Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » К дню Победы… Берлин- ЗГВ «Война умов»

К дню Победы… Берлин- ЗГВ «Война умов»

Категорія: Культура, Суспільство
К дню Победы… Берлин- ЗГВ «Война умов»Каждый раз, когда приближается День Победы, мы ветераны, даже не участвовавшие в те далекие годы в освободительной войне, а только родившиеся в послевоенные годы, но прошедшие по следам наших отцов и дедов за время военной службы, с особой остротой воспринимаем все события тех памятных дней.
 

Украина играла значительную роль не только в оборонном потенциале Советского Союза, но и в экономическом, а также в других жизненно-важных вопросах всего советского народа, всех его национальностей, а Украина в составе СССР была очень мощной республикой.

 

Мы с большой гордостью помним о героизме солдат и офицеров войск первого, Второго, третьего и Четвертого украинских фронтов, выполнивших историческую роль в освобождении и Украины и всей Европы.

 

Мы с уважением относимся к памяти выдающегося полководца маршала Конева И.С., спасшего от разрушений Украинские города Харьков, Кировоград, Львов и другие, а также Прагу во время их освобождения. Конев знал о боязни немцев окружения и охватывал освобождаемые города, оставляя проход для выхода немецких войск. Тем самым города не подвергались разрушительным бомбардировкам и штурмам.

 

Велика роль 1го Украинского фронта в окружении с юго-востока Берлина, приведшего к его падению. Именно войска 1-го Украинского фронта 25 апреля встретились на Эльбе недалеко от немецкого города Торгау с войсками 1-ой армии США. Можно предположить, что Сталин, не желая возвеличивания Украинского фронта в освобождении Берлина, повернул его войска на юг, на Прагу.

 

Нельзя не вспомнить еще одного великого украинца, человека исключительной храбрости, лейтенанта Береста Алексея Прокопьевича. Берест родился в 1921 году в с.Горяйстовка Ахтырского района Сумской области. С 1939 года добровольцем пошел в армию. Участвовал в Финской войне, в Великой отечественной войне прошел путь от рядового до офицера. В 1945 году в качестве заместителя командира батальона по политчасти 150 стрелковой дивизий участвовал в сражениях за Берлин. Лично возглавлял группу по захвату дома Гитлера, а оттуда уже участвовал в штурме Рейхстага. В ночь на 1 мая, он возглавлял группу по водружению знамени Победы над рейхстагом. Берест обладал высоким ростом, по-богатырски был сложен. Именно на его плечах Егоров и Кантария поднялись на крышу рейхстага. Он первым вышел наружу, а уже потом направил туда водружать знамя Егорова и Кантарию. Затем вместе с командиром батальона Неустроевым вел переговоры с гитлеровцами, защищавшими рейхстаг от капитуляции. Он достойно выполнил и эту миссию. Враг капитулировал. Из списка представленных на звание Героя его якобы вычеркнул сам Жуков, которому не понравилась его должность- замполит. У Жукова к этому институту офицеров было свое отношение.

 

Несправедливость, допущенная в отношении него, еще долгое время не давала покоя Бересту. Под надуманным предлогом в отношении него возбуждалось уголовное дело. А когда во время допроса Берест сгреб в охапку следователя и вместе со стулом выкинул его в окно со второго этажа, его осудили на четыре года. Только фронтовики однополчане освободили его из лагеря. Погиб Берест тоже по-геройски в Ростове в 1970 году, спасая из-под поезда девочку на железнодорожном переезде. Он ее выпихнул, а сам попал под поезд.

 

В 2005 году указом президента Украины Бересту А.П. было присвоено звание Героя Украины. Удостоверение и звезду Героя вручили дочери Береста Ирине.

 

К дню Победы… Берлин- ЗГВ «Война умов»Проходя службу в Группе советских войск в Германии, в последующем ЗГВ, мы наиболее близко были связаны с теми историческими событиями. Памятники советским воинам-освободителям в Трептовпарке и Тиргартене до сих пор в нашей памяти. В Трептовпарке (восточный Берлин) проходили все важные политические и военные мероприятия Берлинского гарнизона, вплоть до принятия присяги, а памятник в Тиргартене (западный Берлин) был нашим почетным объектом охраны. Посетив несколько лет назад Берлин и побывав в Трептовпарке, я с радостным удивлением увидел, что у памятника лежат свежие цветы. Значит немцы помнят о своих освободителях.

