Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Чем запомнился Кабмин Гройсмана

Чем запомнился Кабмин Гройсмана

Категория: Главное, Экономика
Чем запомнился Кабмин Гройсмана Правительство во главе с Владимиром Гройсманом работало чуть больше трех лет. Это был второй Кабмин при президенте Порошенко. ВВС News Украина собрала важнейшие достижения и неудачи этого правительства. Иногда провести границу между первым и вторым - довольно трудно.
 
1. Стабилизация
После своего назначения премьером Владимир Гройсман заявил, что своей главной задачей на этом посту считает восстановление стабильности в стране, которая за два года до этого столкнулась с чрезвычайными вызовами - аннексией Крыма, вооруженным конфликтом на Донбассе, огромными долговыми выплатами.

Обозреватели имели разные мнения, были уже заложены основы этой стабильности предыдущим правительством во главе с Арсением Яценюком, но экономические показатели от 2016 до 2019 действительно улучшались.

После того, как по итогам 2015 ВВП Украины упал почти на 10%, в 2016 экономика показала рост - на 2,3%. По 2018 ВВП вырос на 3,2%.

При этом по итогам 2018 инфляцию впервые с 2014 удалось удержать в пределах 10%. Команде Гройсмана удалось вовремя выплачивать долги и уменьшать дефицит бюджета.

Если на начало 2016 долг составлял 79,1% от ВВП страны, то на начало 2019 он снизился до 60,9%.

Дефицит бюджета, то есть превышение расходов над доходами, удалось сократить с почти 3% до 1,7%.

Впрочем, с началом 2019 все больше украинских и международных экспертов и участников рынка стали упрекать, что украинская экономика растет очень медленно, а реформы являются частными.
 
2. Газ
Одним из первых решений правительства Гройсмана стало введение так называемой единой цены на газ. Оно предусматривало, что все потребители, включая население, должны платить одинаковую цену за тот же объем энергоресурсов.

Это решение повлекло за собой значительный рост тарифов не только на газ, но и на отопление и горячую воду.

Однако формальное решение от апреля 2016 так и не было выполнено полностью, а правительство принялось принимать временные ограничения на цены на газ для населения.

Это становилось причиной отсрочки ожидаемых траншей от МВФ, а затем, и задержки с получением средств от других международных партнеров.

Так продолжалось до осени 2018 года, когда правительство приняло газовое постановление, которым повысило цены на газ на 23,5%, а также расписало график дальнейших повышений до конца 2019 года, когда, как ожидалось, цены для населения должны стать на 100% рыночными.

Однако уже весной 2019 выяснилось, что зафиксированые в постановлении цены стали выше, чем рыночные. И правительстве снова пришлось решать вопрос в ручном режиме.
 
3. Субсидии
Значительный рост тарифов на газ, отопление и горячую воду повлек за собой рост расходов на коммунальные субсидии.

Если в 2016 году на субсидии было потрачено 40 млрд из бюджета, то в 2018 - уже 71 млрд грн.

В течение всего этого времени правительство сначала пыталось проверить получателей субсидий, чтобы отделить тех, кто не имеет на них права. Впоследствии были попытки сделать критерии отбора более строгими.

На начало 2019 правительство вышло с твердым решением монетизировать субсидии, то есть выплачивать их "живыми деньгами", хотя до этого делалось несколько обещаний о введении монетизации значительно раньше.

Впрочем, и здесь в промежутке нескольких месяцев было предложено несколько вариантов монетизации, которые правительство собиралось упорядочить в мае. Однако в мае, после инаугурации нового президента, Владимир Гройсман подал в отставку.
 
4. Социальные стандарты
Если удар от повышения тарифов для бедных слоев населения удалось смягчить благодаря субсидиям, то для остального населения правительство вышло с еще одной инициативой - повышением минимальной зарплаты.

С 1 января 2017 года "минималка" была увеличена сразу в два раза - с 1600 до 3200 грн в месяц. Однако дальше повышения были не такими заметными. В общем с апреля 2016 до начала 2019 минимальная зарплата выросла в три раза - до 4173 грн.

При этом средняя зарплата в Украине выросла всего в два раза - с 4686 грн до 9326 грн в месяц.

Такой рост не смог удержать поток трудовых мигрантов из Украины, и к началу 2019 отток рабочей силы стали называть одним из главных рисков для украинской экономики в целом.

Повышение "минималки" позволило аккумулировать средства для пенсий, ведь текущие пенсионные выплаты финансируются за счет поступлений в Пенсионный фонд от уплаты единого социального взноса.

Однако и это повышение не было слишком кардинальным. С апреля 2016 до начала 2019 минимальная пенсия выросла на треть - до 1497 грн, а средняя - в 1,7 раза, до 2899 грн.

В марте 2019 впервые пенсии были проиндексированы автоматически. Однако это повышение уже связали с президентскими выборами, состоявшимися в апреле 2019.

Все это сопровождалось переходом привязки пенсий от возраста в трудовой стаж, который правительство назвало пенсионной реформой, а его критики - скрытым повышением пенсионного возраста.
 
5. Бизнес-климат и инвестиции
За три года работы правительства Гройсмана происходило несколько публичных акций вроде "Маски-шоу-стоп", которые должны были свидетельствовать о защите бизнеса и улучшении инвестиционного климата.

В апреле 2017 была запущена система автоматического возмещения НДС - одной из самых больших проблем бизнеса, работающего в Украине.

Однако в октябре 2017, когда были представлены результаты 2016 года, Украина заняла 76 место среди 190 стран мира в рейтинге Doing Business. В октябре 2018 это было 71 место - не слишком разительный прогресс. В своем отчете за три года деятельности правительство даже пользуется другой цифрой - 41 ступенька вверх в том же рейтинге с 2013 года.

По итогам 2016 года Украина получила 3,284 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. По итогам 2018 - 2,355$ млрд. В этом же году украинские трудовые мигранты перечислили домой около 11$ млрд, опередив инвесторов в более чем 5 раз.

6. Сотрудничество с международными партнерами - МВФ, Всемирным банком, ЕС
К концу 2018 года, после более полуторагодичного перерыва, МВФ одобрил предоставление Украине транша в 1,4 млрд долларов по новой программе сотрудничества - stand-by.

Директора фонда также утвердили прекращение старой программы расширенного финансирования (EFF). Начавшаяся весной 2015 программа расширенного финансирования предполагала возможность выделения Украине около 17,5$ долларов на четыре года. Киев смог получить меньше половины выделенных средств.

Последний транш по этой программе поступил в апреле 2017 года. С тех пор между Киевом и МВФ шли дискуссии о повышении цен на газ для населения до рыночного уровня, пока правительство не приняло решение об их повышении.

Задержки с траншами МВФ, а также недостаточно эффективная, по оценкам международных партнеров, борьба с коррупцией, приводили к задержкам или даже отказам в получении кредитов от Всемирного банка и макрофинансовой помощи от ЕС.

7. Децентрализация
Хотя главные законодательные акты для реформы местного самоуправления и децентрализации были приняты еще при правительстве Яценюка, главные шаги по воплощению этой реформы пришлись на премьерство Гройсмана.

Сделав первые карьерные шаги именно на уровне местной власти, он всегда активно продвигал и комментировал эту тему, не очень популярную в СМИ. Однако реформа действительно коренным образом изменила бюджетные потоки между "центром" и регионами.

В 2018 доходы местных бюджетов без межбюджетных трансфертов составили 262 млрд грн против 70 млрд грн в 2014 году. Местные общины получили право решать, куда направлять эти средства - на ремонт дорог, строительство школ и больниц, улучшение административных услуг, создание новых предприятий или строительство новых фонтанов.

Другое дело, что не все местные руководители смогли воспользоваться перераспределением бюджетных средств в пользу местных общин. В зависимости от региона, местной власти с разной степенью эффективности удавалось или не удавалось использовать полученные средства. Были и регионы, по которым фиксировали десятки миллиардов гривен остатков на счетах - дополнительные средства просто не могли использовать.
 
8. Прекращение торговли с Донбассом
В начале 2017 правительственные Гройсмана пришлось отвечать на вопрос "законно торговать с территориями, которые Киев считает оккупированными?"

В феврале 2017 февральские морозы и блокировки активистами железнодорожных переездов на границе с неконтролируемыми Киевом территориями вновь привлекли внимание к экономическим связям с самопровозглашенными ДНР и ЛНР в том числе и к вопросу поставки угля.

Сначала правительство было вынуждено объявили чрезвычайное положение в энергетике, а в марте с подачи правительства СНБО рассмотрел, а президент утвердил решение о временном прекращении грузовых перевозок через линию разграничения в Донбассе.

Последствия этого решения оказались не такими страшными, как предполагали некоторые эксперты и участники рынка.

В то же время правительство Гройсмана не удосужилось принять какое-то решение по подобной ситуации с аннексированным Россией Крымом, который до сих пор формально остается Свободной экономической зоной Украины.
 
9. Медицинская реформа, реформа образования
Министры правительства Гройсмана Лилия Гриневич и Ульяна Супрун стали инициаторами двух масштабных реформ в Украине - образовательной и медицинской.

В рамках образовательной реформы запустили 12-летнюю школу, изменили подход к обучению в младших классах - меньше правил, больше игр, обучения для учителей, выделяли субвенции на парты-трансформеры и на ремонт туалетов в школах. В прошлом году в Украине впервые на официальном уровне заговорили о проблеме буллинга и приняли закон для противодействия травле в школах.

Не менее кардинальные изменения происходили и в медицине.

Отменили привязку врача по прописке, ввели закупку лекарств через международные организации, запустили программу "Доступные лекарства", а еще электронные рецепты и электронные карты - перечисляют положительные сдвиги в результате реформы ее сторонники. Но противники реформы утверждают, что медицинские услуги не стали более качественными и продолжительность жизни украинцев не увеличилась.

Даже новый президент в своей инаугурационной речи заявил, что об улучшении медицины "говорят в основном те, кто никогда не лежал с ребенком в обычной больнице".
 
10. Инфраструктура
Еще одна сфера, которую сразу же раскритиковал новый президент - инфраструктура. "Это мифические украинские дороги, которые строятся и ремонтируются только в чьем-то бурном воображении".

Правительство Гройсмана и лично премьер всегда уделяли этому большое публичное внимание. Редко во время заседаний правительства не раздавались очередные заявления о новых километрах отремонтированных дорог. Модернизацию транспортной инфраструктуры правительство Гройсмана называет одним из своих главных достижений. По данным правительства, за последние три года было отремонтировано 6800 км дорог - столько же, сколько за предыдущие 9 лет.

Еще одним достижением, которое можно посчитать в цифрах, и которое, очевидно, стало следствием "безвизовых", - ощутимый рост пассажиропотока в украинских аэропортах. В 2018 этот показатель впервые превысил 20 млн пассажиров в год.

Всего за каждый из последних трех лет рост количества авиапассажиров составило 25-30%. А количество маршрутов бюджетных авиакомпаний, летающих в Украину, возросло с 21 в 2016 до 89 в 2018 году.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
КОММЕНТАРИИ (1)
пэрэсичнэ быдло 30 мая 2019 21:26
Кабмин вместе с Гросманом - повыздыхайте! Скромное, но, конкретное пожелание.
          1