для обеспечения безопасности и надежности дальнейшей защиты
своих прав потребитель должен тщательно
проверять все регистрационные документы сайта, с которого заказывается
продукция. В законодательстве предусмотрено 2 пункта, из-за которых покупатель
может быть недоволен продукцией и обратиться в контролирующие органы в случае
выявления некачественного товара или если приобретенный товар или продукция не
устраивает потребителя по определенным критериям. Если проверкой подтверждено
наличие в товаре недостатков, потребитель имеет право на уменьшение цены или
безвозмездное устранение недостатков в срок 14 дней или возмещения расходов на
устранение недостатков товара. Нередко к Госпродпотребслужбе поступают жалобы о
выходе из строя техники из-за перепада напряжения. В таком случае продавец
техники никакой ответственности не несет. В гарантийный ремонт такая техника
также не подпадает и тогда приходится обращаться в предприятия
специализирующиеся на ремонте бытовой техники . Одним из таких является
столичная фирма "Технодоктор”, ее специалисты справятся с такими видами работ
как: ремонт телевизоров на дому, стиральных машин, холодильников,
кондиционеров, ноутбуков, смартфонов, планшетов, компьютеров, мониторов и даже
кофемашин.
Защитить свои права в
такой ситуации нелегко. Только проведение специальной технической экспертизы на
предмет выявления нарушений условий договора поставщиком электроэнергии
позволит обязать энергокомпанию компенсировать стоимость сломанной техники.
Лучшая осведомленность покупателей и большая прозрачность магазинов в крупных
городах и областных центрах позволяет с высокой вероятностью защитить свои
права. Зато в районных городках и поселках ситуация на порядок сложнее. Для
местных предпринимателей дополнительный гарантийный ремонт - это значительные
незапланированные расходы. Поэтому большое количество товаров продается без
надлежаще оформленной гарантии или вообще без нее. Отсюда люди сталкиваются с
отказами отремонтировать приобретенный товар или его заменяют на более дешевый
или вообще бывший в употреблении.
- Помню, мы приобрели
DVD в одном из популярных магазинов нашего города. Прошло всего лишь несколько
недель, и покупка сломалась. Конечно, мы сразу поехали в магазин, чтобы нам его
починили, - делится своей историей Сергей Гринь. - Продавец сказал, что эта
поломка возникла из-за перепада напряжения, поэтому он не будет ее
ремонтировать, так как уверен в качестве своих товаров. После большой дискуссии
он согласился на ремонт. Прошло полгода, и нашей покупки до сих пор не было
дома. Много раз семьи приходилось ездить в магазин, требуя вернуть DVD или
заменить на новый. Через некоторое время, так и не сумев найти объяснение, куда
делся технический прибор, продавец согласился заменить его на другой.
- Мы посмотрели на этот DVD и увидели старый и немного
разбит. Конечно перед тем, как отдать на ремонт DVD, работник магазина забрал
чек и гарантийный талон. Без него мы не смогли доказать вины продавца и вернуть
нашу покупку. Из-за ненадлежащей осведомленности мы попали в такую неприятную ситуацию.