Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Филарет против Епифания: есть ли раскол в ПЦУ и что будет с томосом?

Филарет против Епифания: есть ли раскол в ПЦУ и что будет с томосом?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Культура
Филарет против Епифания: есть ли раскол в ПЦУ и что будет с томосом? 15 декабря, когда создавалась поместная Православная церва Украины, ее новоизбранного предстоятеля митрополита Епифания называли ставленником и человеком патриарха Филарета.
 
И именно бывший предстоятель УПЦ КП Филарет приложил максимальные усилия, чтобы Епифаний возглавил церковь.

Однако за пять месяцев между бывшим наставником и молодым предстоятелем назрел конфликт который может поколебать автокефальность церкви.

Филарет продолжает настаивать на существовании старой УПЦ Киевского патриархата и называет себя ее патриархом. И, не исключено, что попытается подвинуть Епифания.

Такие шаги не только могут угрожать расколом, но даже санкциями со стороны Вселенского патриарха.

В то же время, в окружении Филарета отрицают любые попытки пошатнуть позиции предстоятеля ПЦУ Епифания.

ВВС пообщалась практически со всеми сторонами противостояния, чтобы выяснить, насколько глубоким может быть конфликт в ПЦУ и как это угрожает ее существованию.
 
Духовный отец
"Прошу у Филарета, дайте возможность Епифанию быть предстоятелем церкви! Будьте духовным дедушкой, папой, советуйте, но дайте возможность делать свое дело", - именно такой сигнал посылал Филарету бывший экзарх Константинополя в Украине архиепископ Даниил в интервью ВВС в январе.

Тогда звучало много оговорок, опытный Филарет будет в ручном режиме управлять молодым предстоятелем, а это помешает развитию автокефальной церкви.

Эти опасения не сбылись - митрополит Епифаний течение пяти месяцев на престоле проводил достаточно самостоятельную политику, что, в конце концов, и привело к противостоянию между ним и бывшим наставником, а ныне почетным патриархом Филаретом.

Большие недоразумения и даже серьезный конфликт между Филаретом и Епифанием подтверждают источники ВВС в окружении обоих иерархов.
 
Первые разногласия
Как рассказали близкие к митрополиту Епифания источники ВВС, первые недоразумения между ним и Филаретом имели место сразу же после получения томоса 6 января.

Сразу после получения документа Епифаний прибыл в Киев и встретился с Филаретом. Последний якобы просил Епифания НЕ вспоминать предстоятеля РПЦ Кирилла в диптиха поместных церквей (диптих - четкая последовательность поминовения во время литургии).

Однако новоизбранный предстоятель получил от Вселенского патриарха противоположные установки, чтобы не усложнять признание церкви другими поместными церквями, ведь Константинополь не разрывал церковного общения с Русской православной церковью.

7 января во время первой службы в качестве предстоятеля Епифаний сделал именно так, как советовал Вселенский патриарх.

Далее, как рассказывают источники ВВС, ситуация только усугублялась практически по всем вопросам развития новой церкви.

Еще во время переговоров о создании ПЦУ Фанар (район Стамбула, где находится резиденция Вселенского патриарха) дал четко понять, что Филарет не может возглавить поместную церковь.

И причин тому было очень много. Первое, многолетнего руководителя "раскольнической церкви", которой называли УПЦ КП, не восприняли бы во главе новой церкви другие поместные церкви.

Во-вторых, Филарета не восприняло бы и большинство верующих, священников и архиереев УПЦ Московского патриархата, которые, как планировалось, постепенно должны были перейти в ПЦУ.

Как рассказывают источники ВВС, именно Филарет предложил кандидатуру Епифания как предстоятеля новой церкви, однако в обмен мог выдвинуть ряд требований относительно своей будущей едва ли не ведущей роли в ПЦУ - чтобы он руководил всеми делами здесь, а Епифаний представлял церковь лишь внешне.

"Тогда украинская власть обещала все и всем, чтобы состоялся собор",
- вспоминает собеседник в ПЦУ.

Однако требования Филарета, на которые якобы согласились перед собором, так и не выполнили. Поэтому иерарх, по словам собеседника, может чувствовать себя "обманутым".
 
