Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » ОТ «ЗЛУКИ» ДО РАЗЛУКИ

ОТ «ЗЛУКИ» ДО РАЗЛУКИ

Категорія: Політика, Культура
ОТ «ЗЛУКИ» ДО РАЗЛУКИ В прошлый вторник страна отметила юбилей украинской соборности: 100-лет назад, 22 января 1919 года, в Киеве на Софийской площади был обнародован «Акт Злуки»(объединения) двух государственных образований – надднепрянской Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики – в единое национальное государство (в оригинале – «в одноцільну суверенну Народню Республіку»).
 

А уже через несколько месяцев, 20 декабря все того же 1919 года, правительство ЗУНР, эмигрировавшее в Вену, денонсировало вышеназванный Акт. Но если в честь «Злуки…» в современной Украине установлен официальный государственный праздник День Соборности, то на «акте разлуки» предпочитают не заострять внимания широкой публики. Между тем уроки истории «злуки-разлуки» кое в чем сегодня актуальны.

 

В Универсале, который 22.01.1919 г. на Софийской площади зачитал секретарь Директории (правительства Надднепрянщины) Федор Швец, речь шла о вхождении ЗУНР в состав УНР в качестве самоуправляемой «Западной области» с весьма широкими полномочиями, на правах территориальной автономии. Недаром «злуку» провозгласили в златоглавом Киеве, а не во Львове. И даже не в Станиславе (нынешнем Ивано-Франковске), куда после 13 ноября 1918 года правительство (Державный секретариат) ЗУНР вынуждено было бежать из «міста Лева» вследствие военного поражения галичан от поляков. Причем Универсал о «злуке», «этом великом событии в истории земли нашей украинской», был адресован именно надднепрянцам. Ведь политические вожди в лице Украинской Национальной Рады (как бы парламента ЗУНР) еще 3 января 1919 года приняли специальную «постанову», которой поставили своих сторонников в известность о том, что с данного момента ЗУНР считает себя неотъемлемой частью «большой УНР».

 

Что представляли собой на тот момент обе самопровозглашенные «народные республики» (к слову, данная дефиниция – изобретение именно их творцов; все последующие «НР» – это явный плагиат)?

 

Возрожденная УНР (или УНР-2), пришедшая на смену Гетманской Державе Павла Скоропадского, – это государственное образование, провозглашенное 20 ноября 1917 года III Универсалом Центральной Рады под председательством Михаила Грушевского. Оно было признано Германией и ее союзниками Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, а затем упразднено немецкой оккупационной администрацией 29 апреля того же года. 13.12.1918 г. украинские республиканские войска во главе с Симоном Петлюрой заняли Киев, покинутый германскими частями вследствие революции в Берлине и фактического выхода II Рейха из Первой мировой войны. 18 января 1919 года на волне победной эйфории Директория объявила войну Украинскому советскому правительству, а через 10 дней ей пришлось бежать в Винницу, и 5 февраля Красная Армия вновь заняла Киев.

Что касается ЗУНР, то она была провозглашена на руинах распадавшейся Австрийской империи 16 октября 1918 года. С инициативой создания нового государства выступила образованная в тот же день во Львове Украинская Национальная Рада – по существу, собрание общественных активистов (как и Центральная Рада в Киеве в марте 1917 года). 19.10.1918 г. УНРада, опиравшаяся на штыки украинских национальных частей австро-венгерской армии, выступила с заявлением о том, что-де Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпартье, кои представляют собой «целостную украинскую территорию», «уконституйовуються… як Українська держава».

 

Между тем на Восточную Галицию претендовала возродившаяся из небытия Польша, считавшая Львов «исконно польским городом» (более половины его тогдашнего населения действительно поляки). Поэтому 1.11.1918 г. УНРада попыталась захватить власть в галичанской столице насильственным путем. В уличных боях пролилось немало крови. Однако тамошние поляки оказались куда организованней, проворней, да и многочисленней. В результате 21 ноября УНРаде (председатель Евгений Петрушевич) и созданному ею правительству (Державному секретариату) во главе с премьером Костем Левицким пришлось ретироваться сначала в Тернополь, затем в Станислав. Тем не менее 13-го падолиста (так в оригинале – авт.) успели принять «Временный основной закон о державной самостийности украинских земель бывшей австро-венгерской монархии». Собственно, в ст. I данного документа впервые появляется сам термин ЗУНР – явная калька с УНР.

 

А теперь – самое интересное. Знаете, почему УНРаде и ее секретарям пришлось уносить ноги из стольного града «украинского Пьемонта»? Во-первых, потому, что расквартированный в Черновцах Легион сечевых стрельцов (более тысячи «штыков») слишком долго дискутировал, признавать ли ему самопровозглашенный «національний уряд» или нет. Как с горечью отметил впоследствии доктор Лонгин Цегельский, «коли хто завинив у тому, що українці втратили Львів, то це були саме січові стрільці».

 

Во-вторых, земляков изрядно подвел не кто иной как Евгений Коновалец, будущий основатель Организации украинских националистов, а в ту пору – командир еще одного отряда «усусів», расквартированного в Белой Церкви (т.е. на территории, подконтрольной гетману Скоропадскому). Несмотря на слезные просьбы и мольбы посланника УНРады Остапа Назарука, прибывшего в Белую Церковь 12 ноября, Коновалец и его бравые хлопцы наотрез отказались возвращаться в разоренную войной голодную Галицию, где их ждали кровопролитные бои с ненавистными «ляхами».

 

Со своей стороны Петлюра 2 декабря заключил с Речью Посполитой договор, по которому признал право Польши на Восточную Галицию, Западную Волынь, Полесье, Холмщину, Подляшье. Собственно говоря, именно это неслыханное предательство и привело к денонсации диктатором ЗУНР Евгением Петрушевичем «Акта Злуки».

 

Впрочем, галичане и сами успели «отличиться»: как только стало ясно, что «белые» безнадежно проигрывают, в начале 1920 года УГА полным составом перешла на сторону большевиков и стала называться ЧУГА – Червона Українська Галицька Армія. Эта армия – единственная в истории, которая дезертировала в полном составе дважды – от «жовто-блакитных» к «белым» и от «белых» к «красным». Такая вот любопытная «соборность» получается.

 

И еще одна красноречивая деталь. Упоминая о соборности украинских земель, мы привыкли мыслить ее территориальными рамками, обозначенными в Государственном гимне, т.е. «від Сяну до Дону» (хотя теперь и Сан, и Дон – в пределах других государств). Однако на географических картах, изданных во времена «злуки», территория Украины раза в полтора-два больше, нежели теперь. На западе ее границы доходят чуть ли не до самой Варшавы, на севере включают в себя половину нынешней Беларуси, проходят немного южнее Курска, а на востоке выходят на Каспий. Эти карты можно видеть в Музее украинской революции 1917–1921 годов. Наглядный урок того, к чему приводит авантюрная политика, осуществляемая под объединяющим, казалось бы, лозунгом национального единства и соборности…

 

НА СНИМКЕ: Одна из исторических карт Украины 

 

Сергей ГРИГОРЬЕВ, фото автора

 

 

Источник Позиция