Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Швейцарский феномен: территория народовластия

Швейцарский феномен: территория народовластия

Категорія: Економіка, Вікно у світ
Швейцарский феномен: территория народовластия Есть на карте мира страны, которые другие почитают за образец для подражания ввиду успешности практически во всех сферах. И это при том, что изначально явных предпосылок к процветанию такие государства-лидеры, в общем-то, не имели. Но вопреки всему смогли развиться благодаря другим факторам, да так, что стали объектом зависти для большей части планеты.
 

В качестве характерного примера можно привести небольшую страну в Центральной Европе – Швейцарию. Нашему обывателю она известна своей стойкой банковской системой, дорогими часами, качественными продуктами (шоколад, сыр), фармацевтическими препаратами, электронной техникой и т.д. На них действительно зиждется благосостояние швейцарцев, но только отчасти – все гораздо глубже и интереснее. И Украине есть чему поучиться у этой маленькой, но весьма успешной страны.

 

Различия – не помеха

Как государство Швейцария сложилась в условиях сосуществования различных языковых, культурных и религиозных групп. Население страны – около 8,5 миллиона человек, 90% – швейцарцы, но общего для всех языка нет. В конфедерации четыре официальных языка – немецкий, французский, итальянский и ретороманский (для делового общения с носителями языка, а их в Швейцарии всего 1%). Самая крупная языковая группа – германошвейцарцы (65%), затем идут франкошвейцарцы (18%) и италошвейцарцы (10%).

 

Отметим, что отношения между условными «французской» и «немецкой» частями государства по разным причинам не всегда идеальны. Но в целом это никому не мешает работать и на свое личное благо, и на благо иноязычного соседа, потому что во главе угла стоят государственные интересы. Чего так не хватает современной Украине.

 

Экономический парадокс

Известно, что в современном мире богатство многих стран определяется наличием в их недрах полезных ископаемых – газа, нефти, угля. Так вот, в Швейцарии из них представлен в достаточном количестве лишь последний. Есть еще железные руды, развита добыча каменной соли (покрывает потребности страны), но на этом – все. Выхода к морю нет, с энергоресурсами не сложилось. Согласитесь, «послужной» список небогатый. Следовательно, местному населению нужна была другая концепция по обустройству крепкого государства. И оно ее выработало.

 

Начнем с экономики. Принято считать, что чем выше рост производства, тем больше рабочих мест и меньше трудоустроенных. В Швейцарии это правило подтверждения не находит: там и экономический рост невысокий, и безработица ничтожно мала. Во-первых, экономика в большей степени базируется не на всемирно известных корпорациях, а средних и мелких предприятиях, вплоть до поощрения самозанятости населения. С этой целью в Швейцарии действует система дуального образования. Это когда молодой человек уже к 14 годам должен определиться, будет он продолжать обучение или получать рабочую специальность. Все – проблема безработицы практически решена! Еще один урок для нас, страны неустроенных юристов и отчаянно нуждающейся в профессиональных рабочих.

 

«Золотая» акция

Кроме того, экономика здесь ориентирована не на продажу товаров массового потребления за рубеж, а на производство и реализацию высококачественных и высокотехнологичных товаров и услуг. Это делает их востребованными и на родине, и во всем мире. Потому средства от экспорта швейцарской продукции превышают расходы от поступающего в страну импорта примерно в два раза.

 

Наиболее ценятся произведенные здесь продукция химической и фармацевтической промышленности, драгоценные металлы, часы и ювелирные изделия, машины, оборудование и электроника. В Швейцарии работают четыре крупнейших на планете предприятия по очистке золота, перерабатывающие 2/3 от мировой добычи этого металла. Она же – самый крупный его импортер и экспортер.

 

В сельском хозяйстве основной упор делается на животноводство, главным образом – производство мясомолочной продукции. В этом секторе также заметно превалирование мелких фермерских хозяйств над крупным производителем. В целом сельское хозяйство обеспечивает потребности Швейцарии в продуктах питания примерно наполовину.

