Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ужас всей Европы

Ужас всей Европы

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Ужас всей ЕвропыНа прошлой неделе МИД Украины обвинил венгров в сепаратизме из-за карты «венгерского» Закарпатья. Ведомство обратилось в Генеральную прокуратуру и Службу безопасности с требованием возбудить уголовное дело по поводу газетной иллюстрации, где на карте Закарпатской области несколько избирательных округов обозначены в цветах венгерского флага.

 
«На первой странице газеты «Карпаталия» ОО «Общество венгерской культуры Закарпатья» под лозунгом «Венгр, вставай!» иллюстрирована принадлежность к Венгрии ряда территорий Украины. Сепаратизм! ГПУ и СБУ должны инициировать производство. Подписал письма», – отметил заместитель министра иностранных дел Евгений Божок в Twitter.

Это сегодня можно цивилизованным образом порешать внешнеполитические вопросы. А было время, когда мадьяры умудрились разграбить почти всю континентальную Европу. Предлагаем окунуться в историю и узнать, откуда пришел в Европу этот таинственный народ, говорящий не на языке индоевропейской группы (как жители окружающих государств), а финно-угорской. Научно доказано, что венгры – близкая родня охотников манси и оленеводов ханты, живших в Западной Сибири. Именно оттуда начался путь венгров, который привел их в Центральную Европу.
 
На волне климатических изменений в бронзовом веке они оказались в Приуралье. А их ближайшие родственники – предки хантов и манси – ушли на север, в тайгу, тундру. Так мадьяры более тысячи лет кочевали в приуральских степях рядом с индоиранскими скотоводами, осваивая их степной быт. Затем в результате великого переселения народов гунны и тюрки увлекли мадьяр на запад. Так они в VIII веке оказались в составе Хазарского каганата и обосновались в земле Леведия на северных берегах Азовского моря.
 
В 830 году мадьяры послали ослабевших хазарских каганов куда подальше и начали расширять свои кочевья. В 862 году мадьярская конница впервые ступила на Паннонскую равнину (нынешняя территория Венгрии (большая часть), Словакии, Сербии, Румынии, Хорватии и Австрии; на северо-востоке – Закарпатская область Украины – ред.). Мадьяры ходили по Паннонской равнине, как у себя дома. И чем больше они там ходили, тем больше она им нравилась. Даже умудрились осуществить пару-тройку набегов на соседние земли и зарекомендовали себя успешными воинами.
 
Особых территориальных притязаний у мадьяр не было, им достаточно было забавы ради «ограбить земледельца». Не исключено, что осели бы они где-нибудь у подножия восточных Карпат, если бы в 894 году болгарский царь Симеон не начал войну с византийцами. Последние наняли венгров как все более популярных военных субподрядчиков и бросили их в бой. Венгры разгромили болгарские армии в пух и прах. Болгарский царь, в свою очередь, нанял печенегов. Они и принялись опустошать венгерские земли. Этот прецедент вынудил мадьяр в 895 году двинуться на запад. Они прошли карпатские перевалы, хлынули в Трансильванию и очутились там, где и живут по сей день. В отличие от других народов, которые говорят, что на своих землях они живут чуть ли не от сотворения мира, мадьяры, не мудрствуя, называют этот эпизод в истории «завоеванием Родины».
 
Венгры, в отличие от все еще варварской, но несколько облагороженной христианством Европы, без сантиментов овладели новыми землями, вырезая добрую часть мирных европейцев. В 899 они укрепились на востоке Паннонии и снова стали ждать военных заказов. В это самое время король восточных франков Арнульф, владевший землями будущей Германии, и король Италии Беренгар чего-то там не могли поделить. Арнульф сделать заказ раньше. Пять тысяч мадьярских всадников ворвались в Северную Италию, разграбили Венецию и разгромили войско Беренгара. Да вот незадача, их заказчик Арнульф за это время помер. Мадьяры не нашли, с кем «порешать за деньги» и сочли себя свободными от обязательств. На обратном пути разграбили немецкую Каринтию и отжали у восточнофранкской короны западную часть Паннонии. Практически вся Европа оказалась в венгерских руках.
 
Кочуй, набегай, лови гусей сколько душе угодно. Душе было угодно много. В набеги ходили все желающие. Вокруг владений венгров появился широкий безлюдный пояс, где никто не рисковал селиться. А если и рисковал, то жил очень недолго.
В 904 году венгерские орды снова старательно ограбили север Италии. Уже битый ими король Беренгар решил: раз вторжение нельзя остановить, то его нужно использовать. И нанял мадьяр против императора Людовика Прованского. Венгры помогли разбить Людовика. На следующий год полабские славяне пожаловались венграм, что на них набегают саксы из нынешней северо-западной Германии. «Не вопрос», – сказали венгры. И набежали на саксов, дойдя до Гамбурга и Бремена. После этого методично разорили баварские земли, сдвинув границу с немцами к предгорьям Альп. С этого момента венгры стали подлинной чумой Европы, многие герцоги и маркграфы предпочитали стать их данниками, потому что воевать с мадьярами не получалось.
 
В 917 году мадьярские всадники вырвались за Рейн. Они разорили Эльзас и Лотарингию, сожгли Верден. География набегов росла, потому что ближе грабить уже было особо нечего. Венгры разоряли Бургундию, окрестности Рима и Неаполя, опустошали земли близ Реймса, Парижа и Орлеана. В 922 году они уже жгли византийские городки в Апулии, на «каблуке» итальянского «сапога». В 926-м дошли до Бретани и берегов Атлантического океана. В 935-м, уже в союзе с печенегами (в степи обиды помнят долго, но это не мешает выгодным альянсам), осаждали Константинополь, грабили Грецию и выбивали из византийцев дань. После чего отправились на другой конец Европы и разорили Аквитанию на юго-западе Франции. В 942 году венгры привычно пошли пограбить Италию – вдруг что-то еще осталось? Итальянский король Гуго подсказал им план получше. «А не сходить ли вам, венгры, за Пиренеи? Там, знаете ли, мавры. Причем все еще толком никем не ограбленные». Венгры пошли и ограбили мавров Кордовского халифата. Разорили Каталонию, сходили к испанским Уэске и Лериде. Потом решили, что летом в Испании как-то жарковато, вырезали итальянских проводников и пошли домой. Мавры так впечатлились этими отморозками, что пятерых пленных венгров сделали телохранителями кордовского халифа.
 
А вот с Германией понемногу становилось все сложно. Новый король Генрих Птицелов откупился от набегов венгров на север германских земель на девять лет вперед и занялся созданием новой тяжелой конницы. Ее девизом стало «порядок и дисциплина». Когда в 933 году Генрих отказался платить дань, его рыцари сумели успешно отразить карательный рейд мадьяр при Мерзенбурге. Конец «лавочке» настал в 955 году, после полувека безудержного грабежа всей Европы. Мадьяры до безумия надоели «тевтонам» – от короля до последнего крестьянина. Огромная армия обрушилась на главные силы венгров, осаждавшие еще не разграбленный баварский город Аугсбург. Немецкая конница своевременной контратакой сорвала попытку окружения и начала наступление. Удар, реогранизация, построение, новый удар… «Квадратиш, практиш, гут»...
Венгры дрались упорно и бешено, но в итоге не выдержали стального «тевтонского» натиска. Когда венгерская армия обратилась в бегство, выяснилось, что германцы со все той же методичностью перекрыли все окрестные переправы.
 
Мышеловка захлопнулась. Любители окружений сами оказались в «котле». Цвет венгерской конницы вместе с большей частью степной знати сгинул на реке Лех при Аугсбурге. Предводителей мадьярского войска Булчу, Лела и Шура немцы поймали и торжественно казнили. Когда победители устали убивать простых пленных, оставшимся отрезали уши и носы и отправили восвояси. Урок оказался убедительным. Венгерские набеги на Европу прекратились: набегать стало некому, выжившие предпочитали больше так не рисковать.
 
Венгры остепенились, вскоре получили крещение и понемногу превратились в почти «нормальное» европейское королевство – со своей экзотикой, предельно странным языком, гуляшом и чардашем – но все равно гораздо более похожее на Польшу или Сербию, нежели, скажем, на Крымское ханство. Гремевшая на весь Старый Свет слава их набегов померкла в веках и «потерялась». Правда, генетическая память, как видим, до сих пор дает о себе знать, слава богу, на бумаге.
 

Наталья ЕЛИСЕЕВА


Источник Позиция