Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Технарь или гуманитарий - кто нужен современному миру

Технарь или гуманитарий - кто нужен современному миру

Категорія: Культура, Наука та IT
Технарь или гуманитарий - кто нужен современному миру Какие знания и навыки интересуют работодателей? И действительно ли гуманитарное образование "бесперспективно"?
 
Когда студенткой я рассказывала, что учусь на историческом факультете, меня всегда спрашивали: "Ты хочешь быть учителем?». Нет, журналисткой. "Тогда почему ты не поступила на журфак?"

Когда-то давно, когда университетское образование было доступно только привилегированному меньшинству, диплом не был непосредственным трамплином в карьере. Но те дни давно прошли.

Сегодня диплом - это главное условие на рынке труда, почти вдвое уменьшает риск остаться безработным. Хотя диплом все равно не является 100-процентной гарантией трудоустройства, мы тратим на образование ежегодно все больше денег.

В США год обучения (с проживанием и питанием) в частном университете стоит в среднем 48 510 долл. США.

В Великобритании плата только за обучение для британцев составляет 12 тыс. Долл. США. Четыре года в частном университете в Сингапуре обойдутся примерно в 51 тыс. Долл. США.

Обучение ради обучения - вещь, конечно, замечательная. Но учитывая существенные расходы, большинство людей стремится непосредственного возврата инвестиций.

Практический подход к высшему образованию означает, что вы вступаете на журфак, если хотите быть журналистом, изучаете право, если планируете карьеру юриста, и выбираете какую-то техническую специальность, если пока точно не уверены, кем хотите работать.

И даже не думайте о так называемом "свободном искусстве" (liberal arts), то есть дисциплинах, которые не предполагают узкой прикладной специализации, а учат общим (часто междисциплинарным) знанием в области естественных, социальных или гуманитарных наук, как философия, история, филология.

Пренебрежительные высказывания о гуманитарных науках звучат все чаще, а политика в области образования во всем мире направлена  прежде всего на поддержку технических специальностей.

Правительство Китая планирует превратить 42 университета в институты науки и техники "мирового уровня".

Из-за правительственной поддержки технических специальностей в Великобритании на 20% снизилось количество выпускников школ, которые сдают экзамен по английскому языку, и на 15% - количество студентов гуманитарных специальностей.

Впрочем, этот подход глубоко ошибочный.

И дело не только в том, что мы теряем ключевой путь к пониманию и совершенствованию мира и самих себя.

Но мы также ошибаемся, считая, что рынок труда предпочитает определенным специальностям, отвергая другие как "неперспективные и бесполезные".

С одной стороны, это заставляет многих молодых людей выбирать путь, который в конечном итоге не сделает их счастливыми. С другой - закрепляет стереотипы в обществе о выпускниках определенных специальностей.
 

Эмоциональный интеллект, критическое мышление

Журналист Джордж Андерс убежден, что такая репутация гуманитарных наук является крайне неправильной.

Когда в 2012-2016 годах он работал обозревателем Forbes по вопросам по технологиям, Кремниевая долина "была одержима идеей, что другого образования, кроме технического, просто не существует".

Но когда он пообщался с HR-менеджерами крупнейших технологических компаний, он выяснил кое-что другое.

"Uber нанимал психологов для решения проблем с недовольными клиентами и водителями. OpenTable искал выпускников английской филологии для объяснения рестораторам технических вопросов", - говорит Андерс.

"Повсюду были нужны специалисты, умеющие общаться и находить общий язык с людьми, понимать, что нужно клиентам, и критически мыслить".

Кажется, пользу этих навыков понимали буквально все, кроме средств массовой информации.

Посмотрите на навыки, которые ищут работодатели.

По данным LinkedIn, в 2019 году наиболее востребованными "мягкими навыками" были креативность, умение убеждать и сотрудничать, а одним из пяти главных профессиональных умений - управление людьми.

Два топ-менеджера технологического гиганта Microsoft недавно отметили: "Компьютеры все больше ведут себя как люди, а потому знания в социальных и гуманитарных науках становятся все более важными".

Понятно, что вы можете иметь отличные навыки общения и критическое мышление без гуманитарного образования.

Но мало какие дисциплины так учат мыслить и аргументированно высказывать свое мнение, как гуманитарные специальности, во время обучения на которых вы учатся в дебатах, пишете диссертацию или анализируете поэзию.

Поэтому, наверное, неудивительно, что выпускники гуманитарных специальностей занимают должности в наиболее разнообразных отраслях.

В США 15% из них становятся руководителями компаний, 14% оказываются на разных административных должностях, 13% - в продажах и 12% - в образовании. Еще 10% делают карьеру в бизнесе и финансах.

Одно недавнее исследование, проведенное в 30-х странах, показало, что большинство руководителей на высших должностях имели социальное или филологическое образование. Прежде всего это касалось лидеров в возрасте до 45 лет.

Конечно, выпускники гуманитарных специальностей, как и все остальные, наталкиваются на трудности, прежде всего в начале карьеры.

Для многих основной проблемой является непонимание, чего именно они хотят, а также нехватка технических навыков.

Однако существует немало способов приобрести специальные технические навыки, в частности, с помощью стажировки или последипломного образования. Впрочем, в карьере гуманитариев существуют и другие подводные камни. Это прежде всего высокий риск безработицы и низкие средние зарплаты.

Последнее часто объясняется не столько дипломом, сколько гендерным неравенством. Ведь среди выпускников гуманитарных специальностей женщин, как правило, больше.

В США именно в гуманитарной области гендерный разрыв в оплате труда является наибольшим. Средняя зарплата мужчин составляет 60 тыс. долл., А женщин - только 48 тыс. долл.

Известна также закономерность - если в области начинает работать больше женщин, общий средний заработок в ней снижается.

Так стоит ли удивляться, что выпускники английской филологии, из которых семь из десяти являются женщинами, зарабатывают меньше, чем инженеры, из которых восемь из десяти - мужчины?
 

Делай то, что любишь

Какой бы профессию не выбрал будущий работник, важно, чтобы это было не только то, что ему или ей хорошо удается, но и то, что приносит удовольствие. Только так удастся достичь профессионального успеха.

Именно поэтому финансовый аргумент является довольно слабым.

"Если вы достигаете в чем успеха, вы начинаете зарабатывать, и наоборот. Когда вы занимаетесь любимым делом, вы увлечены ним, а именно такой сотрудник и нужен работодателям", - отмечает Энн Мэнгэн, консультант по вопросам образования и карьеры.

Многие люди обычно знают, что им нравится, они просто не уверены, стоит ли им этим заниматься, принесет ли это им достаточный заработок. Большинство информации на эту тему не дает ответа.

По мнению Мэнгэн, поэтому родителям и учителям нужно отступить.

"Существует только один эксперт из того, что нужно мне. И этот эксперт - я сама", - говорит специалист.

Никто в целом мире не подскажет вам, какой путь является правильным. Даже если вы выберете "неперспективное" гуманитарное образование.