Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Путевые заметки. ТВОЯ ВЫСОТА

Путевые заметки. ТВОЯ ВЫСОТА

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ
Путевые заметки. ТВОЯ ВЫСОТА ...Стремительные зеленые спуски с пятнами снежников и сиреневые туманные дали. И облака над ними, как бесконечное стадо, которое гонит и гонит небесный пастух. И тени от облаков, которые отражаются на ближних и дальних утыканных остроконечными смереками склонах, превращая их в океанские валы.
 

Таким предстал мир с вершины Говерлы. Простор Карпатских гор манил и завораживал. Были восторг и счастливое упоение моментом. С вершины как бы просматривался путь, который проделал. Однако одновременно внутри зародилось и стремительно набирало силу другое чувство. Мне трудно передать его. Что-то тоже вроде восторга. Но с существенной примесью тревоги, азарта, мечты. С высоты просматривался путь, который еще предстояло преодолеть…

 

На Говерлу идут много разных дорог (сначала шоссеек, проселков, потом троп, стежек, каменных ступенек). Из Ворохты (куда утренним киевским поездом прибыли мы), Лазещины, Ясиней. Их нельзя назвать ни трудными, ни легкими. Все зависит от погоды, груза за спиной (в том числе и прожитых лет), того, кто рядом (ведомого или ведущего – это уж как судьба распорядится). А еще от вашего настроя вообще покорить вершину и настроения это сделать в заданном темпе в данный момент. Впрочем, о покорении я бы не говорил. Покорить горы невозможно. Как и пустыню, лес, океан. Они сами по себе, в своем величии и праве. Были, есть и будут. В отличие от человека. Покорение – это все-таки насилие (даже над собой) и достижение власти. И удержание ее. Это как о стремлении покорить красивую сильную женщину. Можно ее возжелать и отдаться ей с потрохами. И сделать все, чтоб она тебя приняла, полюбила, оценила. В конце концов, тоже возжелала. Но это не будет ни твоя, ни ее победа. Просто возникнет обоюдное влечение. То же самое и с вершиной. Можно на нее взойти (но не превзойти!), подняться, взбежать, ступить, дотянуться, вскарабкаться, доползти. Это уж как повезет.

 

Мне повезло. И с погодой, и с настроением, и с грузом (вполне еще по силам), и со спутницей (хоть тут в горах повезло). Мы постояли на вершинном пятачке, усеянном разноцветными флажками (в основном желто-синими), пробежали глазами надписи (в основном это, как водится, автографы), пообщались с велосипедистами, которые умудрились затащить на гору своих железных коней и заспешили вниз на запад в сторону Петроса. В полукилометре в ложбинке заметили хатку. Это оказался приют «Под Говерлой». В крайнем случае, под его крышей можно было укрыться от непогоды. Но мы отправились дальше в надежде обрести более надежное убежище. На склонах Карпатских гор, а особенно вблизи полонин (горных пастбищ) часто встречаются пастушьи хижины – колыбы. Через час мы оказались на перемычке, соединяющей Говерлу с Петросом. Там и провели ночь в одном из домиков экопункта «Перемычка». Следующий день подарил нам солнце и изумительные горные виды. А на третий день мы спустились к поселку Козьмещик – отправной точке многих туристических маршрутов по Черногорью. И тут горы погрузились в туманную пелену, и полил дождь. Мы сидели на порожке добротной бревенчатой карпатской хаты и наблюдали за его струями, которые хрустальными шариками скатывались с листа чертополоха. А потом на него затащила свой домик улитка. Уютно и красиво устроилась. А за нашими спинами гудел огонь в печке. Час назад специально для нас его зажег старый гуцул, приговаривая «Гори, гори, ватерко, я з циганкою сьогодні спати буду». Мне и снилась в эту ночь цыганка, которая нагадала счастливую судьбу…

 

Мы все живем очень и очень приземленно. Простые (ох, часто и не простые!) насущные земные заботы в делах каждого из нас. Так устроена жизнь. По-другому, вроде, и невозможно. Однако случается (а ведь случается!), что приземленность вдруг превращается в суету, серую тоскливую обыденность, бег по кругу. Возникает желание вырваться из него. И не просто разомкнуть его (это вроде свобода, но зачем, выход, но куда?), а как бы преодолеть земное притяжение, воспарить над обыденностью. Это подспудное метафорическое желание (нередко даже потребность), но и очень конкретное действо. Восхождение на высоту. Ее покорение и одновременно взгляд на мир и его якобы насущный смысл и порядок земных дел.

Чтоб оказаться не то что не у дел, и даже не при делах, а хоть чуточку, но над ними.

 

Природный лик страны, как лик любимого человека. Все в нем на своем и только единственно своем месте, все мило, дорого, ценно. Есть, правда, особенности. Скажем, в виде родинки, изгиба бровей, ямочек на щеках. На поверхности страны – реки, долины, леса, горы. А еще вершины. Это главная особенность. Почти символ. Впрочем, без «почти». С древних времен существовал культ вершин. Их обожествляли, им поклонялись, к ним обращались с молитвами. Вершины – гордость страны. Ее символы, эмблемы, гербы. Ее, пожалуй, самые знаковые природные особенности. Горная высота – это близость к небу, звездам, другим мирам. Откуда и наша планета, откуда и наш мир. «Ведь то, что лучше всего, то и выше всего, а что выше всего, то всему голова и конец», – утверждал бродячий философ Григорий Сковорода. Космос во многих религиях изображается в виде горы с уступами-террасами и вершинами, например, гора мира Меру в индийском искусстве.

 

Древнекитайская картина мира знает пять святых вершин, которыми обозначены четыре стороны света и центр. Особенно почитаемой была горная страна Куньлунь с «девятью этажами». На изображениях мира горы с облаками символизируют сушу, на которой попеременно правили инь и янь. Достижение вершин Фудзиямы (Япония), Олимпа (Греция), Арарата (Турция), Синая (Египет), Говерлы (Украина) – это наряду с духовным вознесением (а для многих и освобождением!) еще и своеобразное паломничество к святыне, некий гражданский акт. Свершить его обязан каждый гражданин.

 

…«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Горы и вершина, где побывал, это как первая любовь. Возможно, будет и вторая, и третья. Лучше? Вряд ли. Просто другая любовь. Другая вершина.

 

Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора

 

Источник Позиция