Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Рада приняла Избирательный кодекс: как будут проходить выборы по-новому?

Рада приняла Избирательный кодекс: как будут проходить выборы по-новому?

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Політика
Рада приняла Избирательный кодекс: как будут проходить выборы по-новому? Верховная Рада после почти четырех лет рассмотрения одобрила новый Избирательный кодекс, регулирующий проведение всех выборов в Украине. Законопроект поддержали 230 депутатов.

Перед рассмотрением законопроекту парламент пытался вернуться к рассмотрению поправок к нему, и голосов хватило только на 17-й раз.

Сложности в принятии законопроекта связаны и с тем, что значительная часть депутатов, а главное мажоритарщиков из всех фракций, или не пришли в Раду в разгар избирательной кампании, или же просто покинули парламент во время голосования за избирательный кодекс.

Часть из них, как например Борислав Розенблат, ушли из зала, когда за кодекс не хватало всего три голоса.

Спикер Андрей Парубий неоднократно призывал голосовать депутатов крупнейшей фракции БПП, которая голосовала не слишком дисциплинированно. Он напрямую обращался к представителям группы УДАРа в БПП, которые не поддерживали кодекс.

Но как бы случайно во время каждого голосования несколько депутатов выходили в кулуары, чтобы поговорить по телефону.

После пятнадцати неудачных голосований спикер лично пошел в сессионный зал, где убеждал депутатов поддержать законопроект, и в 17-й раз голосование о возвращение к поправкам поддержали 227 депутатов.

Кодекс начнет действовать только с 1 декабря 2023 и будет касаться только следующих очередных выборов в октябре 2024 года. В случае досрочных выборов Рады они пройдут по старому закону.

Проект кодекса зарегистрировали в парламенте еще в октябре 2015 года, а его одобрение предусматривало коалиционное соглашение БПП, "Народного фронта", "Самопомощи", "Батькивщины" и "Радикальной партии".

Осенью 2017 года на фоне протестов во главе с Саакашвили его одобрили в первом чтении, а в последние два месяца Верховная Рада рассматривала более четырех тысяч поправок к проекту для окончательного голосования.

Убить закрытые списки и мажоритарке

Главной целью принятия избирательного кодекса его сторонники называли борьбу с политической коррупцией на выборах в Верховную Раду, чему должна способствовать пропорциональная система с открытыми списками.

Идеологи принятия, в том числе спикер Совета Андрей Парубий, указывали, что эта система уберет коррупционную составляющую как закрытых партийных списков, так и мажоритарке.

Сейчас выборы в Верховную Раду проходят по смешанной системе. Половину депутатов избирают по закрытым партийным спискам, где проходные места определяет партийное руководство. Часто за проходное место в списке, как указывают эксперты, кандидаты платят деньги.

Другая половина избирается по мажоритарным округам. Эксперты указывают, что в округах судьбу выборов часто решают деньги и прямой или косвенный подкуп избирателей кандидатом. Пропорциональная партийная система с открытыми списками призвана нивелировать все эти риски.

Многих мажоритарщиков, которые и сейчас баллотируются, голосовать за документ побудило именно перенос начала действия кодекса уже на следующие, а не нынешние досрочные выборы.

В общем Избирательный кодекс сочетает в себе пять документов - законы о выборах президента, народных депутатов, местные выборы, о ЦИК и государственный реестр избирателей.

Как указывают авторы кодекса - Андрей Парубий, Александр Черненко и Александр Емец - главные новации касаются системы выборов в Верховную Раду.
 
Главная идея, заложенная в избирательном кодексе, заключается в том, что сами избиратели будут определять, кто из партийного списка пройдет в Верховную Раду.

Система несколько необычная и сложная, это признают и сами авторы. В начале избирательной кампании партии привычно проводить съезды и формировать общегосударственный избирательный список кандидатов.

Однако на этом сходство со старой системой заканчивается. Всех своих кандидатов партия сразу же разбивает на 27 региональных списков.

Украина на парламентских выборах будет делиться на 27 регионов - преимущественно избирательный регион совпадает с областями, но Киев и Днепропетровская область делиться на два.

В каждом регионе партия выставляет свой региональный избирательный список, и именно за него будут голосовать избиратели.

Кандидаты в региональном списке одновременно соревноваться и с другими партиями, и со своими коллегами в списке. Ведь будет голосование и за партийный список, и за конкретного человека из него.

Каким будет бюллетень и как голосовать

Избирательный бюллетень будет одинаковый по всей Украине и не будет зависеть от количества партий или кандидатов.

Там будет всего две пустые графы - одна номер партии, а ниже - номер кандидата от этой партии.

Каждая партия в целом по Украине и каждый кандидат в региональном списке будет иметь свой номер.

В кабинке для голосования будет информация и о номере партии, и по кандидатам. Избиратель в одной строке должен будет вписать номер партии, которую поддерживает. А во втором - номер кандидата из ее регионального списка.

Вписывать цифру будут по трафарету, как индекс на конверте, чтобы все цифры были одинаковые и по ним не возникало споров. Участковые избирательные комиссии сначала будут считать результаты партий и раскладывать бюллетени в отдельные стопки.

Следующий шаг - комиссии распределят их на стопки - за каждого кандидата из регионального списка.

Кто станет депутатом

Далее распределять мандаты по специальным формулам будет Центральная избирательная комиссия. Первое, они посчитают, какая партия преодолела 5% избирательный барьер в общенациональном округе, добавив все голоса за партии в регионах.

Далее считается избирательная квота - цена одного мандата в пересчете на голоса избирателей. Для этого общее количество голосов, поданное за проходные партии, делят на 450 депутатов. При средней явке, аналогичной прошлым парламентским выборам, цена мандата может составлять около 25 000 голосов.

Имея эту цифру, ЦИК определит, кто стал депутатами в региональных списках. Будут общее количество поданных за партию в регионе голосов и делить на цену голоса.

К примеру, если партия набрала в регионе сто тысяч голосов, то будет 4 мандата в этом регионе. Победители в середине регионального списка уже зависят от того, за кого конкретно проголосовал избиратель. То есть, если десятый номер в списке получил больше голосов, то именно он станет депутатом.
 

А что лидеры партий?

Лидеры партий, как и простые кандидаты включаются в какой-то региональный список и соревнуются за голоса избирателей. Однако они все же будут иметь преференции.

Дело в том, что при распределении мандатов в регионах и делении поданных за партии голосов на цену мандата возникать небольшие остатки. Если 105 тысяч голосов разделить на 25 тысяч цены мандата, то возникнет остаток в 5 тысячголосов.

Эти остатки делить в своеобразный способ, и партии получат так называемые "компенсационные мандаты".

Как указывают авторы кодекса, таких мандатов может быть от двух до пяти. Их получат лидеры общегосударственного избирательного списка.

Таким образом лицо партии, работавших на выборах по всей стране, но не доработали в своем регионе и не прошли, все же смогут попасть в Верховную Раду.

"На самом деле - это компьютерная формула, по которой все легко и быстро рассчитывается, что называется в два клика", - оценил сложность подсчетов докладчик проекту Александр Черненко. Он утверждает, что ЦИК с этой задачей должен справиться.

Подобную систему также введут на местных выборах, но исключительно на уровне областных, районных советов и советов крупных городов. Крупными городами будут считать областные центры и города, в которых более 90 000 избирателей (таких городов сейчас около 70, указывают разработчики).

На низших уровнях местных выборов сохранится мажоритарная система, но округа составлять так, чтобы на каждый округ приходилось по несколько депутатов и победителей в округах было больше одного. Так депутаты уменьшат противостояние между лидерами гонки в округах.