Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Накопительное надувательство

Накопительное надувательство

Категорія: Економіка, Суспільство
Накопительное надувательство «Жить на пенсии было бы замечательно, если бы знать, как тратить время, не тратя денег». Этот афоризм как нельзя лучше отображает положение украинских пенсионеров, многие из которых живут на минимальное обеспечение. А это на 2019 год с учетом перерасчета 1669 гривен.
 

Прожить на такую сумму на фоне растущей инфляции, постоянно повышающихся цен на продукты и коммунальные услуги – задача не из легких. Правительство планирует в этом году провести очередную индексацию пенсий. Только насколько это повышение поможет пенсионерам, остается загадкой, так как с каждым днем жить становится все дороже.

 

В долгий ящик

В прошлом году министр социальной политики Андрей Рева заявил о внедрении второго уровня пенсионной реформы – накопительного. Планировалось, что новшество вступит в силу с 1 января 2019-го, но по определенным причинам оно, как и многие другие законопроекты, «зависло».

 

Ныне действующая классическая пенсионная система имеет три уровня:

– солидарный, при котором все пенсионные отчисления трудоспособной группы населения поступают в пенсионный фонд (ПФУ), а после уже выплачиваются получателям;

– накопительный предусматривает общеобязательный ежемесячный взнос в размере от 2% с постепенным увеличением до 10% от официальных доходов будущих пенсионеров в некий накопительный фонд (НФ), либо деньги отчисляются в негосударственные пенсионные фонды (НПФ);

– добровольное пенсионное накопление. В этом случае пенсионные средства будут аккумулироваться на персональном счету бенефициара.

 

На сегодняшний день в Украине функционируют два уровня системы – первый и третий. Если все-таки в Минсоцполитики «созреют», заработает и второй, но пока это всего лишь планы.

 

Фондовый рынок – как панацея?

Чтобы эта модель пенсионной реформы полноценно заработала, в Украине необходимо создать цивилизованный фондовый рынок, принять закон о государственном долге и ипотеке, утвердить документы, регулирующие деятельность инвестиционных компаний и негосударственных пенсионных фондов, а также навести порядок в налоговом законодательстве. Чтобы впоследствии у людей была гарантия, что к моменту выхода на заслуженный отдых с накоплениями ничего не случится.

Решение этой проблемы специалисты видят в инвестировании накопительных средств одновременно в несколько финансовых компаний – как страховку от потери средств. В случае банкротства одной из них деньги, предназначенные для пенсионных выплат, сохранятся на счетах других. В развитых странах такая процедура – обычное дело, но не в Украине.

 

Начальник управления информационных систем и электронных ресурсов Главного управления Пенсионного фонда Украины в Запорожской области Татьяна Потапова отмечает, что наша страна ни законодательно, ни экономически к такому прогрессивному шагу пока не готова.

 

– В законе Украины №1058 «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» прописано дополнение о внедрении накопительной системы. Я думаю, что у нас не все еще к этому готовы. Она предусматривает удержание определенной суммы в виде страхового взноса с каждого работоспособного лица возрастом до 50 лет. Люди постарше смогут участвовать в этой накопительной программе на добровольных началах. Плюс эти средства должны сберегаться на личных счетах клиента, и не просто лежать мертвым грузом, а инвестироваться и приносить прибыль. Для этого и нужно создавать накопительный фонд. Поэтому тут проблемы не столько технического характера, сколько законодательного и экономического, – считает Татьяна Викторовна.

 

По ее словам, молодые люди, которым сейчас около 30-ти лет, оформив накопительный капитал, выйдут на пенсию не ранее, чем через те же тридцать лет. При планировании на столь длительный период всегда существуют риски, прежде всего экономические.

 

–По мнению многих экспертов, спрогнозировать уровень инфляции в Украине на десятилетия вперед весьма не просто. Ведь даже при устойчивой экономике потребуется выбрать четкие механизмы получения дивидендов с каждой вложенной гривны через десятки лет. На сегодня, к сожалению, обеспечить и гарантировать эффективные инвестиционные проекты никто не готов. Поэтому практическое воплощение в жизнь накопительной системы сталкивается с вполне понятными трудностями. Трехуровневая система пенсионного страхования была предусмотрена еще в 2003 году, когда принимался этот законопроект. Но пока ощутимого продвижения в его реализации не наблюдается, – говорит Татьяна Потапова.

 

Польша спит спокойно

В соседней Польше, куда сегодня наши граждане массово устремляются на заработки, пенсионная система была реформирована еще в 1999 году. Там люди, родившиеся после 1968 года, в обязательном порядке должны были перейти на накопительную систему. Остальным предоставлялось право сделать выбор по своему усмотрению: либо остаться в солидарной, либо присоединиться к новой. На 2003-й год в Польше уже было 16 пенсионных фондов с капиталом в 45,44 млрд злотых, большая часть средств была вложена в гособлигации, обеспечивая прибыльность ПФ благодаря участию в торгах на рынке ценных бумаг. Вкладывать же средства в украинские облигации означает попрощаться с деньгами навсегда. Возможно, по этой причине пенсионное реформирование снова и снова откладывается на неопределенный срок...

 

Андрей ЖУРАВЛЕВ

 

Источник Позиция