 

Уже прошло более 20 лет после объединения Германии и вывода западной группы войск, поэтому в памяти стираются некоторые подробности тех событий, но яркие сюжеты еще остаются наглядными, как будто это произошло только вчера.

В Германии я проходил службу начальником военной контрразведки сначала Потсдамского гарнизона, а затем начальником контрразведки спец частей западной группы войск или как было приятно называть Берлинский гарнизон (особый отдел КГБ СССР Армии). Оба очень острые участки. В Потсдаме приходилось постоянно вести борьбу с военными миссиями связи войск США, Великобритании и Франции. Их разведывательная активность наблюдалась по всей территории Западной группы войск.

 

Но здесь в Потсдаме, где располагалась их штаб-квартиры, эта активность была особенной. Поэтому вместе со спецподразделением управления ВКР по ЗГВ, которое координировало всю работу по противодействию разведакциям военных миссий, мы продумывали и осуществляли многочисленные хитроумные мероприятия и ловушки, чтобы захватить с поличным разведэкипажи миссий. Иногда это удавалось. И тогда можно было выступать с официальными протестами. В составе войск Потсдамского гарнизона входили части мощной артиллерийской дивизии, которые были объектами устремлений всех западных спецслужб. А сам Потсдам с его знаменитым парком Сан-Суси, другими местами, активно посещаемые западными туристами, был ареной постоянных вербовочных акций разведок. Именно здесь, на встрече с контактным лицом, был захвачен и арестован сотрудник одного нашего подразделения. Его затем быстро вывезли в Западный Берлин, где он несколько месяцев находился в тюрьме.

 

Мне лично было поручено Москвой доложить министру иностранных дел Геншеру и вручить письменную просьбу об освобождении этого сотрудника. Нужно отдать должное, Геншер пошел навстречу и через несколько дней после оформления соответствующих процедур, его передали нам. Поэтому задача выявления вербовочных подходов разведок противника была очень актуальной.

 

В районе дислокации одной из частей артиллерийской дивизии нами были получены оперативные данные о проявлении интереса к советским военнослужащим двух иностранцев. Выяснилось, что они пытаются склонить военнослужащих к выдаче сведений или изделий секретного характера. Проведенным комплексом мероприятий, в том числе с использованием наружного наблюдения, были получены фотографии иностранцев. Выяснилось, что они появились в окружении и других гарнизонов ЗГВ. Эти материалы легли в основание на проведение уникальной операции по захвату с поличным иностранных разведчиков на территории жилого городка одной из воинских частей. Операция была подготовлена и проведена совместно с управлением особых отделов КГБ по ЗГВ. Она была настолько неожиданной для противника, что при них были обнаружены и изъяты документы, подтверждающие их принадлежность к БНД и военной разведке ФРГ. В портфеле сотрудника БНД находился план проведения встречи с советским военнослужащим, расходные ведомости, деньги, 60 тысяч дойч марок и другие документы, неоспоримо свидетельствующие о их противоправной деятельности на территории советского воинского гарнизона. Все это послужило основанием для заявления официального протеста властям ФРГ. Операция по захвату с поличным резко снизила активность разведывательной деятельности западных спецслужб против выводящихся советских войск.

 

Острой и сложной была обстановка в Берлинском гарнизоне. Здесь несколько оперативно обслуживаемых объектов находились непосредственно в Западном Берлине. Прежде всего, это тюрьма Шпандау, в Британском секторе Западного Берлина. Единственным заключенным этой знаменитой тюрьмы был Рудольф Гесс, бывший соратник Гитлера, второй член нацисткой партии, перелетевший в Шотландию 10 мая 1941 года для установления и налаживания контакта с британцами. Ранее в тюрьме находилось 7 арестованных. В 1946 году по решению Нюрнбергского трибунала он был осужден на пожизненное заключение и помещен в Шпандау. Его охраняли помесячно военные караулы США, Британии, Франции и Советского Союза.

Для военной контрразведки это было одним из ответственных и сложнейших заданий. Оно требовало тщательной подготовки личного состава и постоянного контроля. Мне приходилось лично участвовать во всех подготовительных мероприятиях, периодически выезжать на место несения службы нашего караула. Следует отметить, что за последний период мы смогли с честью выполнить эту миссию. Не было совершенно ни одного компрометирующего нашу сторону происшествия. Хотя ранее факты предательства имели место. Даже в начале 80-х годов бежал на запад офицер 20 армии Мягков, сопровождавший караул во время выезда в Западный Берлин.

 

Знаменитый же заключенный Шпандау Рудольф Гесс 17 августа 1987 года был обнаружен британским караулом мертвым в беседке на территории тюрьмы с телефонным проводом на шее. Официально было сделано заключение о самоубийстве. Хотя сделать это 93 летный старик с ограниченными физическими возможностями вряд ли мог. Он с трудом брился, ему трудно было что-либо держать в руках. В тюрьме он вел себя спокойно, уравновешенно. Поднимался в 6 утра, приводил себя в порядок, выходил на улицу, пил кофе. Кстати очень много читал газет. После завтрака садился писать свои мемуары. Часто писал жалобы администрации тюрьмы и в вышестоящие инстанции.

 

Личность Гесса до сих пор является загадочной. Из всех опубликованных материалов не ясно, был ли его перелет в Шотландию его личной инициативой или это было согласовано с Гитлером. Более убедительной выглядит вторая версия. Они были очень близки друг к другу. Во время совместного заключения в тюрьме после «пивного путча» в ноябре 1923 года Гесс оказывал помощь Гитлеру в работе над книгой «Майн Кампф». С этого времени началась их совместная дружба. После прихода нацистов к власти в 1933 году Рудольф Гесс стал в третьем Рейхе главой партийного аппарата, и он был провозглашен заместителем фюрера, других таких у Гитлера не было.

 

В период подготовки к войне с Советским Союзом Гесс, вероятно, предложил Гитлеру план, как избежать гибельной войны на два фронта и заключить мир с Англией. По этому плану он прибудет в Англию лично и от собственного имени конфиденциально сделает предложение о разделе сфер влияния в мире. В случае Гитлер и Германия окажутся ни при чем, так как Гесс действовал от себя, он предатель и душевно больной. Так в принципе все и произошло.

 

Когда в ходе Нюрнбергского трибунала Гесс пытался рассказать об известных ему обстоятельствах начала второй мировой войны, британский судья Джефри Лоуренс прервал его словами: «Суду это не интересно!» при последнем свидании с сыном, который очень активно добивался освобождения отца, Рудольф Гесс сказал ему: «Если русские согласятся меня выпустить меня убьют». Видимо, не хотели на западе раскрывать все подробности истории связанной с Гессом.

 

Другими объектами повышенного внимания военной контрразведки в западном Берлине были Союзнический контрольный совет- орган верховной власти в оккупированной Германии, а также Межсоюзническая комендатура и Единый центр безопасности полетов. Западные разведки вели постоянное изучение советских военнослужащих, оценивали их вербовочную уязвимость, закладывали перспективу для дальнейших вербовочных акций. Как только мы давали задание своим источникам подыгрывать в развитии контактов с иностранцами, они сразу пытались закреплять отношения путем подарков, предложений о денежном помощи, проведении неформальных встреч в Берлине и других населенных пунктах. В общении с оперативным сотрудником, оперативно обслуживающим эти объекты, приходилось очень тщательно разбирать наши действия, учитывать тонкости психологии возникающих контактов, чтобы вовремя вскрывать вербовочные устремления спецслужб и выявлять их интерес к ЗГВ.

