Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Всех «ударят» током?

Всех «ударят» током?

Категорія: Позиція » Статті » Економіка
Всех «ударят» током? Больше двух лет назад, в апреле 2017-го, украинский парламент принял Закон «О рынке электрической энергии», по которому должно проходить внедрение в нашей стране норм европейского законодательства. Это так называемый Третий энергопакет, призванный нивелировать монопольное положение поставщиков электричества, изменить саму модель рынка и ее доставки конечному потребителю.
 

По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, вступивший в силу 1 июля закон отвечает всем международным стандартам и, кроме всего прочего, позволяет избавиться от склоняемой на все лады схемы «Роттердам+». А Национальная комиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) должна обеспечить стоимость электроэнергии для населения на нынешнем уровне, а для промышленности повышение хоть и состоится, но вроде как по минимуму.

 

Однако буквально накануне вступления закона в силу оказалось, что власть за два с лишним года так и не успела полноценно подготовить почву для его внедрения. В связи с этим за перенос сроков имплементации Третьего энергопакета выступили основные кредиторы Украины – Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Представитель Европейской комиссии Торстен Воллерт настаивал на поэтапном внедрении рынка, а Агентство США по международному развитию – на безопасном режиме, с определенными ограничениями на переходный период. Однако притормозить процесс никто уже не рискнул...

 

До 2019 года генераторы электричества продавали его ГП «Энергорынок». Там оно «смешивалось» и реализовывалось по среднему тарифу (оптовой рыночной цене) второму звену посредников – облэнерго, которые доставляли э/э потребителям. Но облэнерго с начала года разделили на две компании – оператора системы распределения (транспортировка по линиям электропередач) и поставщика (продажа ресурса). Теперь промпотребители могут заключать договор напрямую с производителем электроэнергии. А вот с населением будет работать поставщик универсальных услуг (часть тех самых облэнерго), у которого не может быть конкурентов в отдельно взятом регионе.

 

По идее, запуск рынка э/э предназначен для повышения конкуренции и формирования справедливых цен. Но в реальности все может произойти с точностью до наоборот, поскольку около 55% генерации электроэнергии контролирует ГП «Энергоатом», а 25% – ДТЭК Рината Ахметова. В Антимонопольном комитете полагают, что такой расклад может привести не к конкуренции, а к заговору трейдеров. И заодно допустили возможность существенного повышения стоимости э/э для всех без исключения потребителей.

 

В начале июня Кабинет министров, дабы избежать возможного социального взрыва перед грядущими выборами, постановил «утвердить» цены на электроэнергию с помощью ПСО/PSO – «возложения специальных обязательств». Это позволит компенсировать часть стоимости тока для народа до 31 декабря 2020 года за счет прибыли других участников рынка – ГП НАЭК «Энергоатом» (АЭС), АО «Укргидроэнерго» (ГЭС и ГАЭС) и оператора системы передачи НЭК «Укрэнерго».

Но те, чтобы не протянуть ноги, будут вынуждены увеличить цены для других категорий потребителей. Поэтому в НКРЭКУ и

 

«Укрэнерго» считают, что решение приведет к удорожанию электроэнергии для всех, кроме населения, сразу на 40–50%. Что это значит на практике? Стагнация промышленности и даже банкротство крупных компаний. Плюс коммунальные предприятия переадресуют свои возросшие расходы в платежки гражданам – обычная же практика.

 

Кроме того, население платит за э/э гораздо ниже оптовой рыночной цены за счет перекрестного субсидирования, когда промышленность по факту переплачивает генераторам, чтобы украинцы не теряли сознание при виде выставляемых счетов. Если норму отменить, стоимость электроэнергии для украинцев может вырасти даже больше, чем для промышленности! По оценкам «Укрэнерго», усредненная разница в тарифах в 2019 году составляла около 2,5 раз. Можете сами легко посчитать, на сколько увеличится цена одного киловатта.

 

А еще эксперты говорят, что наша страна вырабатывает э/э в 2,5 раза больше, чем потребляет. Не логичнее было бы максимально перенаправить ее на внутренний рынок, а не продавать за границу? Наполнять бюджет – это, конечно, святое, но не за счет же разрушения собственной экономики и тотального обнищания людей!

 

Также специалисты утверждают, что нельзя разделять рынки электроэнергии, газа, ЖКХ и т.д. Нужен единый сводный энергетический баланс, чтобы все было четко и прозрачно. Более того, государство должно контролировать и проверять рынок на каждом этапе, чтобы не было приснопамятных приписок. Ну, а у нас так: власть делегирует функции всем, кому угодно, трейдерам не писано антимонопольное законодательство, а в накладе остаются промышленность и население. Хорошенькая прозрачность вкупе с социальной справедливостью и развитием экономики, ничего не скажешь...

 

P.S. Для Запорожья, где производство является очень энергоемким, новые правила на рынке э/э могут оказаться «троянским конем». Многие ли промышленные предприятия потянут новые тарифы, если их все же увеличат? К тому же, именно наша область является ведущей в производстве электроэнергии, вырабатывая едва ли не каждый пятый кВт/ч в Украине. Может, в таком случае, нужно как-то дифференцированно подходить к вопросу ее стоимости для наших предприятий?

 

Максим КОРОБЕЦ

 

Источник Позиция