Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Теплосети. «Горячая» монополия

Теплосети. «Горячая» монополия

Категория: Общество, Регион
Теплосети. «Горячая» монополия О качестве поставок тепла в запорожские многоэтажки уже который год не говорит только ленивый. Жители многоквартирных домов сетуют на недобросовестное предоставление услуг горячего водоснабжения, в то время как они с обязательной периодичностью вынуждены оплачивать непомерные счета.
 

Власти предложили выход из положения – оформить субсидии. Но не каждому улыбается возможность оформить данный вид социальной поддержки от государства (об этом мы писали в прошлом номере), ввиду завышенных требований на пути к ее получению. А если и удается одолеть этот субсидиальный «квест с препятствиями», все равно приходится выкладывать часть своих денег за эту коммунальную услугу, которая не совсем соответствует узаконенным стандартам.

ПОЗИЦИЯ решила разобраться, почему люди вынуждены платить за то, чего недополучают, и обратились за разъяснениями в Запорожский Концерн «Городские тепловые сети».

 

Глас вопиющего

Эта публикация стала результатом обращения в ПОЗИЦИЮ жителя Южного микрорайона Олега М. с жалобой на едва теплые батареи в его квартире. Он рассказал, что к нему приходила сотрудница из ГТС и делала замеры из крана горячего водоснабжения. По факту вода оказалась недостаточной температуры.

 

– Вот скажите, за какой такой «калач» я должен платить? Они мне не предоставляют услугу надлежащего качества, при этом выставляют в платежках непомерные счета! С чего вдруг, я не могу понять. А не платить я тоже не могу, так как долг огромный набежит и потом докажи, что ты не крайний! – возмущается Олег.

 

По его словам, работник теплопоставляющей компании пришла, составила акт-претензию о том, что вода в кране составляет +30 градусов, вопреки положенным +50 (и это согласно минимальным нормам). Затем «утешила», мол, в следующем месяце концерн сделает перерасчет. Но что делать потребителю сейчас, когда принять душ при такой температуре некомфортно, а тем более, как искупать маленького ребенка?

 

А «Концерн то – голый»!

На протяжении минувшей недели мы пытались связаться с представителями ведомства, которые только и ограничивались обещаниями ответить на наш официальный запрос. В итоге, когда на связь так и не вышли, ПОЗИЦИЯ обратилась за комментарием к независимому эксперту в сфере энергетики Александру Козыряцкому. Он указал на причины сложившегося теплоэнергетического «непонимания» между поставщиком и потребителем.

 

– Причина, почему запорожские плательщики жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) не получают горячую воду в рамках необходимой температурной шкалы лежит, казалось бы, на поверхности: коммунальное предприятие использует определенные ресурсы для подогрева воды, но из-за высокой себестоимости энергоресурсов местный поставщик неспособен качественно предоставлять людям услуги. Поэтому им приходится находить выход из положения в ущерб потребителю. В то же время, это проблема комплексная, и решить ее путем вмешательства лишь в одну сферу, в данном случае теплоэнергетики, невозможно! – пояснил наш собеседник.

 

– Но в тарифы заложена не только себестоимость, прибыль – тоже. С этим не поспоришь, когда смотришь на «запредельные» счета за коммунальные услуги…

– Дело в том, что НАК «Нафтогаз Украины» через Национальную комиссию, которая осуществляет регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) диктует ценовую политику для поставки сырья населению. Затем, после оплаты ЖКУ потребителями, коммунальным предприятиям-поставщикам из этих денег достается в лучшем случае около 12% от всех средств, внесенных нами на их счета, а, может, и того меньше. Проще говоря, монополист поставил региональные энергопоставляющие компании в жесткие условия, при которых они не могут даже выплачивать достойные зарплаты своим сотрудникам, не говоря уж об уплате налогов государству.

 

– Есть ли альтернатива сложившейся ситуации?

– В Украине полностью отсутствует здоровая рыночная система. В условиях рынка цена на любые услуги зависит от конкурентоспособности на тот или иной товар, а также услуги. У нас не то что рынка нет, более того – то, что происходит в экономической среде даже «базаром» назвать нельзя, – это хаос!

В некоторых населенных пунктах люди уже отказываются от централизованного отопления потому, что нет возможности оплачивать эти несправедливые тарифы. Теплоэнергетический хаос полностью разрушил рыночную составляющую, и сегодня мы не имеем четкого алгоритма действий и правил, по которым осуществляется вся работа газотранспортной системы.

 

– Можете ли вы предложить свое решение проблемы?

– Выход все-таки есть, а точнее их два: в первом случае – продолжать и дальше повышать тарифы на отопление и горячую воду для населения, но это путь в никуда. И второй, более рациональный – полностью трансформировать существующую газотранспортную систему. Но для этого необходим правильно работающий государственный механизм, а именно – сбалансированная тарифная политика. Суть ее проста и осуществима: рынок покупает энергоресурс, балансирует его и дает единую справедливую цену для всех потребителей, а транспортировщику товара платит уже по согласованному тарифу.

Ирония в том, что в условиях здоровой рыночной системы никто бы не заплатил за ту «горячую» воду, которая нынче течет из кранов, потому как там существует понятие качества предоставляемой услуги. Что мы имеем сегодня? Бери, что дают, другого выбора нет. А не заплатишь – себе дороже выйдет. В довершение ко всему в сложившихся условиях не работает закон о защите прав потребителя. Поэтому пока мы будем играть в «монополию», мы так и будем продолжать платить за «нарисованную», а не реальную услугу.

 

Алексей ВЛАСОВ, фото Натальи НЕСТЕРЕНКО

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: