Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » В неоплатном долгу перед героями

В неоплатном долгу перед героями

Категория: Позиция » Cтатьи » Главная тема
В неоплатном долгу перед героями В прошлом номере ПОЗИЦИИ мы писали о знаменательном юбилее, 80-летии Запорожской области, где упоминали героев-земляков, защищавших родную землю от фашистских захватчиков. Победа далась дорогой ценой – не все вернулись из боя. Солдаты отдали свои жизни ради мирного неба, цветущих садов и детских улыбок.
 

Запорожцы в знак памяти о мужестве и доблести защитников нашей Родины и родного края свои улицы назвали их именами. И очень знаковым для города стало другое событие. В октябре 2018 года, в день 75-й годовщины освобождения Запорожья от немецко-фашистских захватчиков, в Музее техники Богуслаева состоялось торжественное открытие новой экспозиции «Зал героев Запорожского края», созданной по инициативе президента АО «МОТОР СИЧ», народного депутата, Героя Украины, Вячеслава Богуслаева. Собранные в ней архивные материалы – дань глубокого уважения к памяти наших славных земляков, удостоенных высших наград за боевые заслуги, проявленное мужество и героизм в Советско-финской, Великой Отечественной и Японской войнах, а также локальных конфликтах за рубежом. В целом экспозиция рассказывает о двухстах восьми жителях Запорожья и области, удостоенных звания Героя Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы трех степеней.

 

По словам директора Музея техники Богуслаева Олега Варяника, забывать о подвигах людей, отдавших свои жизни за наш край, мы просто не вправе.

 

– Несмотря на то, что прошло много лет – это наша история, и слова «Никто не забыт, ничто не забыто» для современников и грядущих поколений останутся актуальными всегда. Может для других народов война и была Второй мировой, для нас она – Великая Отечественная! Я считаю, мы должны чтить героев, воевавших за освобождение нашей Родины, – убежден директор музея.

 

Как рассказал ПОЗИЦИИ Олег Валерьевич, многие из освободителей нашего города были сталинградцами, впоследствии получившие «героические» звания именно находясь здесь, поэтому и бывшая улица Героев Сталинграда была названа как раз в их честь.

 

– Мы делаем все для того, чтобы увековечить память о наших земляках, совершивших великий подвиг. Мы дорожим каждой собранной крупицей исторических фактов, проливающих свет на лихолетье той войны, и для нас все эти воспоминания святы. Мы рады, что сохранилось уважительное отношение к праздникам 9 Мая и Дню освобождения Запорожья. На АО «МОТОР СИЧ» в разное время работали семеро Героев Советского Союза, и мы, моторостроители, просто не можем не чтить память об этих людях. Таковы наши традиции, от которых мы никогда не откажемся. Сегодня под руководством Вячеслава Богуслаева мы готовим к изданию двухтомник под названием «Герои земли Запорожской». Первый том посвящается нашим уроженцам – Героям Советского Союза и кавалерам орденов Славы. Во втором томе будут собраны биографические очерки обо всех Героях Советского Союза, удостоившихся этого звания за освобождение города Запорожья и области. А отдельная глава издания будет посвящена некрополю нашего региона, где захоронены эти героические люди, – отметил Олег Варяник.

 

Напомним, что в рамках мероприятия, посвященного дню 75-й годовщины освобождения Запорожья от немецко-фашистских захватчиков и торжественному открытию экспозиции «Зал героев Запорожского края» в Музее техники Богуслаева, состоялся мемориальный мотопробег байкеров, старт которому дал президент АО «МОТОР СИЧ». Осенью минувшего года запорожские байкеры из клуба «Стальные соколы» отдали дань памяти воинам-освободителям, проехавшись по местам боевой славы нашей области и возложив цветы к мемориалам и братским могилам погибших бойцов.

 

ПОЗИЦИЯ продолжает начатую в прошлом номере серию публикаций биографических очерков о наших легендарных Героях-земляках.

 

Бабков Василий Петрович. (14.04.1918–8.09.2001)

Герой Советского Союза (23.11.1942). Генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР. Родился 14 апреля 1918 года в селе Кушугум Петровской волости Александровского уезда Екатеринославской губернии (ныне поселок Запорожского района Запорожской области, Украина). Украинец. Окончив семилетку и ускоренный курс ФЗУ, в 1933–1934 годах работал электриком на заводе «Запорожсталь». После рабфака поступил в электротехнический институт (филиал Днепропетровского института) и одновременно в Запорожский аэроклуб.

 

В марте 1937 года по призыву ЦК ВЛКСМ Василий Бабков стал курсантом Борисоглебского училища военных летчиков. Ввиду уже имевшейся у него летной практики, он окончил это училище за полгода. В должности пилота-старшины получил назначение в Брянскую авиабригаду. Вскоре Василий был переведен в город Оршу (Белоруссия), на должность заместителя командира эскадрильи, штурмана эскадрильи.

 

В 1939 году полк, в котором служил В.П. Бабков на самолетах И-153, освобождал Западную Белоруссию. В период советско-финской войны эскадрилья охраняла небо Ленинграда.

 

В канун Великой Отечественной войны 123-й истребительный авиационный полк находился в городе Кобрин под Брестом, недалеко от польской границы. Из-за внезапного вероломного нападения противника он понес тяжелые потери в технике.

Позднее, после перевооружения на ЛаГГ-3, Бабков с 4 октября 1941 года служил в 521-м истребительном авиационном полку. Воевал под Оршей, Вязьмой, Москвой.

 

В одном из воздушных боев над Березиной Василий Бабков на самолете ЛаГГ-3 сошелся в лобовую атаку с Ме-110. Фашист с дальней дистанции пушечной очередью зацепил ЛаГГ-3. Осколки фонаря и прицела впились в лицо летчика. Но мощным залпом он поймал противника на отвороте, и тот взорвался в воздухе.

 

В одном из разведывательных полетов под Рузой Бабков обнаружил на Волоколамском шоссе большую колонну вражеских танков, направлявшихся к столице. Однако его докладу не поверили. Летчик был вынужден повторить разведку. Но и на этот раз доклад вызвал у командования сомнение. Тогда Василий в третий раз поднялся в воздух. Несмотря на сильнейший зенитный огонь, он прошел на бреющем полете вдоль танковой колонны и даже запомнил номерные знаки на танках. Его самолет был буквально прошит зенитными снарядами и загорелся. Летчик еле дотянул до своего аэродрома, с ожогами лица и рук вывалился из кабины, а самолет, пробежав с выключенным мотором по инерции еще несколько метров, взорвался. После доклада о танковой колонне, Бабкова отправили в госпиталь, где он пробыл около 3-х месяцев.

 

К началу 1942 года на боевом счету капитана Бабкова уже значилось восемь сбитых фашистских самолетов. 28 марта 1942 года приказом ВС Калининского фронта №102 Бабков В.П. был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Летом 1942 года в составе 434-го истребительного авиаполка Бабков принял участие в боях на Юго-Западном и Сталинградском фронтах. В один из дней в районе города Калач-на-Дону развернулись воздушные сражения. В них участвовало более сотни истребителей и бомбардировщиков. Командир полка и его заместитель капитан Бабков в этот день несколько раз поднимались в воздух, возглавляя группы летчиков. За один день было сбито 36 самолетов противника. К августу штурман полка капитан В.П. Бабков совершил уже 287 боевых вылетов, провел 68 воздушных боев, лично сбил одиннадцать и в группе девять самолетов противника.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Бабкову Василию Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№767). На момент представления Бабкова к званию Героя Советского Союза, Василий Петрович был шесть раз ранен, три из которых были тяжелыми.

 

В конце сентября полк, переучившись на Як-7Б, вновь прибыл под Сталинград. Здесь, только в одном вылете 20 сентября, Бабков сбил два Ju-88.

 

После гибели И. Клещева майор В. Бабков стал командиром полка. С 23 ноября 1942 года по 20 марта 1943 года летчики полка, ставшего к тому времени 32-м гвардейским, провели 1150 боевых вылетов, сбили 112 самолетов противника, потеряв семь своих товарищей. На посту командира полка Василия Бабкова сменил подполковник Василий Сталин. В.П. Бабков, назначенный в 1943 году командиром 88-го гвардейского истребительного авиационного полка, вооруженного самолетами Ла-5, провел полк через горнило кровопролитных боев на Курской дуге, на Днепре, на юге Украины. В конце войны он становится командиром 5-го гвардейского истребительного авиаполка, который под его началом принял участие в Берлинской операции и боях за Дрезден и Прагу.

 

Всего Василий Петрович Бабков произвел 465 боевых вылетов, из них 55 штурмовок, 50 разведок, более чем в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе 11 самолетов противника. Сам был подбит четыре раза и четырежды сажал поврежденную машину в расположение своих войск (под Москвой, Рузой, на Калининском фронте, под Киевом).

В 1945 году гвардии подполковник Бабков поступил в Военно-воздушную академию. После ее окончания в 1950 году был назначен командиром 170-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, входившей в состав 24-й воздушной армии в Германии. При обострении ситуации после смерти И.В. Сталина соединение было переведено в Закавказье. Его дивизия считалась одной из лучших в ВВС и первой в строевых частях была перевооружена на реактивную технику. После окончания в 1956 году Военной академии Генерального штаба Бабков командовал 71-м авиационным корпусом, а в 1960 году был назначен генерал-инспектором Главной инспекции МО СССР. В 1964 году ему присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. В августе 1965 года ему одному из первых в стране было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».

 

В 1973 году ему было присвоено звание – генерал-полковник авиации. Летал до самой отставки, принятой в 1987 году. В этом же году возглавляет Главную инспекцию ПВО.

 

На пенсии, пока позволяло здоровье, Василий Петрович активно участвовал в работе ветеранской организации, часто выступал в военных и молодежных аудиториях с воспоминаниями о фронтовых воздушных сражениях. Жил в Москве.

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями. Иностранными орденами Возрождения Польши V-й степени и «За боевые заслуги».

 

Умер Василий Петрович Бабков 8 сентября 2001 года в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище.

