Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Железные дороги Японии глазами простого украинца

Железные дороги Японии глазами простого украинца

Категория: Общество, Мир
Железные дороги Японии глазами простого украинца Представляю вашему вниманию некоторые мысли о японских железных дорогах, пришедшие в голову простому украинцу во время перемещений по Стране Восходящего Солнца.
 

Железные дороги в целом

Железные дороги Японии глазами простого украинцаЖелезные дороги пронизывают Японию. Они вездесущи, как преступление, и неотвратимы, как наказание. Они - такая же неотъемлимая часть японского пейзажа, как гора Фудзи. Все японские ж.д. находятся в частном ведении. В 1987 году государственная компания JNR была разделена на 7, ставших частными - JR Hokkaido, JR East, JR Central, JR West, JR Kyushu, JR Shikoku и JR Freight, не имеющую своих путей. Тем не менее и на японских, и на неяпонских картах в легендах упорно фигурируют "JR" и "private railways". Сила привычки? Дань традиции?

Железные дороги Японии глазами простого украинцаКолея большинства встретившихся мне ж.д. - 1067 мм (как на Сахалине; точнее, на Сахалине - как в Японии). Некоторые частные дороги имеют колею 1372 мм. Существенное исключение - система "Синкансэн", использующая европейскую колею 1435 мм. Вообще, "Синкансэн" ("поезд-пуля") - это отдельное царство. Оно покоится либо на эстакадах, либо на поверхности, но отгороженное от внешнего мира метровыми изгородями. Там свои билеты, свои станции, свои правила техники безопасности. "Синкансэн" эксплуатируют три компании - JR Central, JR West и JR East.

Большинство японских ж.д. электрифицированы. По крайней мере, мне не удалось увидеть ни одной неэлектрифицированной ветки. Тепловозы используются на маневровой работе.
 
Да, кстати: все железные дороги - левосторонние!

Пассажирские поезда в Японии можно разделить на четыре категории: местные электрички (local), электрички-экспрессы (rapid), поезда дальнего следования и сверхскоростные поезда "Синкансэн". (подчеркну, что это не официальная классификация!) Про поезда дальнего следования ничего узнать не удалось, поскольку они не популярны.

Железнодорожные станции Японии отгорожены от внешнего мира и от станций железных дорог других компаний воротами. Для входа на станцию нужно купить билет - либо до станции назначения, либо до любой другой станции (в последнем случае при выходе, возможно, придется доплатить!) На любой станции можно купить билет до ЛЮБОЙ другой станции данной ж.д. компании, а на станциях "private railways" - еще и билет до многих соседних станций JR (но не наоборот!).
 
Для проезда на "синкансэне" требуется второй билет (для входа на территорию "синкансэнового" царства и для выходя с нее). Билеты продаются как в автоматах, так и кассирами, как правило, ни бельмеса не понимающими по-английски. Над автоматами висит схема "местной" зоны с указанием стоимости проезда (местная - это, например, от Киото до Химедзи [Himeji], около 200 км в диаметре). Стоимость проезда в оба конца в точности равна удвоенной стоимости проезда в одну сторону, стоимость детского билета - половине стоимости взрослого.
 
Существуют также проездные билеты на месяц и на полгода. Можно купить карточку на определенную сумму, например 1000, 2000 иен, с которой при проходе по турникетам будут сниматься деньги. В последний раз приходится доплачивать перед выходом.

Стоимость проезда на электричке колеблется от 4$ до 15$  в зависимости от расстояния.

Электрички

Электрички в среднем бегают каждые 5-10 минут. С расписаниями в целом плоховато: они, конечно, висят на каждой станции, но написаны исключительно по-японски; кроме того, практически невозможно разжиться расписаниями по линии (существуют листовки с расписаниями по каждой конкретной станции, но достать их можно только на данной конкретной станции :-) Тем не менее, в любом книжном магазине долларов за 5-10 (в зависимости от формата) можно купить талмуд со схемой всех ж.д. Японии (включая "частные") и с полными расписаниями по ним.

В вагонах электричек "граждане пассажиры соблюдают чистоту и общественный порядок, не курят, не сорят, уступают места женщинам и престарелым" :-) На платформах, кстати, тоже курят только в отведенных местах, зато на каждой платформе есть киоск (так и написано - kiosk!) со всяческими продуктами питания, включая японский вариант йогурта - сакэ в соответствующей упаковке :-).

В расписании (и в жизни) имеются достаточно "дальние" электрички, которые идут из одного конца "местной" зоны в другой. Есть специализированные экспрессы, например, идущие из Токио в аэропорт Нарита (Narita Express). В них, как правило, места пронумерованы, и билеты продаются "с местом". Во многих электричках есть так называемые "зеленые вагоны" ("green cars" - это считается первым классом) - там тоже места с номерами, и за проезд взимается доплата. Интересно отметить, что несмотря на достаточно небольшой интервал движения, народу все равно много, и мне часто приходилось ездить стоя в самый разгар рабочего дня.

Еще одно наблюдение по части электричек: на малых частных линиях выходные стрелки зачастую переводятся "по-трамвайному", "накатом". Выглядит очень необычно :-)
 

Суперэкспрессы "Синкансэн"

Железные дороги Японии глазами простого украинцаСеть линий "Синкансэн" состоит из 6 маршрутов: "Санъе" (от Осаки до Хакарты), "Токайдо" (от Токио до Осаки) и 4 радиальных линий, расходящихся от Токио на север и северо-запад (названия не помню). Возможно, это юридически разные компании, поскольку поезда никогда не ходят с одной линии на другую и раскрашены в разные цвета (исключение: поезда линий "Токайдо" и "Санъе"). Интресен факт, что в Токио пути разных направлений не соединены, хотя и являются соседними. Интересно и то, что у JR East частота в контактной сети 60 Гц, а у JR Central - 50. Периодичность движения от 15 минут ("Токайдо") до получаса ("Санъе"). Ночью поезда не ходят, но с какого по какой час -- не знаю. Средняя скорость движения около 200 км/ч (средняя!), но малейшая непогода, например, легкий снег, снижает ее до 30-40 км/ч, и тогда суперэкспресс плетется медленнее, чем местная электричка по параллельному пути. При этом поезда запросто опаздывают на 20 и более минут, а на станциях пути и стрелки опрыскиваются водой с солью из специальных установок.

Железные дороги Японии глазами простого украинцаСоставы "Синкансэн" существуют в различных модификациях (E1, E2, E3, E4, 200 и 400 у JR East, 100, 300 и 700 у JR Central, 500 и 700 у JR West. В апреле 2000 г. обещали ввести в эксплуатацию новый состав типа 3.11 с "утиной" мордой (ввели или нет - не знаю). Одновременно из составов будут исключены вагоны-рестораны: время путешествия сократится настолько, что пассажиры просто не успеют сходить в ресторан!

Вагоны суперэкспрессов делятся на общие (без нумерации мест) и с пронумерованными местами (туда требуется билет с доплатой, который проверяет кондуктор). Случается, что народ едет за 200 и более км стоя. Названия станций объявляются на японском и английском языках и дублируются в бегущей строке. Взад-вперед постоянно снует девушка с тележкой, продающая всякую снедь и напитки. Характерно, что и девушка, и кондуктор при входе в вагон кланяются и вежливо просят пассажиров извинить их за вторжение, а при выходе из вагона снова извиняются и кланяются.
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
КОММЕНТАРИИ (1)
inboxpm 27 апреля 2019 15:50
А где здесь собственно впечатления?
          1