Споры из-за синода
Еще одним показательным этапом в нарастании напряжения между Филаретом и Епифанием мог стать созыв 5 февраля первого заседания синода ПЦУ - главного руководящего органа церкви.

По данным источников ВВС, Филарет требовал, чтобы синод созвали не в соответствии с процедурой, предусмотренной томосом, принятым 15 декабря при поддержке Константинополя уставом, а фактически собрать синод бывшего УПЦ Киевского патриархата. Конечно, главная роль в этой ситуации должна была быть не у Епифания.

"До последнего не было понятно, что синод состоится вообще", - вспоминает собеседник.

В конце концов синод созвали по принципу, который прописан в уставе. Трое временных постоянных членов - Филарет и митрополиты Макарий и Симеон как представители церквей, влились в ПЦУ. Остальные члены - временные и будут меняться по принципу ротации.

Синод проходил в очень напряженной атмосфере, а Филарет получил чрезвычайно прибыльную киевскую епархию, ему также оставили Владимирский собор.

Хотя здесь Епифаний отошел от буквы устава и назначил к первому синоду нечетко по старшинству рукоположения в епископы, а добавил туда больше молодежи.

"Если бы синод был чисто по уставу по старшинству, то не смог бы заработать", - говорит собеседник. Такой уход от устава был согласован Епифанием с Константинополем, подтверждают источники на Фанаре.

Отдельная история, как утверждают в окружении Епифания, - противостояние за контроль над Михайловским монастырем, который стал кафедральным храмом ПЦУ.

Финансы церкви - не менее важный вопрос и Филарет сохранил очень существенное влияние на денежные потоки в ней.
 
Киевский Патриархат
Причем сам Филарет продолжал называть себя патриархом Киевским и Всея Руси и даже раздавал награды и рассылал документы на бланках УПЦ Киевского патриархата. Хотя еще 15 декабря Филарет согласился и подписал документы о роспуске УПЦ КП, что было одним из условий создания поместной церкви и предоставления томоса.

Но в комментарии "ТСН" 9 мая Филарет утверждал, что сейчас Киевский патриархат все же не ликвидирован и это стало настоящей информационной бомбой.

Министерство культуры уже сделало заявление, что эта информация не соответствует действительности и деятельность УПЦ КП приостановлена  после объединения в ПЦУ.

Источник в окружении Филарета настаивает, что это его фраза якобы вырвана из контекста,

"Его позиция заключается в том, что ПЦУ - это и есть Киевский патриархат. Рано или поздно Киевская митрополия будет киевским патриархатом", - утверждает собеседник.

Подобную позицию ВВС высказывал и бывший экзарх Константинополя архиепископ Даниил, который указывал, что предоставление патриархата - это дело будущего после объединения украинских православных. Но он подчеркивал - самостоятельная попытка провозгласить себя патриархатом - нарушает томос.

К началу мая за пределы церкви начали поступать сигналы о единстве и примирения.

В частности, в начале марта в интервью ВВС митрополит Епифаний на вопрос о возможном противодействии Филарету в развитии церкви ответил отрицательно.

"Как такого противодействия нет", - ответил Епифаний. Указывая, что кое-кто хочет его полностью устранить, чтобы "патриарха Филарета не было вообще, но это неправильно".

В мае митрополит Епифаний начал говорить в интервью журналистам об угрозах для ПЦУ из-за возможного возвращения к Киевскому патриархату

Тогда Епифаний напомнил, что Филарет имеет собственную епархию в Киеве с центром во Владимирском соборе, "но не будет вообще управлять всей церковью".

Епифаний указывал, что для внутреннего украинского потребления обозначение "почетный патриарх" является нормальным.

И на Фанаре на такое именование Филарета внутри Украины закрывали глаза. Хотя еще в апреле начали появляться первые публичные признаки конфликта, который вскоре должен выйти наружу.

Белгородский епископ Иоасаф 2 апреля опубликовал письмо, в котором открыто заявил, что молодежь презирает патриарха Филарета.

"Враждебная пресса писала о том, что молодое окружение Патриарха имеет тайный план отстранить его от руководства, но получается, зря этому не верили!", - писал Иоасаф.

Он убеждал, что в церкви произошел переворот, а ее направили по ложному пути в угоду грекам. Сам Филарет публично таких заявлений не делал, но в интервью "Радио Свободе" фактически подтвердил слова Иоасафа.

"Там много с чем можно не соглашаться. Но надо сказать, что митрополит Белгородский Иоасаф написал правду", - заявил Филарет.
 
Обзор штыков 14 мая
И уже в мае конфликтная ситуация в ПЦУ выплеснулась в публичную плоскость. Филарет пригласил архиереев церкви на 14 мая на традиционное для УПЦ КП молитвенное празднование в честь священномученика Макария в Киев во Владимирский собор.

Приглашения были на бланках УПЦ Киевского патриархата и подписаны патриархом Киевским и Всея Руси-Украины Филаретом.

Более того, в приглашениях написано, что 14 мая это праздник отмечает именно УПЦ КП и складывается такое впечатление, что ПЦУ просто не существует.
 
Митрополит Епифаний сразу же заявил журналистам, что такого приглашения он не получил, а в этот день был на Донбассе.

Источники ВВС и в окружении Филарета, и Епифания признают - отсутствие сослужения, что частично устраивает их обоих из-за несовпадения, кто главнее на службе и кто кого должен первым поминать.

А уже после заявления Епифания об отсутствии приглашения Филарет 10 мая его все-таки его прислал.

Но написал Епифанию, ранее не приглашал, потому что за последние пять месяцев он не сослужил и "возникла мысль, может она ошибочна, что вы считаете унижением служить с патриархом Филаретом".

По общему тону письма Филарета к Епифанию, он показал всю глубину разногласий между ними.
 
Угроза Макария
Перспектива собрания 14 мая вызвала настоящий переполох в ПЦУ. Собеседники ВВС в окружении Епифания рассказали, что там это восприняли как попытку своеобразного показательного выступления и осмотра поддержки Филарета со стороны архиереев церкви.

И это якобы один из этапов на пути к революционным событиям в церкви - собрание поместного собора, на котором Филарет якобы стремится формально восстановить Киевский патриархат, вернуть устав и синод УПЦ КП, а сам он должен руководить церковью в качестве патриарха.

Епифанию в этом сценарии якобы отводится только роль представления церкви за рубежом.

В окружении Епифания рассказали ВВС, что поместный собор хотят якобы превратить "греческую церковь", которую сейчас по оценке Филарета навязывают украинцам.

Близкий к Филарету источник ВВС указывает, что "почетный патриарх" действительно считает, что "молодежь" действует полностью под диктовку Константинополя, без оглядки на украинскую специфику.

Однако в официальных заявлениях владыка Филарет ранее отмечал, что статус патриархата ПЦУ может получить в будущем после объединения украинского православия.

"Для Украины мы патриархат. А для внешнего мира, то есть для православного мира, мы Киевская митрополия", - заявлял недавно Филарет.

Источник ВВС из окружения Филарета настаивает, что никаких заговорщических планов или чего-то подобного на 14 мая не планировалось.

У Филарета объяснили: во Владимирском соборе лежат мощи священномученика Макария, Филарет пришел на кафедру в день его памяти и 14 мая является одним из престольных праздников Владимирского собора.

"В этом году он тоже пригласил архиереев. Письмо, которое он рассылал истолковали как призыв к перевороту, но это классическая информационная атака", - добавил собеседник. Предполагая, что таким образом хотели поколебать здоровье 90-летнего Филарета.

"Кому-то кажется, что в ПЦУ Филарет якобы кому-то мешает, но он всего лишь членом синода", - настаивает собеседник.

Он напоминает, что Филарет, который создал Киевский патриархат, который стал основой ПЦУ, из этой церкви вышел предстоятель Епифаний, "а его обвиняют в попытке расколоть и уничтожить, это неправда".

В окружении Филарета указывают, что журналисты увидят спокойное празднование памяти Макария и передергивание завершатся. Хотя ущерб авторитету почетного патриарха будет нанесен.

Что касается "заговорщических планов" созвать собор, то у Филарета напоминают - это может быть только решение синода или руководителя церкви и без предстоятеля церкви этого не произойдет.

Зато собеседник ВВС во властных кругах, занимающихся церковной тематикой, напомнил, что созвать архиерейский собор (который имеет право изменять устав) могут и решением трети архиереев.

Поэтому так важно, сколько из всего 60 архиереев ПЦУ приедет 14 мая - соберется ли их там необходимая треть.
 
Сколько приедет
В команде Епифания утверждают, что большинство архиереев церкви понимают пагубность такого сценария и проигнорируют приглашение Филарета на 14 мая.

Там утверждают, что у Филарета сейчас всего несколько активных сторонников среди епископата, а на встречу 14 мая приедут не более десяти.

Филарет якобы наоборот ожидает высокой явки архиереев, что должно продемонстрировать поддержку его планов.

Собеседник ВВС во властных кругах также предполагает, что сейчас на стороне Филарета могут выступить не более 8-9 иерархов.

Сразу несколько собеседников ВВС указывали, что сейчас среди союзников Филарета может быть один из самых влиятельных иерархов ПЦУ митрополит Луцкий и Волынский Михаил, претендовавшего на предстоятельство в церкви на соборе 15 декабря.

Однако сам он эту информацию категорически отрицает.

"Я такого не говорил и не буду говорить. У нас есть церковь и на том точка", - рассказал он ВВС.

Иерарх говорит, что ПЦУ заслуживает быть не митрополией, а патриархатом, но решение только за Вселенским патриархом.

"Ни о каком разделении нашей церкви я не знаю, ко мне с таким никто не обращался и я об этом не заявлял. Это все чьи-то фантазии и слухи",
- добавил владыка Михаил.

А честь 14 мая святителя Макария, по его словам, не надо политизировать и в этом "ничего криминального нет".
 
Что с томосом
В команде Епифания указывают, что недавно в Киев приезжал митрополит Эммануил Гальский, который 15 декабря проводил объединительный собор в Киеве. Он был одним из главных переговорщиков от Константинополя во время повторения ПЦУ.

Он приезжал по делам Андреевской церкви, однако выразил поддержку Епифанию.

Зато собеседник ВВС в окружении Филарета утверждает, что в отношениях Епифания и Фанара не все так гладко и там также есть определенное недовольство.

Мол, есть вопросы по официальному закреплению названия новой церкви как Украинская православная церковь (ПЦУ), хотя должно было быть только "ПЦУ".

Также недовольство якобы вызывает затягивание передачи бывших иностранных приходов УПЦ КП в подчинение Вселенского патриархата, как того требует томос.

Хотя источник, близкий к Епифанию, уверяет, что и ситуация с названием, и ситуация с иностранными приходами постоянно согласовывается с Константинополем и с этим проблем пока нет.

А вот за попытку воплотить "сценарий Филарета" и отойти от положения томоса и устава на Фанаре могут применить санкции, убеждают собеседники из окружения Епифания.

Те архиереи или духовенство, которые могут последовать за Филаретом, якобы рискуют стать для Константинополя "раскольниками" и окажутся в неканоническом статусе.

И, по мнению собеседников ВВС, такая перспектива отпугивает большинство архиереев.

Что касается перспективы отзыва томоса в какой-то форме, то, как говорят источники ВВС, Епифаний не видит такой возможности.

"Просто часть церкви снова может оказаться в расколе", - добавляют собеседники.

Близкий к Константинополю собеседник ВВС описал нынешнюю ситуацию в ПЦУ одним словом - "Ужас!".

По данным информированных источников ВВС, угроза для томоса может возникнуть только в случае, если Поместный Собор таки примет решение, которых опасается Епифаний, а его самого отстранят от руководства ПЦУ.

Этот сценарий собеседники во властных кругах, которые занимаются церковными вопросами, сейчас оценивают как маловероятный.

А на данном этапе для Фанара достаточно того, что Министерство культуры официально опровергло заявление Филарета, что Киевский патриархат до сих пор существует.

В команде Епифания пока убеждают, что раскола и большого конфликта в ПЦУ удастся избежать.

Уже 24 мая в Киеве соберется заседание синода ПЦУ, а на 25 мая Епифаний приглашает всех архиереев церкви в честь Дня ангела предстоятеля церкви.

Ожидается, что на это собрание приедут большинство архиереев, и это должно показать полную поддержку церковью своего предстоятеля и его курса.