 

Нельзя не отметить еще один острый участок Берлинского гарнизона. Это КПП «Чарли», через которое посещали восточный Берлин военнослужащие Американского, Британского и Французского секторов, а западный Берлин проходили советские офицеры. Обеспечивали службу КПП наши военнослужащие, от которых требовалось постоянная бдительность, готовность к пресечению возможности провокаций. Здесь нам даже приходилось сталкиваться с нынешним госсекретарем США Майклом Помпео, который в тот период служил офицером кавалерии бронетанковой дивизии, патрулировавшей Берлинскую стену до ее падения.

 

Во время службы в Германии, особенно после объединения, напряженность оперативной работы военной контрразведки была очень высокой. Порой приходилось принимать нестандартные решения для обеспечения безопасности наших объектов.

Помнится, сбежал однажды военнослужащий спецподразделения ЗГВ. Удалось, через оперативные возможности, выяснить, что он находиться в лагере под Нюрнбергом. Пришлось рискнуть и маршрутизировать туда двух военнослужащих спортивной роты, предварительно мы их хорошо подготовили. Они смогли добраться туда на приобретенном в аренду автомобиле, выманить преступника под благовидным предлогом и доставить его к месту службы. Эти военнослужащие еще не раз выручали в сложных ситуациях.

 

Острой стояла и борьба со шпионажем. В моей практике есть реальный результат разоблачения агента, завербованного БНД через выходца из числа советских граждан. Он проходил службу на кодоточке и имел доступ к совершенно секретным материалам. Сложным оперативно-техническим мероприятием нам удалось зафиксировать факт снятия им копии шифровального ключа. В результате он был схвачен с поличным и в последующем осужден за шпионаж. Затем был задержан и вербовщик арестованного агента и переправлен в Советский Союз. В разоблачении шпионской акции одну из главных ролей сыграл опытный негласный помощник, который лично зафиксировал факт снятия копии шифровального ключа разрабатываемым.

 

К дню Победы… Берлин- ЗГВ «Война умов»В Германии прошли практику многие оперативные сотрудники из Украины. Но по возвращению домой в Украину многие из них не нашли своего признания, вынуждены были уволиться и искать себя на другом попроще. А жаль, это были истинные профессионалы. Они могли стать основой новой военной контрразведки. Необходимость в ней ощущалась именно сейчас. Вспоминая о славных делах военной контрразведки в последние годы пребывания советских войск в Германии, прихожу к объективному выводу, что многие успехи были достигнуты благодаря выходцам из Украины и тем, кто продолжал службу в органах военной контрразведки Украины после вывода из Германии. Необходимо добрым словом вспомнить вклад в дело укрепления безопасности Украины таких моих сослужицев по ЗГВ как Алексашин Г.Г., Акименко А.И., Микитюк В.И., Телегин Г.И., Федорук Н.Г., Сидоркин В.А. в Киеве, Шаталов В.П., Колесников А.Г., Хотин И.И. в Одессе, Седлецкий Г.Я., во Львове, Лисов А.И., в Харькове и других. Это цвет сотрудников госбезопасности.

 

Хочу коротко остановиться на Акименко Алексее Ивановиче. Он прошел хорошую школу, воспитал и подготовил много сотрудников органов безопасности. Длительный период времени работал во 2м подразделении военной контрразведке, принимал участие и лично руководил контрразведывательными операциями по борьбе со шпионажем. Под его руководством было немало реализовано дел оперативной разработки путем ареста подозреваемых. Он и сейчас мог бы принести пользу Украине в борьбе за безопасность своей страны.

 

Я всіх Вас люблю а найбільше люблю Україну, напевно у цьому найважча провина моя!

В.Ф. Зарубенко

 

Генерал-лейтенант, заслужений юрист Украины

Член спілки журналістів України.

КОМЕНТАРІ (1)
Рембодупенко 9 квітня 2019 12:46
Треба було тiкати до нашiх захiдних партнерiв. Тепер були б Героi Украiни. Героям, що тiкали з лав Червоноi Армii, ховався по лicах, вбивав голiв колгоспiв, мiлiцiонерiв, пiонерiв, комсомольцiв, коммуняк, лiкарiв, усiм тим, хто не хотiв мирного життя у Союзi - слава!
          1