Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Почему воскресенье Вербное и зачем святят вербу?

Почему воскресенье Вербное и зачем святят вербу?

Категорія: Головне, Суспільство
Почему воскресенье Вербное и зачем святят вербу? С Вербного воскресенья, 21 апреля, для части христиан начинается Страстная неделя - последняя перед Пасхой. Что празднуют в этот день, зачем святят вербу (и только ее) и еще традиции сопровождают этот праздник? Попробуем разобраться.
 
По Евангелическим описаниями, в этот день состоялся вход Иисуса Христа в Иерусалим. Он въезжал в город верхом на осле, а люди, приветствуя его, как царя, устилали ему путь пальмовыми ветвями. Именно поэтому во многих странах мира Вербное воскресенье называют Пальмовым (в частности в Великобритании, Италии и Нидерландах).

В Италии, например, пальмовые ветви заменяются оливковыми, символизирующими мир.

В соседней Словении иногда также святят оливки, ель и лавр.

В некоторых регионах Хорватии используют кизил, а в Чехии - орешник.

Однако самым распространенным деревом, которое заменяет пальму на славянских территориях, конечно, стала ива, откуда и главное название этого праздника - Вербное воскресенье.

В отдельных регионах Украины этот день называется Вербницей.

Этот праздник связывают с восстановлением сил природы после продолжительной зимы. Вероятно потому славянский выбор пал на иву. Первые котики могут распускаться уже в феврале, становясь предвестниками весны.

Кроме того, ива быстро растет, легко размножается и мгновенно приживается. Поэтому в традиционной культуре молодая ива, тем больше освящена, имела большую защитную силу.

Зато верили, что в сухом растении скрывается всякая нечисть. Опасались иву и потому, что она не дает плодов и не тени. А для носителя традиционного мировоззрения такие признаки воспринимались как близость к загробной жизни.

На польских и украинских территориях бытовала легенда, что ива - нечистое дерево, из которой сделали гвозди для креста, на котором распяли Иисуса. Якобы из-за этого ее наказали бесплодием, трухлявостью и кривым стволом.

Восточные славяне верили, что черт прячется в иве с Крещения до Вербного воскресенья. Как только освящаются ее ветви, нечисть убегает в воду.

В этот день было распространено ритуальное избиение ветвями. Люди, возвращаясь с утренней службы в церкви, несли с собой иву и били ею тех, кто остался дома. При этом приговаривали:

Не я бью, верба бьет,

Через неделю Пасха;

Любой большой, как ива,

А здоровый, как вода,

А богатый, как земля.


Считалось, что ритуальное избиение помогает оставаться активными, то есть живыми и здоровыми.

В Донецкой области и в Запорожье бытовала поговорка: "Верба бьет, не я бью".

Верили, что ива - действенный антидот от болезней. Поэтому в некоторых регионах ритуальное избиение начиналось с тех, кто проспал службу (то есть имел мало жизненных сил, чтобы пойти на нее).

Взрослые били детей, чтобы те хорошо росли и не болели. При этом говорили: "Расти, как ива, будь здоров, как вода".

Эти веточки также клали в купель младенцев для защиты. С этой же целью на Вербное воскресенье хозяева обходили скот и ульи, хлопая их освященными розгами.

После этого освященную иву могли сажать в огороде, в поле, в саду или где-то на улице, чтобы уберечь урожай. Часто иву оставляли в хлеву, чтобы скот не терялся и не болел.

На Львовщине ветки вербы называли гуся гусята: вероятно, из-за цвета. Придя из церкви, люди также шли к скоту и били ее розгами, чтобы он не болела.

Гусята сохранялись в течение года для защиты от грома. Когда шел сильный ливень, посвященную иву клали на подоконник. В большинстве регионов ветви клали к иконе, чтобы уберечься от молнии.

От грома, града и боли в горле
В метеорологическую магическую освященной вербы верили по всей территории Украины. Например, на Киевщине и Черниговщине говорили, что она может останавливать град.

В Карпатах во время грозы брали освященное ветви, ломали его и сжигали в печке, чтобы дым отвел грозу, а черт не прятался в дымоходе.

Почему же иву считали хорошим оберегом именно от ударов молнии?
Носители традиционного сознания во время пожара часто обращались за помощью к умершим предкам или к тем, кто условно находился на границе между мирами. Например, беременные, потому что считалось, что они двудушными, близнецы (напротив имели одну душу на двоих), люди с психическими расстройствами (сумасшедшие, чьи обращения Бог должен услышать быстрее) и др.

Кроме того, только посвященную иву ели, если начинало болеть горло. В общем обычай есть почки ивы, "чтобы горло не болело", известный не только украинцам, но и белорусам и россиянам из близлежащих регионов. В некоторых частях Полесья верили, что поедание почек убережет от зубной боли и лихорадки.

Существуют и другие интересные традиции, касающиеся ивы:
на Волыни прошлогоднюю освященную веточку не выбрасывают, а сжигают в печи, чтобы кулич не сгорел;
на Закарпатье красивую новую шутьку выкладывают на поясе, чтобы и была рыхлой;
на Житомирщине отваром из освященной вербы мыли голову.

Последняя неделя выдалась не из теплых, и эту закономерность наши предки обратили внимание уже давно. На Полесье говорили: "Пришел Вербич - кожуха одолжи" или "Вербич - кожуха на плечи тербич", потому что в это время обычно идут похолодание, дожди и сильные ветры. Такую примету знали и в Донецкой области. Здесь говорили, что Вербич дует.