 

Клименко Иван Иванович. (24.02.1914–1942)

Герой Советского Союза (1943), лейтенант. Родился 24 февраля 1914 года в селе Новоандреевка (ныне Ореховского района Запорожской области). Украинец. С 1921 года жил в городе Новочеркасске Ростовской области. С 1933 по 1938 годы учился в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте. В 1939–1941 годах обучался в Новочеркасском индустриальном институте им. Серго Орджоникидзе по специальности «Водоснабжение и канализация». Инженер-строитель.

 

В Красной Армии с 1941 года. В марте 1942 года Клименко было присвоено звание лейтенанта. На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1942 года. В этом же году по расширению плацдарма на реке Дон проявил себя как смелый, мужественный и умелый командир, за что был награжден медалью «За отвагу».

 

Ноябрьской, морозной ночью 1942 года 69-я танковая бригада 21-й армии, в которой служил лейтенант, сосредоточилась в районе станицы Клетской для прорыва вражеской обороны. А утром 19 ноября началось контрнаступление советских войск в междуречье Дона и Волги. Рота «Т-34» ринулась на врага. Противник всполошился, открыл ураганный огонь. Но в стремительном броске рота Клименко смяла вражеские огневые точки и с ходу овладела населенным пунктом Громки.

 

В ходе преследования, командир танковой роты 152-го танкового батальона 69-й танковой бригады 4-го танкового корпуса 21-й армии Сталинградского фронта Клименко все время шел со своей ротой впереди главных сил бригады, всегда первым бросаясь на врага.

 

За 4 дня боев с 19 по 22 ноября 1942 года танкисты роты Клименко уничтожили и захватили 22 вражеских танка, 12 орудий, 5 пулеметов, 318 повозок с грузами, 270 автомашин, 2 склада с продовольствием и боеприпасами, пленили около 800 гитлеровцев.

 

23 ноября 1942 года танковая бригада подошла к хутору Платонов. Фашисты открыли массированный огонь из противотанковых пушек и минометов, стремясь задержать продвижение советских танкистов. Иван Клименко повел роту вперед. Гитлеровцы были выбиты из хутора. Но, перебросив крупные силы, они решили, во что бы то ни стало его вернуть.

 

 

Бой был неравным и тяжелым. Танк лейтенанта Клименко был подбит. Пламя огня охватило машину командира роты, но отважный экипаж продолжал сражаться. Сняв пулеметы и захватив гранаты, танкисты покинули горящий танк и заняли оборону. Враги окружили самоотверженных танкистов. Один за другим гибли советские воины. Вскоре Иван Клименко остался один. Он отбивался до последнего патрона, до последней гранаты. Будучи раненым и оставшись с одним патроном, Клименко застрелился, чтобы не попасть живым в руки фашистов.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Клименко Ивану Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

 

Похоронен на хуторе Мариновка Калачевского района Волгоградской области. Перезахоронен в городе Калач-на-Дону на площади Павших борцов. На одной из надгробных мемориальных плит Мамаева Кургана высечено имя Героя Советского Союза командира танковой роты лейтенанта Ивана Ивановича Клименко.

 

Его именем названы улицы в родном селе и городе Новочеркасске, а также школа в Мариновке. Постановлением исполкома Волгоградского городского Совета от 29 марта 1965 года улица Охотская в Тракторозаводском районе переименована в улицу Клименко.

 

Манойлов Иван Антонович. (4.12.1910–17.12.1942)

Герой Советского Союза (1943). Старший лейтенант. Родился 4 декабря 1910 года в селе Риздвянка Александровского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Новониколаевского района Запорожской области). После окончания семи классов школы работал слесарем на металлургическом заводе им. С.М. Кирова в Макеевке. В 1930–1932 годах проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Демобилизовавшись, окончил Московский авиационный техникум и авиашколу Гражданского Воздушного Флота, после чего проживал в Запорожье, работал в аэроклубе. В июне 1941 года повторно был призван в армию и направлен на фронт Великой Отечественной войны.

 

Произвел 190 боевых вылетов. На его личном боевом счету 9 сбитых самолетов противника и несколько в групповых боях. Выполнял боевые задачи по штурмовке войск и аэродромов противника, прикрытию военно-промышленных объектов, сопровождению бомбардировщиков, перехвату самолетов врага. Имел ряд благодарностей командования.

 

 

30 ноября 1942 года И.А. Манойлов, выполняя задание по прикрытию войск, в составе 7 самолетов встретился с превосходящими в 4 раза силами противника, принял бой и лично сбил 2 вражеских самолета. 1 декабря 1942 года выполняя ту же задачу, в составе 4 самолетов вступил в бой с 12 самолетами противника и сбил 2 машины.

 

Погиб в воздушном бою под Сталинградом 17 декабря 1942 года.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старший лейтенант Манойлов Иван Антонович посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

 

Похоронен в братской могиле на хуторе Манойлин Клетского района Волгоградской области. Бюст Манойлова установлен в его родном селе.

 

Материалы предоставлены Музеем техники Богуслаева

 

 

Алексей ВЛАСОВ, фото Владимира САЛЬНИКОВА

 

Источник Позиция

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: