Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Настоящая цена дешевой одежды

Настоящая цена дешевой одежды

Категорія: Суспільство, Гроші
Настоящая цена дешевой одеждыФранцузы или итальянцы, возможно, считают себя самыми большими модниками в Европе, но самые большие любители шопинга - именно британцы.
 
Британцы покупают больше одежды, чем их соседи, и в 5 раз больше предметов гардероба, чем в 1980-х.

То, что некогда было ежемесячным "подарком" ко дню зарплаты, теперь превратилось в рутину каждые выходные - или, возможно, и чаще. И кто может нас обвинить?

Если быстро пробежаться по магазинам в центре города, вы найдете множество платьев, которые стоят менее 10 фунтов, а новое бикини можно купить вообще за 1 фунт.

Благодаря глобализации вещи производят в отдаленных странах за небольшие деньги, и мы получаем больший выбор и низкие цены.

Но как это вообще возможно? И как наша привычка покупать влияет на окружающую среду? Взаимоотношения между покупателем и индустрией моды, возможно, перестают работать эффективно.

В рамках расследования BBC Radio 4 для программы Today мы проехали от Испании в Эфиопию, пытаясь выяснить, как планета и некоторые ее бедные жители платят за нашу непреодолимую жажду моды - и как решить эту проблему.
 

Как они это делают?

Модные бренды испытывают двойное давление - дать одежду "как на подиумах" за умеренные деньги и одновременно принести прибыль инвесторам, что может привести к не слишком порядочной борьбе за дешевые ресурсы - явление, которое критики называют "погоней за иглой" по всему миру.

Тяжелое положение людей, которые шьют нашу одежду, оказалось в центре внимания в 2014 году, когда 1138 рабочих погибли в результате обвала фабричного комплекса Rana Plaza в Бангладеш.

После этой катастрофы на модные бренды начали оказывать сильное давление с целью улучшения условий труда, и он дал результаты. Некоторые крупные компании - такие как H&M и Converse - начали публиковать списки своих поставщиков, а иногда и субподрядчиков - либо могут быть тысячи - в ответ на призывы к большей прозрачности.
 

Время "потогонных фабрик» - в прошлом?

Но последние тенденции имели непредсказуемые последствия. Когда заработная плата в Бангладеш возросло, компании начали искать рабочую силу в других местах, чтобы все-таки уменьшить расходы.

Например, в Эфиопии зарплата за такую  работу составляет в среднем лишь треть суммы, выплачиваемые в Бангладеш. Типично плата менее 7 долларов в неделю. На условиях анонимности работники фабрики вблизи Аддис-Абебы рассказали нам, что жить на такие деньги невозможно.

Также они жаловались на невыносимые условия - от антисанитарных туалетов в словесных оскорблений.

Международное внимание к этой ситуации привлекла правозащитная организация Workers Rights Consortium. Автор отчета Пенелопа Кирицис рассказала нам о работниках, которым не платили сверхурочные, и о женщинах, которым при приеме на работу щупали живот, чтобы проверить, не беременные они. По ее словам, после обнародования отчета несколько месяцев назад, ощутимого улучшения не произошло.

Стремясь победить в жесткой конкурентной борьбе, правительство Эфиопии начало чуть не рекламировать дешевую стоимость рабочей силы в стране.

Но госпожа Кирицис говорит, что швейная промышленность страны не может оправдываться тем, что по крайней мере она обеспечивает людям средства к существованию там, где больше это делать некому.

Она подчеркнула "чрезвычайно высокую текучесть кадров, когда работники уходят из государственной работы на другие рабочие места, чтобы потом снова работать в других неофициальных отраслях или в сельском хозяйстве».

Орсола де Кастро стала соучредителем правозащитной группы Fashion Revolution после катастрофы в Rana Plaza. Ее организация поощряет клиентов ставить более жесткие вопросы любимым брендам -  с помощью листовок.

"Существует два основных ложных представления, касающиеся экологичности и этики. Одно из них - во всем виновата" скорая мода ", и это как бы снимает вину с сектора "высокой моды", когда на самом деле вопрос нужно ставить всей эфиопской индустрии моды",
- сказала она BBC.

"А второе - это то, что местное производство всегда этическим и экологическим. Это не так", - добавила она.
 

А как насчет экологии?

Производство текстиля, как утверждают, больше влияет на климатические изменения, чем авиация и судоходство вместе взятые. И такие последствия на каждом этапе жизненного цикла предмета одежды - поиск ресурсов, производство, транспортировку, розничная торговля, использование и утилизация.

Начнем с того, что это значительно сложнее, чем деление на "хороший" хлопок и "плохую" синтетику. Хлопок - культура, которая требует очень большого количества влаги.

Как отметил в недавнем отчете Комитет по аудиту окружающей среды Палаты общин Великобритании, для изготовления одной хлопчатобумажной рубашки и пары джинсов надо около 20 тысяч литров воды. Там пришли к выводу, что "мы невольно одеваем запасы пресной воды Центральной Азии".

В то же время рубашка из полиэстера имеет гораздо больше "углеродного следа". Транспортирование одежды делает ее еще дороже, а окраска ткани также добавляет загрязняющих веществ.

Частицы микропластика попадают в воду, и это становится все большей проблемой - один цикл стирки в стиральной машине может высвобождать сотни тысяч таких частиц.

Кроме того, в Британии ежегодно утилизируют миллион тонн одежды, и 20% его оказываются на свалке. Одна или две импульсивные покупки очень быстро превращаются в настоящий снежный ком. Но кто его остановить?