Реєстрація    Увійти
Авторизація

Неприкаянные

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Неприкаянные В прошлом номере в статье о выборе Украиной дальнейшего политического пути были упомянуты два термина, которые внешне предполагают довольно сложное их объяснение. На самом деле это не совсем так, да и значение их для современной Украины немаловажно. Это неолиберализм и постиндустриальное общество.
 

Можно долго и заумно приводить различные толкования первого из них, но по большому счету всеобъемлющей характеристикой его можно считать понятие «глобализация». Это не тождество, а лишь характеристика. Тем более с ним легче оперировать, так как читателю оно более понятно.

 

Самой же глобализацией можно считать установление контроля над всеми основными сферами жизнедеятельности в критически важных областях на земном шаре. В первую очередь это энергоносители, важнейшие полезные ископаемые, вода и плодородные земли, а также крупные человеческие массы. Так уж сложилось исторически, что контроль этот осуществляют даже не страны, одной из которых можно считать США, а крупные англосаксонские семьи – такой себе международный капиталистический интернационал. Однако интрига состоит с том, что не все они приверженцы глобального контроля, у немалой их части бизнес устроен таким образом, что распыление средств ему только вредит.

 

Упорство кормчих

Неолиберализм или глобалистская составляющая были характерны для политики тех же США как наиболее мощных ее выразителей последние десятилетия. Действительно, вынесение производства в третьи страны (для установления над ними контроля и использования дешевой рабочей силы) и управляемый хаос, посеянный политическими катаклизмами на Ближнем Востоке и в Северной Африке, позволили некоторое время господствовать в мире именно неолиберализму. Однако нельзя объять необъятное, наш классик все же бесконечно прав.

 

Напитанный финансами богатых семей планеты Китай, организовавшаяся путем создания комплексной структуры в форме ЕС Европа и возродившаяся после кризиса 1990-х Россия показали США, что не все в мире так однозначно. Так что мировой кризис 2008 года стал логической предтечей прихода к власти Дональда Трампа – выразителя интересов той части крупной западной буржуазии, которая рассматривает устройство мира иначе, чем предполагают идеи неолиберализма. А конкретнее – укрепление базового государства, в данном случае США, и контроль реперных точек по всему миру с дозированными усилиями. Организацией чего господин Трамп сегодня, собственно, и занимается.

 

С этой точки зрения Украина попала в очередную очень неприятную ситуацию. Коротко говоря, начинали мы с глобалистами, а теперь нашим кормчим приходится дружить с представителями, так сказать, имперской части американского истеблишмента. Ну, это с теми, кто считает, что Америка превыше всего, а не Америка forever. Украинские же правители с упорством, достойным лучшего применения, пытаются остаться одной из тех реперных точек, в которой США будут нуждаться для проявления своего влияния на постсоветском пространстве. И попутно получая какие-то подачки от подконтрольного американцам Международного валютного фонда. Однако давать нам будут ровно столько, сколько нужно для возврата прежних долгов.

 

Придатки на выселках

Немного сложнее обстоит дело с понятием постиндустриального общества. Здесь для начала нужно вспомнить, что развитие собственно самой индустрии происходило активным образом в течение почти полутораста лет, и было характерно в первую очередь для стран так называемого цивилизованного мира. Африканский, азиатский и южноамериканский континенты вкупе с Океанией всегда были лишь придатками к нему – где сырьевой базой, где пригодным человеческим материалом, где выселками для преступников и просто неблагонадежных, где предметом торга.

 

Технический прогресс прошел свой нелегкий и полезный для человечества путь, и начал увядать где-то в середине 70-х годов прошлого века. Когда стало ясно, что его дальнейшее нарастание приведет к увеличению роли развивающейся прослойки – среднего класса, который обозначил свои претензии на лидерские роли не только в науке и общественной жизни, но и в политической. Средний класс в той же Западной Европе в союзе с укреплявшимся и организовывавшимся через профсоюзы пролетариатом уже претендовал на приход к власти даже в Италии и во Франции.

 

Зарытое счастье

Однако ошибки 1917 года были сильными мира сего учтены: начался процесс выноса крупных производств в третьи страны, затеянный в том числе и для устранения с поля боя могильщика (по Ленину) буржуазии, то есть самого пролетариата. Буйствовать ему теперь предоставлялась возможность где-то на просторах Азии. А своего родного несостоявшегося «могильщика» в Западной Европе перепрофилировали в торгашей, брокеров, маклеров, маркетологов и иже с ними. Современный капитализм прекрасно понимает, что противостоять ему может только организованный наемный труд, а не разрозненные, разобщенные индивидуумы.

 

Кроме того, научно-техническую революцию из сферы производства перенаправили в сферу средств коммуникативной связи. И сегодня гаджеты – это «наше все». Производители и создатели электронной техники коренным образом отличаются от своих индустриальных собратьев конца ХІХ - начала ХХ веков. Кроме того, перевод производств в национальную сферу означает еще одно: установление контроля над сознанием общества. Именно в таком постиндустриальном обществе живем сегодня все мы.

 

Для современной же Украины печальным есть тот факт, что эти самые гаджеты она сама не создает и не производит, а из пока еще немного индустриального общества наши правители целеустремленно пытаются создать аграрную страну, уверяя, что как раз в полях Украины и в ее черноземах зарыто наше украинское счастье. Правда, в чьи руки оно попадет после открытия рынка земли, неизвестно...

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

 

Источник Позиция