Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Оружие виртуального поражения

Оружие виртуального поражения

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Оружие виртуального пораженияЗавершившиеся недавно выборы президента Украины были уникальны не только своим результатом, но и тем, каким образом кандидаты проводили свои кампании. Информационные войны в стране идут уже давно, в том числе в политической плоскости, а вот Интернет с этой целью использовали только сейчас. То есть его задействовали, конечно, и раньше, но на такую полную катушку – пожалуй, никогда.
 

Наиболее «раскрученные» социальные сети уже мало в чем уступают классическим и даже интернет-СМИ, потому что имеют возможность подавать информацию еще более емко и концентрированно. Иными словами, доносят до аудитории самую суть, не размениваясь на лишние детали. Потому политики и сделали в этот раз ставку на соцсети – главным образом Facebook и YouTube. Видеоролики, десятки тысяч постов и тысячи перепостов, а также разные мемы, войны «ботов» – все это присутствовало в эфире с лихвой и даже в избытке. Во время президентских выборов Украина, казалось, живет только в этой парадигме, а реальность настоящая ее мало интересовала.

 

Команде Владимира Зеленского удалось переиграть на этом поле Петра Порошенко. Собственно, тактика была выбрана единственно правильная, поскольку в публичном поле президент будущий гаранту действующему проигрывает всухую (по крайней мере, пока). Стороны регулярно обменивались откровенными провокациями с не менее фееричными фейками и «чернухой». Чем веселили одну часть аудитории, а вторую вгоняли в ступор – это ж пока разберешься, где правда, а где вымысел. В любом случае, не скучал никто.

 

Уникальной эта кампания была еще и тем, что один из кандидатов практически полностью провел ее в виртуальном режиме. Чем доказал: в эру информационных технологий уже не надо ездить по стране и лично выходить к народу, проводить акции и митинги, давать пресс-конференции и интервью. Все это сполна заменил Интернет. Возможно, за этой технологией и есть политическое будущее, но куда девать исходящий от нее негатив?

 

А он заключается в следующем. Например, такая стратегия позволяет кандидатам на высший пост в государстве напрямую не общаться с избирателями. Вообще. Никак. Соответственно, можно давать невнятные и размытые обещания, открыто не демонстрировать свою политическую позицию по многим значимым или спорным вопросам и т.д. Мало, что и откуда по рейтингу ударит. Но люди в результате выбирают не виртуальную «говорящую голову», а лидера – вот в чем главная опасность этого формата.

 

Нельзя сказать, что на прошедших выборах главы нашего государства оба кандидатских лагеря изобрели в информационной войне что-то принципиально новое (стадион – не в счет). Все это уже когда-то было, просто в украинском варианте приобрело некий национальный колорит. Вспомните: баллотировавшийся на пост президента США Дональд Трамп, хоть и в теледебатах участвовал, и митинги собирал, своей кампании в Интернете уделил повышенное внимание. В сетевом лексиконе есть такое слово – «хайп». Это означает в короткий срок организовать волну лайков, репостов или мемов. Они призваны сформировать дружеское (или шутливое) восприятие того или иного персонажа, в том числе политика.

 

В команде Трампа этим воспользовались сполна. Будучи кандидатом, он нередко говорил с трибуны и в эфирах, скажем так, глупости. Их тут же подхватывало интернет-сообщество и тиражировало в социальных сетях. Это также добавило Трампу определенный рейтинг, и выборы с небольшим перевесом он все-таки выиграл. А после говорил, что благодаря мировой паутине потратил на PR гораздо меньше, чем предполагал. Не исключено, что позитивный опыт Трампа решили перенять и украинские политики. Оказывается, можно донести до электората свои месседжи за меньшие суммы, чем было принято ранее!

Таким образом, эффективно формировать общественное мнение легко, не опираясь на традиционные СМИ и методы ведения предвыборной борьбы. И экономия средств налицо, и охват аудитории приличный (в том числе инертной в политическом плане молодежи) – грех упускать возможность поиграть в информ-войну на новом поле. Тактика сработала, а значит, и в будущем украинская «элита» с повестки дня ее вряд ли снимет.

 

Чем это обернется для страны? Прежде всего, обилием дезинформации на просторах Интернета. Ее и так достаточно, но волна может разрастись до цунами, которым накроет всю Украину. Возможно, политики станут еще больше налегать на посты в мессенджере Telegram, где, по идее, пользователям гарантируется анонимность. Для наших политиков – лучше не придумаешь, хотя ложь большинство из них и так никогда их не останавливала.

 

Действительно, реальный мир все больше погружается в виртуальную плоскость. Но нельзя же полностью «зарываться» в нее с головой, если мы говорим о будущем целых государств, особенно в свете наступающей глобализации. В этом случае нужно выходить из киберпространства и смотреть на окружающую действительность своими глазами. Важно уяснить, что виртуальность от реальности отличается если не всем, то многим. Давайте не забывать об этом хотя бы до осени, когда Украину ожидает испытание парламентскими выборами.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция