Почему воскресенье Вербное и зачем святят вербу?Категорія: Головне, Суспільство
С
Вербного воскресенья, 21 апреля, для части христиан начинается
Страстная неделя - последняя перед Пасхой. Что празднуют в этот день,
зачем святят вербу (и только ее) и еще традиции сопровождают этот
праздник? Попробуем разобраться.
По Евангелическим описаниями, в этот день состоялся вход Иисуса Христа в Иерусалим. Он въезжал в город верхом на осле, а люди, приветствуя его, как царя, устилали ему путь пальмовыми ветвями. Именно поэтому во многих странах мира Вербное воскресенье называют Пальмовым (в частности в Великобритании, Италии и Нидерландах).
В Италии, например, пальмовые ветви заменяются оливковыми, символизирующими мир. В соседней Словении иногда также святят оливки, ель и лавр. В некоторых регионах Хорватии используют кизил, а в Чехии - орешник. Однако самым распространенным деревом, которое заменяет пальму на славянских территориях, конечно, стала ива, откуда и главное название этого праздника - Вербное воскресенье. В отдельных регионах Украины этот день называется Вербницей. Этот праздник связывают с восстановлением сил природы после продолжительной зимы. Вероятно потому славянский выбор пал на иву. Первые котики могут распускаться уже в феврале, становясь предвестниками весны. Кроме того, ива быстро растет, легко размножается и мгновенно приживается. Поэтому в традиционной культуре молодая ива, тем больше освящена, имела большую защитную силу. Зато верили, что в сухом растении скрывается всякая нечисть. Опасались иву и потому, что она не дает плодов и не тени. А для носителя традиционного мировоззрения такие признаки воспринимались как близость к загробной жизни. На польских и украинских территориях бытовала легенда, что ива - нечистое дерево, из которой сделали гвозди для креста, на котором распяли Иисуса. Якобы из-за этого ее наказали бесплодием, трухлявостью и кривым стволом. Восточные славяне верили, что черт прячется в иве с Крещения до Вербного воскресенья. Как только освящаются ее ветви, нечисть убегает в воду. В этот день было распространено ритуальное избиение ветвями. Люди, возвращаясь с утренней службы в церкви, несли с собой иву и били ею тех, кто остался дома. При этом приговаривали: Не я бью, верба бьет, Через неделю Пасха; Любой большой, как ива, А здоровый, как вода, А богатый, как земля. Считалось, что ритуальное избиение помогает оставаться активными, то есть живыми и здоровыми. В Донецкой области и в Запорожье бытовала поговорка: "Верба бьет, не я бью". Верили, что ива - действенный антидот от болезней. Поэтому в некоторых регионах ритуальное избиение начиналось с тех, кто проспал службу (то есть имел мало жизненных сил, чтобы пойти на нее). Взрослые били детей, чтобы те хорошо росли и не болели. При этом говорили: "Расти, как ива, будь здоров, как вода". Эти веточки также клали в купель младенцев для защиты. С этой же целью на Вербное воскресенье хозяева обходили скот и ульи, хлопая их освященными розгами. После этого освященную иву могли сажать в огороде, в поле, в саду или где-то на улице, чтобы уберечь урожай. Часто иву оставляли в хлеву, чтобы скот не терялся и не болел. На Львовщине ветки вербы называли гуся гусята: вероятно, из-за цвета. Придя из церкви, люди также шли к скоту и били ее розгами, чтобы он не болела. Гусята сохранялись в течение года для защиты от грома. Когда шел сильный ливень, посвященную иву клали на подоконник. В большинстве регионов ветви клали к иконе, чтобы уберечься от молнии. От грома, града и боли в горле В метеорологическую магическую освященной вербы верили по всей территории Украины. Например, на Киевщине и Черниговщине говорили, что она может останавливать град. В Карпатах во время грозы брали освященное ветви, ломали его и сжигали в печке, чтобы дым отвел грозу, а черт не прятался в дымоходе. Почему же иву считали хорошим оберегом именно от ударов молнии? Носители традиционного сознания во время пожара часто обращались за помощью к умершим предкам или к тем, кто условно находился на границе между мирами. Например, беременные, потому что считалось, что они двудушными, близнецы (напротив имели одну душу на двоих), люди с психическими расстройствами (сумасшедшие, чьи обращения Бог должен услышать быстрее) и др. Кроме того, только посвященную иву ели, если начинало болеть горло. В общем обычай есть почки ивы, "чтобы горло не болело", известный не только украинцам, но и белорусам и россиянам из близлежащих регионов. В некоторых частях Полесья верили, что поедание почек убережет от зубной боли и лихорадки. Существуют и другие интересные традиции, касающиеся ивы: на Волыни прошлогоднюю освященную веточку не выбрасывают, а сжигают в печи, чтобы кулич не сгорел; на Закарпатье красивую новую шутьку выкладывают на поясе, чтобы и была рыхлой; на Житомирщине отваром из освященной вербы мыли голову. Последняя неделя выдалась не из теплых, и эту закономерность наши предки обратили внимание уже давно. На Полесье говорили: "Пришел Вербич - кожуха одолжи" или "Вербич - кожуха на плечи тербич", потому что в это время обычно идут похолодание, дожди и сильные ветры. Такую примету знали и в Донецкой области. Здесь говорили, что Вербич дует. |
Автор: administrator
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.