 

По подсчетам экспертов, страна стабильно входит в первую десятку по уровню конкурентоспособности экономики. Торговлю ведет в основном с Евросоюзом – на уровне 80–85%. Что касается средней заработной платы, в Швейцарии она почти в два раза выше, чем в соседних державах – даже несмотря на то, что цены в самой конфедерации «кусаются». Местному населению заработка вполне хватает для того, чтобы и жить в комфортных условиях, и отдыхать, где и как граждане пожелают. Кстати, и самой конфедерации туризм приносит до 15% национального дохода.

 

Инвестиции и нейтралитет

Распространено мнение, что Швейцария смогла «подняться» за счет банковского дела. Дескать, тайна вкладов, «черный нал» из-за рубежа и прочие сделки помогли государству сколотить немалый капитал. Это не совсем верно, учитывая то, что даже в лучший период расцвета банковской тайны приток иностранных средств приносил конфедерации не более 2–3% от общего роста ВВП.

 

В то же время на протяжении нескольких десятков лет страна действительно входила в перечень офшорных зон. Но 1 апреля 1998 года здесь вступил в силу закон о борьбе с отмыванием денег и преступлениями в налоговой сфере. Тем не менее, в 2010 году в швейцарских банках находилось приблизительно 2,1 триллиона долларов, то есть 27% от всего офшорного капитала планеты.

 

Именно на финансовые учреждения этой страны сегодня приходится примерно 35–40% мирового управления собственностью и имуществом частных и юридических лиц. Они пользуются хорошей репутацией благодаря и вышеупомянутой банковской тайне, и устойчивости швейцарского франка, и незыблемой стабильности внутри самой страны. А еще это позволяет Швейцарии выступать одним из ведущих экспортеров капитала – за границу инвестируется едва ли не треть ВВП (притом, что средний показатель по миру составляет не более 8%)!

 

Также специалисты убеждены, что благосостояние конфедерации во многом базируется еще и на ее последовательном нейтралитете, который еще в 1815 году утвердил Венский конгресс. За два с лишним века Швейцария ни разу не воевала, а ее банки не грабили оккупанты. Страна не входит ни в один политический или военный союз, стала членом Организации Объединенных Наций лишь в 2002 году, Шенгенское соглашение подписала в 2004-м. И как бы Евросоюз ни заманивал к себе Швейцарию, та упрямо отказывается. Значит, и без него прекрасно себя чувствует? То ли дело Украина: в лепешку расшибается, так в Европу рвется...

 

Страна прямой демократии

Как мы уже упоминали, Швейцария – это конфедерация, в нее входят 20 кантонов, 6 полукантонов и 2 анклава (Бюзинген в составе Германии, Кампионе-ди-Италия – Италии). Каждый регион обладает своими конституцией и законами, если те не идут вразрез с федеральными. То есть центральная власть на вторых ролях, а инициатива обычно идет снизу вверх, а не наоборот. Народ и каждый конкретный человек – вот что ценится в Швейцарии превыше всего. Прямая демократия в стране выразилась в виде референдумов, коих со времен образования государства было проведено более двухсот. Ни одна другая страна мира и близко не может похвастать таким диалогом между властью и людьми.

 

Тем не менее, швейцарцы очень щепетильно подходят к вопросам, вынесенным на референдум. Они уже выступали за отказ от продления отпусков и размера минимальной заработной платы. А в июне 2016 года поразили мировое сообщество, когда 78% населения проголосовало против введения безусловного базового дохода. По нему каждый взрослый гражданин получал бы в месяц 2260 евро, ребенок – 565 евро, а пособие по безработице и пенсии подлежали отмене.

 

На эти деньги, по мнению инициаторов референдума, можно и жить безбедно, и в общественной жизни участвовать, и самореализацией заниматься. Противники идеи были убеждены, что безусловный доход ударит по госбюджету и ослабит экономику. А еще швейцарцы объединены одной целью: работать в интересах себя и государства. По-другому будущего своей страны они не видят.

 

Истинное народовластие – это то, чего так не хватает нам. Швейцарскую модель демократии можно было принять за основу в Украине, хотя бы в части обсуждения наиболее важных вопросов в рамках плебисцита. Да только кто ж из отечественных политиков на такую «авантюру» решится? А жаль. Может, и выбрались бы мы из болота, в котором давно и прочно увязли.

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция