Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Пасха: зачем мы красим яйца и печем паски?

Пасха: зачем мы красим яйца и печем паски?

Категорія: Головне, Культура
Пасха: зачем мы красим яйца и печем паски? В это воскресенье часть христиан будет отмечать один из главных праздников в году - Пасху, который имеет много обычаев, часто дохристианского происхождения. Самыми популярными из них есть традиция выпекания пасок и окраска яиц. Почему же мы каждый год это делаем?
 

Легенды о Марии

В регионах были распространены различные легенды, которые рассказывают, когда начали красить яйца к Пасхе. Вот некоторые из них.

Согласно первой легенде, которая упоминается в греческих рукописях Х века, Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию с известием о воскресении Христа и подала ему яйца в качестве подарка. Император не поверил, что Иисус воскрес, и сказал: "Скорее это яйцо станет красным, чем будет возможным воскрешение из мертвых". И здесь у всех на глазах яйцо покраснело.

Еще одна легенда из Гуцульщины, записанная Иваном Франко, рассказывает, что когда Иисуса схватили, Мария хотела уговорить Пилата отпустить его. Она всю ночь делала писанки и крашенки, чтобы сделать ему подношения. Утром понесла их в корзине Пилату, прося, чтобы он помиловал ее сына.

Однако Пилат ответил, что теперь все зря, потому что его уже убили. Услышав это, Мария лишилась чувств, а писанки покатились по всему миру.

На Подолье, Харьковщине и Закарпатье бытовала легенда, в которой один бедняк шел в Иерусалим продавать яйца.

По дороге он встретил Иисуса, который, падая, нес свой крест на Голгофу. Бедняк бросил все и побежал помогать Христу. Доведя его до места казни, он вернулся за сумкой и увидел, что все яйца в ней были окрашены.

На Полтавщине рассказывали, что Дева Мария сама расписывала писанки, когда Иисус был еще маленьким, чтобы порадовать его этими игрушками.

Исследователи сходятся во мнении, что христианская церковь усвоила значительно более давнюю традицию использования крашеных яиц, ведь огромное количество мифов из Азии до Америки рассказывает о рождении мира или появление первых существ из яйца.

Раскрашенные яйца задолго до прихода христианства использовали в весенних обрядах персы, египтяне, римляне, греки и другие европейские народы.
 

Наклейки и декупаж

Традиционно пасхальные яйца красили и расписывали, выцарапывали или даже накалывали на них рисунок, откуда и характерные названия - яйца, писанки, дряпанки и крапанки.

Кроме этого, их обматывали цветными нитками, а потом варили, чтобы получить необычный орнамент, а также наклеивали бумажные картинки. Поэтому традиция декупажа яиц или наклеивания на них наклеек не так и нова.
 

Откуда взялись цвета?

Относительно цветов, то основным был красный, потому что он ассоциировался с кровью Иисуса Христа.

Его получали из химических красителей - фуксина - и из натуральных: шелуха лука или червецов. Их другое название - кошениль. Это насекомые, которых использовали для окрашивания нитей и тканей в красный; откуда пошло название месяца июнь. Для желтого цвета принимали яблоневую кору или прошлогоднюю траву свербель (свербило).

Чтобы получить синие яйца, их варили с подснежниками или добавляли сандал. Кроме этого, яйца красили и с помощью сушеных ягод черной бузины и черники, коры с черноклена, листья крапивы и различных приправ.

В темные (синий, черный) цвета яйца красили для поминальных дней или если в семье кто-то умер в течение этого года. Иногда в таких случаях вообще не красили яиц.

Яйца активно используются на пасхальных поминках. К тому же, обычай биться яйцами, который всем нам так хорошо знаком, у восточных славян часто воспроизводился также на могилах предков.
 

Пасхальные яйца как защита

Первое яйцо сохраняли как оберег от пожара. Верили, что если перекинуть его через огонь, пожар утихнет.

Скорлупой посвященных яиц подкуривали больного человека или животное. Ее давали курам, чтобы лучше неслись, и скоту, чтобы был здоров.

Иван Франко писал, что в его родном селе Нагуевичи освященные яйца хранят в теплом месте в течение нескольких недель.

Большинство пропадает, но попадаются такие, что в скорлупе высыхают и "творят так называемое стекло". Этим "стеклом" лечат бельма у скота и людей: "надо только ножом наскрести того стекла и этой мукой посыпать глаз".

Пасхальные яйца и куличи клали на ульи на пасеках; на Юрия гладили скотину, чтобы была гладкая и здоровая; умывались водой с пасхальными яйцами - на красоту и богатство.

Под влиянием Австро-Венгрии в Западной Украине прижился образ пасхального зайца, который приносит пасхальные яйца. Там бытовала игра, когда дети ищут яйца, скрытые ним или петухом.

Почему пекут паски?

Вторым главным атрибутом Пасхи является паски. В христианстве она символизирует незримое присутствие Иисуса.

Церковный хлеб цилиндрической формы, который выпекается в церкви в канун Пасхи, называется артос ("квасной хлеб"). Выпечки домашнего кулича - это продолжение этой церковной традиции.

С другой стороны, бесспорно, дохристианская символика, связанная с пробуждением весны, до сих пор прослеживается в оформлении пасок.

Так, в Украине паски выпекали в основном из пшеничной муки и украшали вылепленными из теста цветками, шишками, птичками и крестами. Паски старались печь или в четверг, или в субботу. Однако на Слобожанщине раньше можно было услышать, что и в Страстную пятницу их печь не грех.

К вечеру замешивали опару (в основном на молоке), а утром добавляли муки и яиц. Иногда яйца тоже готовили с вечера: тогда они давали желтее цвет тесту.

В рецептах начала ХХ века добавляют белый и желтый имбирь, а также настойки на шафране.

Процесс приготовления считался сакральным. Нередко хозяйки выгоняли всех из дома, чтобы никто не кричал во время замешивания и поднятия теста. Посадив хлеб в печь, женщины подпрыгивали, чтобы пасха была выше, а также старались не садиться - чтобы тесто не осело. Иногда для того, чтобы вытащить удачную паску, приходилось разбирать печь.

Паски воспринимали как проекцию человека. Известны гадания, когда после того, как паска сошла, предсказывали жизни семьи. Говорили, что если паска упала, то это символизировало сильную болезнь или смерть кого-то из семьи.

Крошки паски закапывали в огороде или в поле для лучшего урожая или отдавали животным. Выбрасывать их, как и скорлупы, было запрещено.

Пасха и сейчас остается одним из главных традиционных праздников.

И, хотя, кое-кому не нравятся эксперименты с рецептами пасок, или наклейками на яйца, таких изменений бояться не стоит - традиции менялись и осовременивались всегда, главное, чтобы было понимание самого праздника.